Лучший педагог года

Программа дополнительного образования опытно-исследовательской направленности «Юный эколог» для детей от 5 лет

Шарапова Сания Уразмухамедовна
Программа дополнительного образования опытно-исследовательской направленности «Юный эколог» для детей от 5 лет

Введение

Концептуальные основы программы

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09. 98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.

Публикация «Программа дополнительного образования опытно-исследовательской направленности „Юный эколог“ для детей от 5 лет» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности. В. Сухомлинский говорил: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

Дополнительная общеразвивающая программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность создания дополнительной программы

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «От рождения до школы». К тому же, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО (ФГОС ДО, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с городскими учреждениями. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской краеведческий музей.

Потребности ДОУ в разработке дополнительной общеразвивающей программы :

1. Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края;

2. Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

3. Укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим музеем.

Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:

• выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей старшего возраста с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

• обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы в полном объёме;

• способствует ранней социализации детей старшего возраста, обозначенной в ФГОС ДО;

• соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;

• формирует у ребенка старшего возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

• способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора ( ФГОС ДО: области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Безопасность»).

Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей старшего возраста разработана на основе программы «От рождения до школы» : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. ВасильеваТ. – «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Мозаика-синтез», М. 2014г. В основу содержания кружковой работы легли программы экологического воспитания С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Е. В. Гончаровой «Региональная программа экологического образования дошкольников», которые предполагают формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Цель программы :

Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (ХМАО)

Задачи:

• обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;

• формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

• воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

• воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды деятельности:

1. Организованные:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,

– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, интегрированная,

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;

– целевые прогулки на природе, походы;

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина;

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедника;,

– работа с моделями;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

– сбор природного материала (коллекций, семян, камней, листьев и т. д.)

экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса» и т. д. ,

опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;

– марафоны, аукционы, акции;

экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

экологические тропы,

– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные, КВН, и «Что, где, когда?»;

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей старшего возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

Задачи, решаемые в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог».

Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы :

1. Образовательные : Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

2. Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3. Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявляют интерес, доброту к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Дата Тема, задачи Содержание

2 неделя сентября «Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е. Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

3 неделя сентября «Лес – многоэтажный дом»

Познакомить детей с «многояростностью» растений. Дидактическая игра «Найди дерево по описанию»,

«Что где растет?»

4 неделя сентября «Осень в белые туманы» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей : туман, сыро, влажно, густой покров. Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. Опыты с водой и паром.

5 неделя сентября «Доброе, хорошее солнце» Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей : вода, тепло, свет, земля. Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки».

1 неделя октября «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Артикуляционная гимнастика,

игра «Найди растение», физкультминутка «цветы»,

Д. И. «За каким растением спрятался Хрюша?»

2 неделя октября «За миллионы лет до нашей эры. (Первые птицы. Почему вымерли динозавры? Первые млекопитающие.)»

Цель – продолжить знакомство детей с зарождением и развитием жизни на Земле. Лепка «Динозавр», рассматривание энциклопедий, просмотр документального видеофильма

3 неделя октября «Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование.

4 неделя октября «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Беседа, использование художественного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови».

1 неделя ноября «Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей : моросит, мелкий, холодный. Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап…». Муз. И.

«Солнечные зайчики и тучка»

пальчиковая игра «Облака».

2 неделя ноября «Зимующие птицы» Акция «Поможем городской синичке».

Знакомить детей с зимующими птицами. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья и синички). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Воспитывать чуткое отношение к пернатым.

Активизировать словарь детей : зимующие, перелетные. Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

3 неделя ноября «Дикие звери зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Чтение стих-ний, творческие задания,

п. игра «Зайцы и волк», беседа.

4 неделя ноября «Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей : первый снег. Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов,

опыт «Снежинка»

1 неделя декабря

2 неделя «Русский лес. Жители различных этажей леса».

Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т. д. Поощрять в детях познавательную активность.

Акция «Елочка – живая иголочка»

Цель.

Наблюдение за жизнью птиц, за их поведением.

Рассматривание следов на снегу и определение кому они принадлежат

«Вот и к нам пришла зима» Экскурсия в парк.

Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой.

3 неделя декабря «Если хочешь быть здоров»

Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании. Наблюдения за высотой неба, за осадками, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега.

Измерять t воздуха, глубину снега.

С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», «Двенадцать месяцев», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», Т. А. Шорыгина «Зимний лес», «Зима»,

«Когда дубраве лучше живётся»,А. Пушкин «Зимний вечер»

4 неделя декабря «Животный мир полярных районов земли»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы. Наблюдения за продолжительностью светового дня,

за температурой воздуха.

«Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Чей силуэт?»

«Хищники и травоядные».

С-р игра «Полярные исследователи»

2 неделя января «Животный мир жарких стран»

Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей. Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», стихи об африканских животных,

Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у

носорога шкура», «Откуда взялись броненосцы»,

Н. Сладков «Разноцветная земля», М. Пляцковский «Колючка на ужин»

«Пищевые цепочки»,

«Кто где живёт», «Хищники – травоядные»

С –р игра «Путешествие на юг».

3 неделя января «Домашние животные»

Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве. Наблюдения за снежным покровом. Обсудить

защитные свойства снега.

С-р игры «Ветлечебница», «Животноводы».

Дид. и. «Найди ошибку», «Зоологическое лото»,

«Кто что ест?».

4 неделя января Рассматривание веток деревьев.

Цель: Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края. Д/игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев).

Опыт : «Зеленые веточки»

(для деревьев нужно тепло, свет и вода).

Дидактическая игра «С какой ветки детки?».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в

лесу, в парке.

1 неделя февраля Чистая вода – богатство страны.

Цель: Закреплять представления детей о планете Земля. Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды. Словесно-дид. игра «Кому нужна вода?».

Опыт : «У воды нет вкуса, нет запаха».

Настольно-печатная игра – лото «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

2 неделя февраля Водоемы родного края.

Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.

Загадки-описания «Мы – водные животные».

Опыт : «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

3 неделя февраля «Живое – неживое»

(Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т. д.). Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей».

Просмотр фильма «Животные».

4 неделя февраля «Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах.

Цель: познакомить с функциями органа зрения. Беседа о правилах сохранения зрения.

Гимнастика для глаз.

Дидактическая игра

«Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу».

1 неделя марта «Как поссорились март и февраль»

Цель: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне). И. Токмакова «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды»,

Е. Серова «Подснежник»,

Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»,

М. Исаковский «Пробилась зелень полевая…»

«Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?»,

«Сравни и найди отличия».

2 неделя марта «Пищевые цепочки».

Цель – уточнить представление детей о том, как в природе возникают пищевые связи растений и животных; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки (нарушения цепочки происходят в связи с изменениями погодных условий и неправильными действиями людей в природе). Составление коллективной схемы-цепочки.

Просмотр видеофильма, мультфильмов.

Заучивание стихотворения

3 неделя марта «Круговорот воды в природе».

Цель – познакомить детей с круговоротом воды в природе. Формировать связную речь, умение логически стройно и доказательно высказывать свои мысли. Создание макета «Круговорот воды в природе».

Рисование состояний воды

4 неделя марта «Мы в лес идем. Маршрут № 4».

Цель - учить понимать и сохранять природу, быть активными в природе, соблюдая при этом правила поведения в лесу, например, наблюдая за зимующими птицами. Экскурсия в лес.

1 неделя апреля «Жизнь животных в разных климатических условиях (северный олень, верблюд)».

Цель – познакомить детей с животным миром тундры, с его своеобразием, с животным миром пустыни и его своеобразием; дать представле6ние о том, что климатические условия влияют на образ жизни животных и их питание. Моделирование (Климатические условия»). Рисование животных в различных климатических условиях.

Создание моделей климатических условий.

2 неделя апреля «Этот загадочный звездный мир»

Цель – познакомить детей с тем, что мир звезд чрезвычайно разнообразен, что они находятся очень далеко от Земли и поэтому кажутся маленькими сверкающими точками; пересказать или прочитать легенду о звездах «Ковш Большой и Маленькой Медведицы». Занятие «Космонавт», просмотр презентации «День космонавтики»

3 неделя апреля «Жизнь животных в разные времена года в разных экологических системах (лес, река, море).

Цель – закрепить знания о жизни животных, растений, водных обитателей в разные времена года, в разных средах; уточнить представление о Красной книге природы. Аппликация «Разные времена года», чтение стихотворений об экологических системах

4 неделя апреля «Друзья человека в мире животных»

Цель – закрепить знания о полезных животных – друзьях человека; формировать правильное представление о роли, которую они играют в природе и в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Составление рассказов о животных в семье.

Фотоколлаж «Семейный альбом»

1 неделя

мая «Человек – живой

организм»

Цель – подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

2 неделя

мая «Цветущий сад»

Цель – познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. 1. Наблюдение за рябиной.

2. Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

3 неделя

мая «Экологическая тропа»

Цель – приблизить детей к природе,

учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. 1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

2. Целевая прогулка по экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…»

4 неделя

мая «Этот удивительный мир насекомых» Цель - уточнить многообразие насекомых, формировать представления о сезонных изменениях в жизни насек. 1. Чтение стихотворений, рассказов про насекомых.

2. Исследовательская деятельность «Поиск насекомых в природе».

3. Наблюдение за первыми насекомыми

4. Беседа «Что будет, если…»

Работа с родителями.

1. Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Цель: определить потребности родителей по экологическому воспитанию детей.

2. Участие родителей в выставке «осенний букет».

3. Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей»

4. Совместная трудовая деятельность (субботник). Посадка кустарников на участке.

5. Сбор природного материала для поделок.

6. Консультация для родителей «Научитесь любить живую природу»

7. Участие родителей в организации осенней ярмарки «Арбузник»

8. Акция «Поможем городской синичке» (изготовление кормушек)

9. Акция «Елочка –зеленая иголочка»

10. Участие в акции «Огород на окне»

11. Привлечение родителей к оформлению участка по времени года и высадки рассады.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет Актуальность данной программы. Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования «Семицветик» для детей подготовительной группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Программа дополнительного образования вокального кружка «Горошинка» для детей 5–7 лет Структура программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.

Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» для детей 6–7 лет Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка: цели и задачи, принципы реализации программы 1.2. Значимые для разработки и реализации.

Программа кружка дополнительного образования «Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет Пояснительная записка. Данная программа - для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования, на практике осваивающих.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 24» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по оригами для детей 5–6 лет «Волшебный мир оригами» Рабочая программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей 5 – 6 лет «Волшебный мир оригами».

Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» для детей 4–7 лет. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования опытно-исследовательской направленности «Юный эколог» для детей от 5 лет
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 22:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД