Папки-передвижки

Рабочая программа в младшей группе

Марина Аитова
Рабочая программа в младшей группе

Рабочая программа

сопровождения образовательной деятельности

в младшей группе (3-4 года)

Содержание

I.РАЗДЕЛ- ЦЕЛЕВОЙ

1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

2. Планируемые результаты освоения программы.

Система мониторинга.

3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей младшего дошкольного возраста

II. РАЗДЕЛ –СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Публикация «Рабочая программа в младшей группе» размещена в разделах

2.1. Цели и задачи образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста

2.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей младшего дошкольного возраста:

Социально-коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в младшей группе на 2015-2016гг. (Приложение)

2.3. Региональный компонент содержания дошкольного образования в младшей группе

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

III .РАЗДЕЛ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Организация развивающей предметно- пространственной среды

Материально-техническое обеспечение Программы

3.2. Методические материалы, средства обучения и воспитания дошкольников младшей группе

3.3. Организация жизнедеятельности воспитанников младшей группе

3.3.1. Режим дня

3.3.2. Проектирование образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей младшего дошкольного возраста

3.3.3. Традиционные события, праздники, мероприятия

3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды.

3.5. Библиография

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основании основной образовательной программы МБДОУ ДС №21 «Сказка», федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л. Г. Петерсон и И. А. Лыковой. Программа реализуется во всех видах деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно –исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а так же восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительное (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пене, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Срок реализации Программы с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года. Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного, организационного) и дополнительного раздела — краткой презентации Программы.

Программа предусматривает реализацию индивидуальных особенностей детей, личностно - ориентированного подхода с использованием развивающих методов. Программа реализуется во всех видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

- Социально- коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

В части, формируемой участниками образовательного процесса, реализуется парциальная образовательная программы "Здравствуй, мир Белогорья!" (образовательная область «Познавательное развитие») (Л. В. Серых, Г. А. Репринцева) :

1.1.1 Цели и задачи реализации программы.

Непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общение с другими людьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно-эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его создании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Программа реализует следующие цели и задачи:

- Охрана и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка.

- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

- Объединение, обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Цель работы по парциальной программе дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие») (Л. В. Серых, Г. А. Репринцева) : обеспечение познавательного развития детей 3-8 лет на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Задачи:

- развитие познавательных интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации на основе социокультурных традиций Белгородской области; - формирование представлений о социокультурных ценностях и традициях России и Белгородской области;

- развитие в игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности представлений о себе и других людях, о природных богатствах и культурных достижениях Белгородской области, о труде и профессиях земляков, об историческом прошлом и настоящем Белогорья;

- расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом с учетом социокультурных традиций Белогорья;

- развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению познавательных задач на основе социокультурных традиций Белгородской области.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Принципиальные основы программы включают ряд подходов:

Эколого-культурный подход в личностно-ориентированном образовании: личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребёнка;•введение ребёнка как субъекта, признания его ценностью всего образовательного процесса. Образовательный процесс выступает развивающей эколого-культурной средой, которая понимается нами как синтезированная система ценностей (культурно-познавательных, гуманистических, нравственных, эстетических) отраженных в различных видах искусств, осваиваемых ребёнком в совместном взаимодействии со взрослыми в мире культуры, в мире собственной культуры «Я» и в деятельности. Содержание художественно-эстетической среды образовательного процесса отражает в себе общечеловеческие ценности.

Деятельностный подход позволяющий детям через участие в различных видах деятельности раскрыть свои природные задатки и способности, при этом ребёнок непассивно усваивает культурные нормы поведения и действия, а активно участвует в их построении, доводя до уровня поступка.

Комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Образовательный процесс основывается на следующих принципах, которые учитываются в обучении и воспитании детей и в оформлении развивающей среды:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования понимается нами как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, ориентированный на объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с интеграцией детских деятельностей.

Принцип вариативности – у детей формируется умение в простейших и сложных ситуациях делать самостоятельный выбор на основе согласованных правил.

Принцип мини-макса обеспечивает продвижение каждого ребенка своим темпом и ориентирует на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принцип творчества ориентирует на приобретение детьми в ходе игры и любого вида деятельности собственного опыта творческой деятельности.

Принцип природосообразности обеспечивает формирование полоролевогоповедения в детском сообществе и жизнедеятельности.

1.1 Планируемые результаты освоения программы.

