Лучший педагог года

Рабочая программа «Юный эколог»

Светлана Акулинина
Рабочая программа «Юный эколог»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 общеразвивающего вида»

Утверждено Приказом от 29.08.2019 № 83/Д

Заведующий МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида»

___Т. Ф. Музюкина «___»___2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

"ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"

на 2019 -2022 гг

Принято на заседании педагогического

совета 29. 08.2019, протокол № 1

Составитель: Акулинина С. С.

воспитатель МДОУ "Детский сад

№20 общеразвивающего вида".

2019

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Публикация «Рабочая программа „Юный эколог“» размещена в разделах

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. Цель экологического образования - формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Опыт показывает, что уже с младшего дошкольного возраста, дети без особых усилий осваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами живой и неживой природы и активно взаимодействуя с ними.

Экологическое воспитание обеспечивает всестороннее развитие. Совершенствуется интеллект детей, расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, разные формы речи: диалог, описание, объяснения, рассказ; формируется интонационно выразительная образная речь. Конкретная забота о питомцах уголка природы воспитывает в детях также моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.

Общаясь с природой дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства, и создавать её своими руками через разные формы художественного творчества. Не остаё тся в стороне и физическое развитие: практически и через беседы, дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

При разработке программы использованы исследования современных педагогов и психологов, практический опыт сотрудников детских садов. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ.

1. Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

2. Конкретизировать представления детей об условиях жизни

комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).

3. Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелётных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

4. Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

5. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)

6. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчёлы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчёлы - в дуплах, ульях).

7. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица). Уметь сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

8. Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).

9. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

10. Формировать представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

11. Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

12. Объяснить детям, что в природе всё взаимосвязано.

13. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые-опылители растений, то растения не дадут семян и др.,

14. Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

15. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

16. Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Задачи оздоровительной направленности.

1. Укреплять и охранять здоровье детей.

2. Учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой.

3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

4. Учить детей согласовывать свое поведение с факторами внешней природной среды.

Задачи образовательной направленности.

1. Формировать элементарные экологические знания.

2. Развивать экологические представления.

3. Формировать начало экологического мировоззрения.

4. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о природных явлениях.

5. Формировать систему знаний о живой и неживой природе.

6. Показать единство и многообразие форм живой природы.

7. Формировать умение решать самостоятельно различные экологические задачи.

8. Развивать творческое воображение, логическое мышление и фантазию.

9. Учить детей самостоятельно находить решение в сложных жизненных ситуациях.

10. Формировать представления о природных явлениях и учить понимать

причинно-следственные связи внутри природного комплекса:

познакомить детей с особенностями жизни животного мира.

показать взаимосвязь растений и животных со средой обитания.

показать многообразие живых организмов их экологическое единство.

показать детям, что человек часть природы, его жизнь на земле во многом

зависит от природы.

познакомить детей с Красной книгой.

Задачи воспитательной направленности.

1. Продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы.

2. Формировать бережное отношение к недрам земли.

3. Формировать эмоционально-доброжелательные отношения в процессе общения с живыми существами.

4. Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать людям, поддерживать их в трудную минуту.

5. Воспитывать у детей уважительное отношение к традициям своего народа.

6. Формировать гуманное отношение к природе.

7. Формировать интерес и любовь к родному краю, дать представление об экологических проблемах города.

8. Формировать умения поддерживать необходимые условия для роста растений, жизни животных в неволе.

9. Воспитывать уважение к труду сельского жителя.

10. Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля.

Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

1. Формировать трудовые умения и навыки по уходу за комнатными растениями.

2. Формировать трудовые умения и навыки по уходу за домашними животными.

3. Учить детей ухаживать за объектами уголка природы детского сада.

4. Учить детей заботиться о чистоте своего двора, участка детского сада, группы.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности.

1. Воспитывать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

3. Показать, как народные мастера используют в своем творчестве природные ресурсы (дерево, глина, камень.)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Возрастная категория детей с 6 до 8 лет.

Наполняемость группы до 15 человек.

Срок обучения 3 года

Количество НОД 36

Режим непосредственно

образовательной деятельности 1 раз в неделю.

Время проведения НОД вторая половина дня с 15.45-16.05

20 минут

№ п/п Тема. Теория. Практика.

1. Растительный

мир. 3 9

2. Животный

мир. 3 9

3. Опытническая

деятельность,

поисково-

познавательная 16

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.

СТАРШАЯ РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

Разделы

программы Тема Цель Количество

часов

ЖИВОТНЫЙ МИР 1. Как люди

помогают лесным

обитателям. Формировать представление о лесниках и их природоохранной деятельности, воспитывать бережное отношение к лесу,

желание совершать хорошие поступки. 1

2. Лес - это дом

для многих

жильцов. Дать представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. 1

3. Весна в жизни

лесных зверей. Расширить представления о том, что в лесу всё оживает: растут деревья, просыпаются животные и насекомые. Прилетают птицы с юга и устраивают гнёзда, выводят потомство, весна для всех создаёт хорошие условия - много света, тепла, пищи. 1

Разделы

программы Тема Цель Количество

часов

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР 1. Как человек

охраняет

природу. Дать представление, как люди заботятся

о природе, создают заповедники,

познакомить с Красной книгой любого

уровня. Показать и назвать местные

растения, находящиеся под охраной. 1

2. Уходит золотая осень Углубить представления об осени, когда все в природе меняется: уходит тепло, вянут травы, опадают листья, птицы улетают на юг, насекомые прячутся, животные готовятся к зиме, люди собирают урожай. 1

3. Овощи и фрукты на нашем столе Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов; о значении свежих плодов для здоровья людей. 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая разновозрастная группа

Время

проведения Теория Практика

Сентябрь 1. Как человек охраняет

природу. 1. Влияние солнечного света на жизнь на земле.

2. Как ухаживать за букетом.

3. Вода нужна всем.

Октябрь 2. Уходит золотая

осень. 1. Летающие семена.

2. Песочные часы.

3. Воздух нужен рыбам в аквариуме.

4. Что такое компрессор?

Ноябрь 1. Корень - устойчивость дерева.

2. Волшебная монета.

3. Как увидеть воздух, как услышать воздух.

Декабрь 1. Как люди помогают

лесным обитателям. 1. Ходит капелька по кругу.

2. Растение может обеспечить себя питанием.

3. Что находится в шишках ели?

Январь 2. Лес - это дом для

многих жильцов. 1. Как ползает и летает жучок?

2. Что и как ест хомяк?

3. Как птицы строят гнездо?

Февраль 1. Воздух имеет вес.

2. Делаем цветные льдинки.

3. Лёд - твёрдая вода.

Март 1. Овощи и фрукты на

нашем столе. 1. Выращивание растений из картофельных почек.

2. Ветер расселяет деревья по новым местам.

3. Растения «пьют» воду.

Апрель 2. Весна в жизни

лесных зверей. 1. Сколько крыльев у птиц и как они летают?

2. Жизненный цикл бабочки.

3. Выявление причин выхода червей на

поверхность во время дождя.

Май 1. Радуга в комнате.

2. Кто прилетает и садится на цветы?

3. Роль солнца в жизни человека.

Тема Опытническая

деятельность Цель Кол-во часов

ЖИВОТНЫЙ МИР 1. Воздух нужен рыбам в аквариуме. В чистой и свежей воде содержится много воздуха. При дыхании у рыб двигаются жаберные квашни на голове. 1

2. Как кошка языком

чистит себе шёрстку. Выяснить, как кошка языком чистит себе шёрстку. 1

3. Как маскируются

животные. Выяснить, как маскируются животные. 1

4. Как ползает и летает жучок? Понаблюдать за божьей коровкой. Имеет шесть лапок и быстро бегает по листьям, под

надкрыльями есть два крылышка, чтобы летать. 1

5. Что и как ест хомяк? Продемонстрировать злаковый корм, мягкие корма, сочный корм. Наблюдать, как ест хомяк 1

6. Как черепахи

выводят потомство. Рассмотреть с детьми картину «Черепахи». Весной откладывают яйца в песок. Копают грунт передними лапами, они повёрнуты в стороны, широкие, с крепкими тупыми когтями. 1

7. Как птицы строят

гнездо? Продемонстрировать гнёзда знакомых птиц. Рассмотреть строительный материал: мелкие

пёрышки, сухие травинки, веточки. 1

8. Выявление причин

выхода червей на

поверхность земли во

время дождя. Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность. 1

9. Жизненный цикл

бабочки. Рассмотреть с детьми жизненный цикл бабочки. 1

Тема Опытническая

деятельность Цель Кол-во часов

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР 1. Почва:

необходимость

удобрений для роста

растений. Показать, как удобрения влияют на рост растений, как питают почву. 1

2. Установление

способности растения к поиску света. Установить, как растение ищет свет. 1

3. Что находится в

шишках ели? На дереве шишки висят в закрытом виде. В тепле раскрывают чешуйки, из-под которых выпадают семена. 1

4. Бережливые

растения. Найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне. 1

5. Растение может

обеспечить себя

питанием. Показать, как растение может себя обеспечить питанием. 1

6. Выращивали

растения из

картофельных почек. Вырастить из картофельных почек растения. 1

7. Ветер расселяет

деревья по новым

местам. Возьмите семена клёна, ясеня, сосны, ели и отпустите их. Наблюдайте за полётом семян. 1

8. Растения «пьют» воду. Оставить один цветок из букета без воды. Он быстро завянет и засохнет. 1

9. Дыхание листа. Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. 1

Тема Опытническая

деятельность Цель Кол-во часов

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА 1. Почва: необходимость

удобрений для роста

растений. Дать понятие о почве как о живой земле. 1

2. Что такое

компрессор? Посмотреть, как работает компрессор. 1

3. Ходит капелька по

кругу. Дать знания о круговороте годы в природе. 1

4. Воздух нужен рыбам в аквариуме. Показать, что рыбы дышат не водой, а воздухом. 1

5. Влияние солнечного света на жизнь на Земле. Показать, что солнце даёт тепло, а тень холод. 1

6. Лёд - твёрдая вода. Знакомить со свойствами воды (бывает холодной, теплой, горячей). 1

7. Снег - он какой? Показать можно, ли пить такую воду. 1

8. Радуга в комнате. Показать, как вода поднимается из более глубоких слоёв почвы. 1

9. Как передвигается

вода в почве? Растения живут за счёт почвы. 1

1О. Испытание магнита. Выявить действия магнитных сил. 1

11. «Парашют». Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. 1

12. Воздух имеет вес. Опытническим путём закрепить знания детей о

воздухе. 1

13. Фильтрование воды. Познакомиться с процессами очистки воды разными способами. 1

14. Испытание магнита. Выявить действия магнитных сил. 1

15. Реактивный

шарик. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. 1

16. Как увидеть воздух? Как услышать воздух? Опытническим путём закрепить знания детей о воздухе. 1

НАВЫКИ И УМЕНИЯ НА КОНЕЦ ГОДА

1. Умение называть и различать представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.

2. Умение называть и различать растения ближайшего окружения.

3. Называть времена года, отличать их особенности и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных растений.

4. Знать и соблюдать навыки элементарных правил поведения в природе и соблюдать их, бережно относиться к природе.

5. Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ И ТЕХНОЛОГИЙ

Виды Перечень

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ

МАТЕРИАЛ «Погодные явления»,

«Дикие и домашние животные»,

«Животные Севера, Юга»,

«Перелётные и зимующие птицы»,

«Насекомые»,

«Домашние птицы»,

«Сад, Огород»,

«Рыбы»,

«Деревья в лесу»,

«Растения водоёма»,

«Пустыня»,

«Лекарственные травы»,

«Круговорот воды в природе»,

Глобус,

Гербарий,

КАРТИНЫ Животные в лесу в различные времена года.

Левитан «Золотая осень»,

Левитан «Осенний день»

Левитан «Март»

Левитан «Весна»

Шишкин «Сосновый бор»

Шишкин «Рожь».

Фёдоров «Осень».

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ По темам:

«Перелётные и зимующие птицы»,

«Овощи»

«Фрукты»

«Домашние животные»

«Дикие животные»

«Насекомые»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «Времена года»,

«Чей след?»,

«С кем дружит ель?»,

«Зоологическое лото»,

«Целый год»,

«На лугу, в лесу, в поле»,

«Живое, неживое»,

«Чей малыш?»,

Домино «Ягоды»,

«Собери грибы в корзину»,

«С какого дерева листок?»,

«Четвёртый лишний»,

«Логическая цепочка»,

«Кому, что по вкусу?»,

«Улетают, не улетают».

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РАЗРАБОТКИ Доклады, сообщения:

«Сборник лекарственных растений»

«Природный лечебник»

«Лесная аптека»

«Воспитательная работа с детьми в уголке природы»

«Воспитание любви к животным»

«Планета Земля в опасности»

Конспекты:

«Лекарственные растения, как средство оздоровления организма человека»

«Ознакомление детей с животным миром - дикие животные»

«Беседа о кроте»

«Волк и лиса - лесные хищники»

«Двугорбый верблюд - житель пустыни»

«Обитатели нашего уголка природы»

«Что растет в воде?»

«Воспитание добрых чувств в процессе ознакомления детей с природой»

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Юный эколог» С. Н. Николаева

2. «Экологическое занятия с детьми 5-6 лет» Т. М. Бондоренко

3. «Экологическое занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондоренко

4. «Мир, в котором я живу» Н. Г. Комратова

5. «Стихи и рассказы о животном мире» О. Е. Громова

6. «Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста» С. Н. Теплюк

7. «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич

8. «Уголок природы в детском саду» М. М. Марковская

9. «Поэтический образ природы в детском рисунке» Л. В. Команцева

10. «Как знакомить дошкольников с природой» П. Г. Саморукова

11. «Экологическое воспитание дошкольников» Л. И. Глазырина

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей «Парциальная программа «Юный эколог» Деловая игра для воспитателей по теме «Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»» Автор: Шевлягина Д. В. МБДОУ «Егорка», Новосибирская.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО.

Брейн-ринг «Юный эколог» Пояснительная записка Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает.

Проект «Юный эколог» Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит.

Программа дополнительного образования опытно-исследовательской направленности «Юный эколог» для детей от 5 лет Введение Концептуальные основы программы Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Юный скульптор» УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ Платоновским детским садом ___ Ткаченко О. В. От «31» августа 2018г, Рабочая программа кружка.

Рабочая программа кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речиРабочая программа кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речи РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный конструктор» подготовительная к школе группа с тяжёлыми нарушениями речи Составлена на основе программы.

Экологический конкурс «Юный эколог» Экологический конкурс «Юный эколог» Цель: расширить знания детей о цветах. Задачи: уточнить представления о роли цветов в жизни людей,.

Сценарий квеста в средней группе «Юный эколог» Конспект открытого занятия в средней группе «Юный эколог» (экологический квест) Автор; Суязова Л. В. Воспитатель, МБДОУ №114 г. Воронеж Возрастная.

Экостудия «Юный эколог»Экостудия «Юный эколог» В нашей группе создана экостудия «Юный эколог» которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Юный эколог»
Опубликовано: 17 октября 2019 в 21:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД