МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог»

Марина Аббакумова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Принята решением Утверждаю:

Педагогического совета заведующий

от «_»___20__г. МКДОУ «Детский сад№21» протокол № ___О. Н. Лесных

Приказ№__

«__» ___20__г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско – краеведческой направленности

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности „Юный эколог“» размещена в разделах

«Юный эколог».

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Срок реализации – 1 год.

Разработана

воспитателем

Аббакумовой М. Ю.

с. Левокумское,

2019 – 2020 учебный год

Содержание

Раздел страница

Пояснительная записка 3

Учебный (тематический) план 6

Содержание учебного (тематического) плана 7

Список использованной литературы 13

Пояснительная записка

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на :

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию обучающихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры обучающихся;

- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды.

Поэтому данная программа имеет цель : формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

2. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.

3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;

4. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Вид объединения – кружок.

Занятия в объединении проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной туристско-краеведческой направленности.

Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирования навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Поэтому детский сад ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период позитивное отношение к природе, к «Рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Данная программа актуальна для дошкольников 4-5 лет. Занятия в объединении проводятся со всем составом объединения.

Программа «Юный эколог» рассчитана на один учебный год. Непосредственно образовательная деятельность организуется фронтально в форме кружковой работы. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. Количество занятий составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут в соответствии с нормами СанПин.

Форма обучения – очная. Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах и проведение экспериментов.

Планируемые результаты освоения программы

- Проявление у детей экологического сознания, экологически правильного поведения.

- Сформированность представлений о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

- Сформированность представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

- Усвоение знаний о безопасном образе жизни, о необходимости обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью мониторинга, осуществляемого в начале и конце каждого года обучения, который направлен на выявление у детей:

1. Знаний, умений и навыков детей в области экологического воспитания.

2. Отношения к миру природы.

Мониторинг осуществляю во всех возрастных групп, используя определенные формы: наблюдение, беседу, дидактическую игру, естественный эксперимент.

Данные мониторинга вносятся в таблицу.

Учебный (тематический) план

Месяц Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации

всего теория практика

Сентябрь В гости к временам года 80 мин 40 мин 40 мин Конкурс рисунков «Времена года»

Октябрь Земля – наш дом 80 мин 40 мин 40 мин Беседа «Планета Земля

Ноябрь Мир растений 80 мин 20 мин 60 мин Выставка поделок из природного материала

Декабрь Животный мир 80 мин 20 мин 60 мин Акция «Кормушки для птиц»

Январь Природные явления 80 мин 40 мин 40 мин Панно «Окно в природу»

Февраль Солнце в жизни растений, животных и человека 80 мин 40 мин 40 мин Разгадывание загадок

Март Воздух, земля и вода 80 мин 20 мин 60 мин Проведение опытов и экспериментов

Апрель Живая и неживая природа Ставрополья 100 мин 50 мин 50 мин Викторина «Родное Ставрополье»

Май Мы- друзья природы 80 мин 60 мин 20 мин Выставка рисунков

Содержание учебного (тематического) плана

Месяц № занятия Тема занятия Программное содержание Итоговое мероприятие

Сентябрь 1 Зимушка - зима Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге. Конкурс рисунков «Времена года"

2 Весна шагает по планете Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне.

3 Лето Расширить представление детей о лете, как времени года; уточнить знания о лесе (какую пользу приносит, что растет); воспитывать бережное отношение к растениям, насекомым, к лесу и его обитателям.

4 Осень золотая Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе; уточнить и закрепить знания о деревьях.

Октябрь 1 Загадочный мир космоса Формировать представление детей о космосе, познакомить с первым советским космонавтом, развивать познавательный интерес и любознательность Беседа «Планета Земля»

2 Планеты Солнечной системы Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.

3 Земля - наш дом Закрепить имеющие знания у детей о том, где они живут: в каком селе, на какой улице, в каком доме. Дать понятие – что Земля – наш общий дом.

4 Планета Земля в опасности Познакомить с экологическими проблемами планеты Земля, повторить правилами поведения в природе, формировать умение анализировать поступки людей.

Ноябрь 1 Деревья и кустарники Познакомить детей с названиями некоторых деревьев и кустарников, их составными частями, пользой деревьев; учить сравнивать деревья, описывать их. Выставка поделок из природного материала

2 Цветы Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются полевые цветы; почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе.

3 Комнатные растения Уточнить представления детей о строении, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека, совершенствовать умение различать комнатные растения по внешнему виду и описанию

4 Осенний лес Познакомить детей с особенностями жизни леса в осенний период

Декабрь 1 Домашние животные Уточнять и расширять знания детей о домашних животных, как за ними ухаживать, закреплять знания детей о характерных повадках и признаках домашних животных. Акция «Кормушки для птиц»

2 Дикие животные Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни лесных обитателей;

закреплять обобщающие понятия «дикие животные», умение дифференцировать диких и домашних животных.

3 Животные жарких стран Познакомить с экзотическими животными жарких стран, закреплять умение описывать животных и находить сходства и отличия их друг от друга.

4 Животные Северного Полюса Расширить представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Январь 1 Снег и лед Продолжать формировать знания о свойствах снега и льда, развивать познавательный интерес к окружающему миру. Панно «Окно в природу»

2 Облака и дождь Подвести детей к выводу о возникновении дождя в природе.

3 Ветер Уточнять и расширять представления детей о природном явлении «ветер»; формировать у детей представление о движении воздуха

4 Радуга Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного света - спектр).

Февраль 1 Путешествие в зимний лес Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; дать детям представления о жизни диких и домашних животных зимой без солнца. Разгадывание загадок

2 Солнце – большая звезда Создать условия для уточнения и расширения представлений детей о Солнце, как звезде и планетах Солнечной системы

3 Вред и польза солнца Обобщать и расширять знания детей о пользе и вреде солнца. Формировать умение правильно использовать природно - оздоровительные ресурсы.

4 Смена дня и ночи Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Закрепить понятие «Солнечная система».

Март 1 Воздух - невидимка Познакомить детей с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Проведение опытов и экспериментов

2 Что у нас под ногами Познакомить детей с составом почвы, формировать представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

3 Волшебница - вода Способствовать расширению кругозора и знания детей о круговороте воды в природе; актуализировать знания о значении воды в жизни человека.

4 Я - человек Формировать у детей представления о человеке как одном из живых существ, населяющих землю. Расширять и закреплять представления об элементарном строении человека. Раскрыть условия, необходимые человеку для жизни.

Апрель 1 Ставрополье – родина моя! Уточнить и расширить представления детей о большой и малой Родине, учить называть улицы, на которой живут, пробуждать у детей интерес к родному селу; воспитывать любовь к родному краю. Викторина «Родное Ставрополье»

2 Природа нашего края Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях, закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут лесу, закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

3 Знакомство с животными родного края Закрепить знания детей о жизни диких и домашних животных родного края, особенностях их питания, местах проживания.

4 Красная Книга Познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Ставропольского края.

5 Волшебное путешествие Расширить представления детей о предметах окружающего мира, закрепить умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов, подбирая их по цвету и форме, используя метод моделирования.

Май 1 Связь человека и природы Формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

Закрепить знания детей об основных правилах поведения на природе. Выставка рисунков

2 Поведение на водоемах Формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения на водоемах без вреда для природы.

3 Поведение в лесу Способствовать обогащению, закреплению и обобщению знаний детей о лесе и его обитателях, способствовать развитию у детей гуманного отношения к природе, ко всему живому.

4 Мы – защитники природы Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

№ п/п Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов Дата начала занятий Дата окончания занятий Режим занятий (количество и продолжительность занятий в неделю (с учетом рекомендаций, определенных в СанПиН 2.4.1.3049-13).

сентябрь 4 недели 4 дня 1 час, 20 мин 4 сентября

25 сентября 1 раз в неделю по 20 минут

октябрь 4 недели 4 дня 1 час, 20 мин 3 октября

24 октября 1 раз в неделю по 20 минут

ноябрь 4 недели 4 дня 1 час, 20 мин 7 ноября

28 ноября 1 раз в неделю по 20 минут

декабрь 4 недели 4 дня 1 час, 20 мин 5 декабря

26 декабря 1 раз в неделю по 20 минут

январь 4 недели 4 дня 1 час, 20 мин 9 января

30 января 1 раз в неделю по 20 минут

февраль 4 недели 4 дня 1 час, 20 мин 6 февраля

27 февраля 1 раз в неделю по 20 минут

март 4 недели 4 дня 1 час, 20 мин 5 марта

26 марта 1 раз в неделю по 20 минут

апрель 5 недель 5 дней 1 час, 40 мин 2 апреля

30 апреля 1 раз в неделю по 20 минут

май 4 недели 4 дня 1 час, 20 мин 7 мая

28 мая 1 раз в неделю по 20 минут

Список использованной литературы

1. Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Зверев И. Д. Практикум по курсу «Основы экологии». Методические рекомендации. - М., 2002

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Пособие для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : Просвещение,1978.-223 с.

3. Виноградова Н. Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 4-5 лет. - М. : Вентана – Граф,2007.-144с.

4. Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. - Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.

5. Дошкольная педагогика. - М. : «Академия», 2008.-416 с.

6. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. - М. : АрКТИ,2001.-128 с.

7. Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988,- 223 с.

8. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. - М. : «Академия», 2008,-416 с.

9. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. - М. :Просвещение, 1984.- 160 с.

10. Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под. ред. РуссковойЛ. В--- М. :Просвещение,1986.-256 с.

11. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования/ Под. ред. Г. А. Ягодина. - М., 1993

12. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания

дошкольников. / Под. ред. Л. М. Моневцовой, П. Г. Саморуковой. - Спб., 1998

13. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду.

М. :Просвещение, 2001.-2008

14. Николаева С. Н. Наблюдая – познаем. // Дошкольное воспитание. - 1991.-№ 1, с. 3-5.

15. Николаева Т. Знаем ли мы природу?// Дошкольное воспитание. - 1991, №6.-с. 28-37.

16. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 2002

17. Николаева С. Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка».- М., 2001г.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Зеленая планета» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное кружево. Квиллинг» I Пояснительная записка Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир красок на ладошке» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детско-юношеский центр" станицы Ленинградской муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Весёлая математика» для детей 4.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог»
Опубликовано: 11 октября 2019 в 13:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД