Ольга Николаева
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №93» г. о. Саранск и программы «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Рабочая программа воспитателя второй младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практиковаться в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем детстве
Социально-коммуникативное развитие
• наблюдается динамика непосредственного эмоционального общения со взрослым, эмоциональное благополучие детей;
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживании; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• развитие готовности и способности к обобщению со взрослыми и совместным играм со сверстниками под руководством взрослого.
Физическое развитие
• развиты крупная (общая) моторика, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); интерес к тактильно-двигательным играм.
Познавательное развитие
• от владения основными культурными способами деятельности, подражания речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
Речевое развитие
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится обращаться ко взрослым с вопросами, просьбами;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин.
Музыкальное развитие
• интересуется звучащими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры, стремится проявлять настойчивость в достижении результата;
• проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку;
• эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Художественное развитие
• ребенок манипулирует с предметами и выполняет познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности;
• формируются готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто, создание продукта изобразительной и конструктивной деятельности;
• ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения искусства.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Учебный план ООП ДО во второй младшей группе
МДОУ «Детский сад №93» г. Саранска.
Направление развития Виды деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю
Физическое развитие Двигательная деятельность Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные 3 раза в неделю по 15 минут
Социально-
коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы Ежедневно
Самообслуживание и элементарный бытовой труд поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ Не более 15 минут
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые, дидактические и др. В режимные моменты
Познаватель-ное
развитие Познавательно-исследовательская деятельность ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины В режимные моменты
ФЭМП Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины 2 раз в месяц по 15 минут
Речевое развитие Развитие речи Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций 1 раза в неделю по 15 минут
Чтение художественной литературы
Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, 1 раз в неделю по 15 минут
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность Рисование
Лепка
1 раза в неделю по 15 минут
2 раз в месяц по 15 минут
Конструирование Конструирование из природного и иного материала. 2 раз в месяц по 15 минут
Музыкальная деятельность Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения 2 раза в неделю по 15 минут
2.2 Перечень методических пособии, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
2.4 Взаимодействие с семьей, социумом.
№ Содержание работы Сроки Ответственный
1
Родительское собрание: «Детский сад пришел в семью» Сентябрь
2 Сообщение"Детский сад пришел в семью". Сентябрь
3 Консультации: «Процесс адаптации к детскому саду у вновь прибывших детей». Сентябрь
4 Фотовыставка «Как я провёл лето-2015». Сентябрь
5 Анкетирование. Сентябрь
6 Наглядно текстовая информация "В первый раз в детский сад". Сентябрь
7 Адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми. Октябрь
8 Оформление родительских уголков, информационных листков. Октябрь
9 Творческая выставка поделок и композиций из природного материала «Осенние фантазии». Октябрь
10 Консультация: «Кризис трех лет» Октябрь
11 Беседы «Одежда детей в группе и на улице». Октябрь
12 Памятка: «Показатели окончания адаптационного периода». Октябрь
13 Акция «Дом для птиц» (изготовление кормушек для птиц). Ноябрь
14 Консультации: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей» Ноябрь
15 Беседа: "Подвижные игры на прогулке». Ноябрь
16 Закаливание- это важно. Ноябрь
17 Наглядно текстовая информация "
Предновогодние советы родителям". Декабрь
18 Творческая выставка новогодних поделок (изготовление новогодней ёлки и ёлочных игрушек из бросового материала). Декабрь
19 Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!» Приобщение к участию, подготовке к утреннику, украшение группы, зала. Декабрь
20 Консультация "Почему ребенок говорит плохо?" Декабрь
21 Папка - передвижка "Здравствуй гостья - Зима!" Декабрь
22 Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч на участке. Январь
23 Смотр – конкурс композиций из снега на участках групп «Снежная сказка». Январь
24 Беседы и советы по теме.
Компьютер "За" и "Против". Январь
25 Родительское собрание. «Игра - как средство развития детей младшего возраста" Январь
26 "Мы строим снежный дом" (привлечение родителей к оформлению площадки зимними поделками из снега). Январь
27 Памятка для родителей: «Гололед и безопасность человека». Январь
28 Совместное развлечение «Вместе с папой поиграть хочу» Февраль
29 Оформление фотогазета «Наши замечательные папы!». Февраль
30 Изготовление подарков папам и дедушкам. Февраль
31 Фотовыставка «Наши пушистые любимцы». Февраль
32 Консультация: "Давайте научим детей любить своих родителей". Февраль
33 Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы. Февраль
34 Проводы зимы «Масленица вкусный праздник». Февраль
35 Творческая выставка поделок из природного и бросового материала «Цветы – красота земная», приуроченная к Международному женскому дню. Март
36 Консультация: «Роль сказки в жизни детей дошкольников». Март
37 Изготовление подарков для мам и бабушек. Март
38 Совместная подготовка к весеннему празднику. Март
39 Фотовыставка «Мамочка любимая моя!» Март
40 Папка – передвижка «Весна – красна в гости к нам пришла». Март
41 Творческая выставка «Пасхальное чудо», посвященная празднованию Светлой Пасхи. Апрель
42 Консультации: «Авторитет родителей». Апрель
43 Совместная беседа «Как предупредить весенний авитаминоз». Апрель
44 Памятка для родителей «Как провести выходной с ребенком». Апрель
45 Конкурс стенгазет «Детский сад будущего». Апрель
46 Творческая выставка рисунков и поделок, посвященная Дню Победы. Май
47 Родительское собрание: "Анализ работы за год". Май
48 Конкурс на лучшую поделку из природного и бросового материала «Мы и природа». Май
49 «День добрых дел» по благоустройству территории детского сада. Май
50 Памятка для родителей «Причины детского дорожно – транспортного травматизма». Май
51 Сообщение для родителей "Безопасность детей - Забота взрослых".Май 52
7. Консультация «Как оздоровить ребенка летом». Май
53 8. Памятка для родителей «Песочные игры». Май
2.5 Планирование работы с детьми в группе.
- Перспективное планирование
- Календарно-тематическое
- Годовое планирование мероприятий
2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие)
1) Климатические особенности
Погода Мордовии характеризуется ее климатическими особенностями, что, в свою очередь, обусловлено географическим положением: республика располагается в умеренном поясе центра Восточно-Европейской равнины, где установлена чёткая выраженность сезонов года.
Мордовия расположена в зоне континентального климата с холодной снежной зимой и теплым летом. Температура воздуха летом колеблется от +15 до +25 градусов. Зимой - от -8 до -18 градусов. Среднегодовое количество осадков ~ 450-500 мм. Преобладают осадки тёплого периода (апрель - октябрь) - 70%. Наибольшее количество осадков выпадает в июле (около 65 мм, минимальное в феврале (15-30 мм).
В течение весеннего периода выпадает 75 - 80 мм осадков. Весной отмечается наибольшее разнообразие в характере погодного режима: от суховейно-засушливого до сильно морозного. В мае испарение превышает количество осадков. В весенний период в ландшафтах наблюдается активизация геолого-геоморфологических процессов (оползни, плоскостная и линейная эрозия и др.).
Лето на территории Мордовии начинается в третьей декаде мая при переходе средних суточных температур через 15 °C. Его продолжительность составляет 115 - 120 дней.
Осень начинается, когда на почве появляются первые заморозки. Этот период на территории республики приходится на 20 - 24 сентября. Количество осадков в осенний период по сравнению с летним уменьшается, они выпадают в виде дождя, снега, мокрого снега, ледяной крупы.
Устойчивый снежный покров обычно устанавливается в конце ноября. Режим погоды осенью варьирует от суховейно-засушливой в начале сезона до умеренно морозной в конце.
1) Демографические особенности:
Во второй младшей группе №6 списочный состав 19 человек, из них - 14 мальчиков и 5 девочек.
17 детей воспитываются в полных семьях.
У 1- мать-одиночка.
3) Национально – культурные особенности:
Среди детей 2 мордвинов и 17 русских.
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях поселка.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Мордовии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы.
Детский сад в реализации данного направления использует региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (соответствует ФГОС)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Оформление предметно – пространственной среды.
Предметно развивающая среда во второй младшей группе построена в соответствии с программой «Детство» Т. И. Бабаевой, т. е. учитывается:
Организация предметно-пространственной среды во второй младшей группе.
Центр развития Материалы и оборудование
ИГРОВОЙ ЦЕНТР Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).
Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).
Шофер: копии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль.
Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.
Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые, катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы, веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.
2. Оборудование для режиссерской игры: наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки.
ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театрализованная деятельность
1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
2. Кукольный театр.
3. Театр из игрушек-самоделок.
4. Театр резиновых игрушек.
5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
6. Клубковый театр.
7. Театр марионеток.
8. Плоскостной театр.
9. Теневой театр.
10. «Уголок ряженья» : костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
1. Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.
2. Образцы построек и поделок.
3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.
4. Палочки.
5. Наборы для моделирования
ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т. д.); народные игрушки
«МАГАЗИН»
Предметы-заместители: касса, весы, весовые гири, деньги, пакетики с «продуктами» : сахарный песок, мука, макароны, крупы, горох, бобы. Баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи - продукты (булочки, пирожки) : сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые.
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерских.
«СПАЛЬНЯ»
Кроватки с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало, люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.
«КУХНЯ»
Кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т. д., набор овощей и фруктов (из папье-маше,
«ПРАЧЕЧНАЯ»
Гладильная доска, утюжки, одежда куклы, игрушечное постельное белье
«БОЛЬНИЦА»
Кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест, фонендоскоп, градусник.
3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности.
Организация жизнедеятельности воспитанников во второй младшей группе в течение дня
(холодный период года)
Организация жизнедеятельности воспитанников во второй младшей группы в течение дня
(теплый период года)
Организация двигательного режима в младшей группе детей 3-4 лет
Формы организации особенности организации Длительность в минутах
физкультурно-оздоровительная работа
утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в зале 5-7
физкультминутка Ежедневно по мере необходимости 2-3
двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз Ежедневно 5-7
подвижные игры и упражнения на прогулке Ежедневно во время прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей 15-20
индивидуальная работа по развитию движений на прогулке Ежедневно во время прогулки 8-10 мин.
оздоровительный бег Ежедневно во время утренней гимнастики 1 мин
гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей 5-7
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю в игровой форме, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня
15
самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей
10-12
физкультурно-массовая работа
неделя здоровья зимой и весной
2 раза в год
физкультурные развлечения 1 раз в месяц по второй половине дня
15 минут
участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми
СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
вид двигательной деятельности физиологическая и воспитательная задача необходимые условия ответственный
утренняя гимнастика Воспитывать потребность начинать день с движения. Формировать двигательные навыки. Музыкальное сопровождение. Одежда, не стесняющая движений. Наличие атрибутов. Непосредственное руководство взрослыми Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра
движения во время бодрствования Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости, выносливости, гибкости Наличие в групповых помещениях на участке детского сада места для движения. Одежда не стесняющая движений. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению
Старший воспитатель, воспитатели групп, воспитатель по физической культуре
подвижные игры Воспитание умении двигаться в соответствии с заданными условиями. Воспитывать волевое (произвольное) внимание через овладение умением выполнять правила игры
Знание правил игры Воспитатели, групп, воспитатель по физической культуре
музыкально-ритмические движения воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку Музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель
гимнастика пробуждения
Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движение
Знание воспитателем комплексов гимнастики пробуждения. Наличие в спальне места для проведения гимнастики
Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра
1.3 Перечень методических пособий.