Планируемые результаты освоения детьми программы осуществляются на основе целевых ориентиров в ФГОС ДО и основной образовательной программы «Мир открытий» Л. Г. Петерсон, реализуемой в младшей группе по всем направлениям развитий.

Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО Показатели освоения детьми программы по образовательным направлениям

Социально-коммуникативное развитие

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

-становление самостоятельности, -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества -формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе - Проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействия (пока с разной степенью успешности).

-Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме.

- Старается соотносить свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил.

- Одевается и раздевает при значительной помощи взрослого.

- Объединяется с детьми для совместных игр, действует в соответствии с предложенными правилами.

- Отражает в играх сюжеты из разных областей действительности (бытовые, сказочные, профес-ные и т. п.)

- Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики.

- Знает, какой хоз. деятельностью по дому занимаются взрослые (покупают вещи и продукты в магазине, готовят еду, моют посуду, стирают одежду и т. д.).

- Имеет представления о некоторых профессиях, может назвать их и рассказать о них, уважает труд других.

- Понимает, что предметы, которыми он пользуется, произведены трудом многих взрослых, что нужно обращаться с ними бережно, чтобы они служили долго, а если они больше не нужны, то можно передать их другим людям, которые сами не могут приобрести их.

- При напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает какие предметы в ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними.

- Знает некоторые правила поведения в природе, старается не топтать растения; знает, что не нужно рвать и пробовать на вкус незнакомые растения, начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа, приобретает самые первые навыки по уходу за растениями, обращает внимания на то, что нужно вовремя закрывать кран с водой, не бросает мусор на землю и т. п. ; имеет первичное представление о безопасном движении на улице.

Познавательное развитие

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации,

-формирование познавательных действий

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, об особенностях ее природы, праздниках и традициях.

-Умеет объединять предметы по общему признаку и находить лишний элемент.

- Умеет продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком.

- Умеет различать и называть цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); различает и называет черный, серый, белый цвета; оттенки цветов (светло -зеленый, темно-зеленый, темно-красный, темно-синий).

-Умеет сравнивать предметы по длине, высоте, ширине и устанавливать на предметной основе отношений «равно- не равно», «больше- меньше».

- Умеет выделять один и много в окружающей обстановке, умеет устанавливать количественное равенство между двумя группами предметов (наложением, приложением, умеет считать в пределах трёх отчитывать три предмета от большего количества,умеет располагать числа по порядку от 1 до 3,

-Умеет узнавать и называть шар, круг, треугольник, квадрат находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

- Умеет определять направление движения от себя (на, над, под); показывает правую, левую руки, называет части суток, устанавливает их последовательность.

- Может рассказать о себе и своих игрушках.

- Имеет представления о некоторых видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; может назвать несколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них, знает несколько праздников, может их назвать (Новый год, день рождения).

- Различает мир живой и неживой природы.

- С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.

Речевое развитие

-владение речью как средством общения и культуры

-обогащение активного словаря -развитие связной речи

-знакомство с книжной культурой Имеет соответствующий возрасту словарный запас;

- Правильно называет схожие по внешнему виду предметы, их качества, свойства, действия.

- Согласовывает части речи в роде, числе, падеже.

- Правильно использует в речи предлоги (рядом, около, с, у, возле, в, на, за, под).

- Образовывает уменьшительно-ласкательную форму существительных.

- Составляет короткий рассказ по картине.

- Отвечает на вопросы: Куда? Где? Что делает? Какой? Откуда?

- Отвечает на вопросы развёрнутым предложением.

- Повторяет за воспитателем рассказ составленный об игрушке.

- Участвует в инсценировке стихов и коротких сказок.

Художественно- эстетическое развитие

-становление эстетического отношения к окружающему миру

-восприятие музыки, художественной литературы и фольклора

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей - С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, поделки, простые сюжеты на тему окружающей жизни, худ. литературы, любимых мультфильмов.

- В создаваемых образах передает доступными графическим, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, владеет различными художественными техниками.

- Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно- выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства.

Физическое развитие

-приобретения опыта во всех видах двигательной деятельности детей

-формирования начальных представлений о некоторых видах спорта

-овладение подвижных игр с правилами

-становление ценностей здорового образа жизни

-овладение его элементарными нормами и правилами. - Умеет ходить в разном темпе и в разных направлениях, с поворотом, на носках, высоко поднимая колени.

- Бегать со сменой направлений, бегать по кругу, обегать предметы, по дорожке (шир. 25 см.).

- Умеет ловить мяч кистями рук с расстояния до 1м, бросать мяч двумя руками вдаль разными способами (снизу, из-за головы, от груди, прокатывать мяч между предметами, катать и перебрасывать мяч друг другу.

- Умеет прыгать на месте, на мягком покрытии, прыгать в длину с места, прыгать вверх, доставая одной рукой предмет, на одной ноге.

-Выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, перед едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде, часть из них самостоятельно и без напоминаний со стороны взрослых

-Имеет элементарные знания о самом себе, получил некоторые представления о здоровом образе жизни (может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым, назвав некоторые из правил : делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т. п.)

- Знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно характеризовать свое самочувствие; положительно относится к оздоровительным мероприятиям

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов рабочей программы

Мониторинг достижения детьми промежуточных и итоговых результатов освоения программы «Мир открытий» - это практико – ориентированное пособие, в котором дается конкретный инструментарий для анализа и оценки результатов освоения программного материала каждым ребенком и группой детей одного возраста в динамике их развития.

Основной целью системы мониторинга в программе «Мир открытий» является оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы в зависимости от динамики достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Основными особенностями системы мониторинга в программе «Мир открытий» являются:

- оценивание реальных достижений ребенка, проявляющихся в его повседневной активности и деятельности в естественной среде (в играх, в процессе свободной и организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов);

- комплексный подход в оценке промежуточных и итоговых результатов, при котором учитываются экспертные оценки различных специалистов детского сада;

- соотнесенность программных задач развития детей с системой оценочных параметров;

- наличие четких критериев для оценивания по параметрам, характеризующим интегрированные качества на каждом возрастном этапе;

- определение динамики промежуточных и итоговых результатов;

- учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Система мониторинга включает в себя пособие и тетрадь с таблицами. В пособии подробно описана методика оценивания ежегодных показателей развития ребенка, даны критерии выставления оценок по каждому параметру. Тетрадь с таблицами делится на две части.

Первая часть включает характеристику развития следующих интегрированных качеств: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Любознательный, активный», «Эмоционально- отзывчивый», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Способный решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

Вторая часть включает характеристику интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками», характеризующего результаты образовательной деятельности по образовательным областям: «Физическое развитие», «Познание», «Речевое развитие», «Социально-личностное», «Художественно-эстетическое». В тетради представлены принципы оценивания – трехуровневая система мониторинга и технология работы с таблицами.

Большинство показателей развития складываются из данных наблюдений за детьми в играх, в процессе свободной и организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, бесед с родителями. Для оценки развития некоторых характеристик используются беседы и несложные естественные (динамические) ситуации, которые можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах.

Таблицы мониторинга заполняются воспитателями группы, педагогом по физической культуре, музыкальным работником. Заполняются они два раза в год – в начале и конце учебного года (осенью и весной, что позволяет выявить динамику освоения программных требований в течении года.

Показатели, получаемые в результате проведения данного диагностического обследования, позволяют оценить успешность решения образовательных задач и правильность построения взаимодействия взрослых с каждым ребенком. Это обеспечивает возможность своевременной корректировки и оптимизации форм и методов работы, как с конкретным ребенком, так и с группой детей в целом. Подключение родителей воспитанников к процессу мониторинга способствует объединению усилий педагогов и семьи, позволяет создать оптимальные условия для успешного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

1.3. Психолого- педагогическая характеристика особенностей развития детей младшего дошкольного возраста

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) средние антропометрические показатели детей к трём- четырё м годам следующие: мальчики весят 16,3 кг при росте 102,4 см, а девочки весят 15,9 кг при росте 100,7 см.

Развитие моторики и становление двигательной активности

У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения становятся более разнообразными и координированными. Они активно двигаются, но в ходьбе и беге не все дети согласовывают движение рук и ног. Прыгают тяжело, на всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты. В самостоятельной деятельности используют разные виды ползания. Лазание по лесенке, гимнастической стенке требует от детей большого напряжения: они передвигаются достаточно медленно и в произвольном темпе. Упражнения в бросании и ловле мяча, предметов вдаль становятся у детей всё более координированными. На четвёртом году жизни у детей формируются навыки совместной игровой и двигательной деятельности. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. Внимание детей приобретает более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл, назначение и овладевают умением выполнять в соответствии с образцом.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа в младшей группе
Опубликовано: 20 августа 2020 в 09:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД