Работа над голосом (упражнения)

Наталья Семёнова
Работа над голосом (упражнения)

В голосообразовании участвуют диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея, гортань, глотка и носоглотка, полость носа. Орган голосообразования – гортань. Её мышцы обеспечивают движение голосовых складок.

Причины расстройства голоса – заболевания гортани, носоглотки, легких, перенапряжения голоса, снижение слуха, несоблюдение голосовой гигиены.

Нарушения голоса – спастическая дисфония, функциональная афония. Логоритмические занятия способствуют воспитанию голоса, его высоты, силы, тембра, диапазона; развитию дыхания, глубине вдоха, продолжительности речевого выдоха; развитию артикуляционного аппарата.

Работа над голосом начинается с произнесения на выдохе гласных и согласных звуков. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него.

Сила голоса воспитывается в произнесении гласных более громко или тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха.

Для воспитания выразительности голоса полезна мелодекламация: чтение стихов с вопросительной, восклицательной или побудительной интонацией под соответствующую музыку.

Дикция – степень ясности произношения в речи и пении. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения – под ритмичную музыку или счет педагога. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса; на одной ноте – слоги «момэму», на другой ноте – «момаму». На «мо» - остановка, «мэ» и «ма» пропеваются быстрее, продолжительнее звучит «му». Звук должен быть ровным и негромким. Затем на одном выдохе ясно выговаривается сочетание «птаааа, птэ, пти» - медленно, постепенно убыстряя. Гласные обозначаются сначала немой артикуляцией, затем произносятся на шёпоте и громко.

Развитию дикции способствуют и упражнения для мускулатуры губ – рот закрыт, губы плотно сжаты и затем медленно растягиваются в улыбку.

На выдохе произносятся слоги, слова и громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

Например: Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап!

Полезно пение мелодий без слов: у, о, а, и.

Развитие диапазона начинается с произнесения звуков «м», «н» с гласными – на среднем регистре, в первой тональности: мумомемима. Затем – повышение и понижение голоса на согласных «м» и «н». Например, фразу медвежат из сказки – «Мам, меду нам!» - с целью развития голоса можно произносить протяжно: «маммедунамм!».

Выработка плавного выдоха – пение песен; можно пропеть свое имя, фразы «какая сегодня погода» и т. д.

Распевание слогов – «динь-динь, бам-бам, дон-дон» и др. Пение песенок, насыщенных гласными звуками – «Баю-баюшки-баю, баю Оленьку мою» и др. колыбельные.

Упражнение «Муха»

Речь педагога: «Дети, представьте, что вам на коленку села муха. Вам нужно увидеть ее, поймать, поднести кулак к уху и послушать, как поет муха, и повторить на выдохе – зззз!

Затем мы поём песенку и одновременно на ударные слоги соединяем пальцы на обеих руках. На последнем слове расслабляем кисти, роняем их:

На паркете в 8 пар мухи танцевали.

Увидали паука – в обморок упали».

Упражнение «Ау»

Один из детей прячется в зале за стульчиком и время от времени говорит «ау!». Остальные дети ищут его – педагог читает стихи под тихий аккомпонемент спокойной музыки:

«Я скажу тебе «ау!». Угадай, где я стою.

Ты найди меня, найди! Здесь я, где-то на пути.

Где я, где – реши скорей! Иль левее, иль правей.

Повнимательнее будь, все облазить не забудь».

Дети расходятся в разные концы зала, музыка становится громче. Одни громко произносят «ау!» под громкую музыку, другие отвечают тихо «ау» под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из «леса» домой.

Упражнение «Лесная полянка»

Под музыку песенки «На лесной полянке» (муз. Б. Кравченко) по ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается соответствующим голосом. 1)Утром рано на лесной полянке звонко зайчик барабанит:

Тра-та-та (3 раза).

2) Из берлоги вылез медвежонок

Топать, топать начал он спросонок:

Топ-топ-топ (3 раза).

3) Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку:

Ква-ква-ква (3 раза).

Упражнение «Скажи, как я»

Цель – учить детей говорить громко, тихо, и развивать слуховое восприятие.

Дети внимательно слушают, как педагог произносит слова (в произношении которых дети испытывают затруднения, и произносят их так же. Педагог должен следить, чтобы дети произносили слова отчётливо, с соответствующей степенью громкости.

Игра «Возьми игрушку»

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шёпотом, должен назвать его соседу.

Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встаёт, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шёпотом, выговаривали их достаточно отчётливо.

Упражнение «Чистоговорка»

Цель – развитие голосового аппарата, различение громкости.

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отработанного звука). Например –

В уголок Аленка села,

У Аленки много дела» -

Произносится сначала шёпотом, затем тихо, потом громко. Так же – со стихами, потешками.

Игра «Кто это?»

Цель – учить детей различать высоту, тембр, силу голоса.

Дети по очереди называют имя водящего (он к ним стоит спиной). Водящий на слух определяет, кто его позвал.

Водящий произносит «ау» громко или тихо, а дети угадывают – близко он или далеко.

Игра «Идите с нами играть»

Цель – учить детей говорить громко.

Материал – игрушка (мишка, заяц, лиса)

Дети сидят полукругом. Воспитатель на расстоянии 2-3 м. от детей расставляет игрушки и говорит: «Ребята, позовите зверей играть с нами! Чтобы они нас услышали, надо звать громко – Миша, иди!». Дети зовут зверей. Педагог следит, чтобы дети не кричали, а просто громко говорили.

Упражнение «Кто как кричит?»

Цель – учить повышать и понижать тон голоса.

Материал - картинки с изображением дерева, забора, птицы, птенца, кошки с котёнком – для фланелеграфа, и такие же игрушки.

Воспитатель рассказывает: «Утром на даче вышли мы погулять – слышите, кто-то тоненько пищит «пи-пи» - птенчик на дереве!» – показывает его на фланелеграфе, дети повторяют «пи-пи!» тонкими голосками. «Птичка прилетела, запищала (тон голоса ниже). Идём дальше, а у забора котёнок маму зовёт» и т. д. Затем педагог показывает детям игрушки – кошки, птенца – а дети их соответственно изображают.

Упражнение «Дует ветер»

Цель – учить пользоваться тихим и громким голосом.

Материал - две картинки – на одной изображён лёгкий ветерок, на другой – сильный ветер, примявший ветви деревьев.

Воспитатель рассказывает: «Пошли мы как-то в лес на прогулку. Светит солнце, дует лёгкий ветерок (тихим голосом –«у-у!»). Набрали ягод, идём обратно – сильный ветер поднялся –

ууу!» - дети повторяют. Затем по показу педагога соответствующей картинки дети «дуют» - громко или тихо.

*Стишок

Произнесение стихов с изменением силы голоса в соответствии с содержанием – одни слова тише, другие громче:

Мне мила моя работа (тихо)

Я доволен! (громко)

Я горжусь! (громче)

Нет ни горя, ни заботы (умеренно)

Как за дело!

Я берусь!

---

Цель данной игры – учить детей говорить громко, тихо, шёпотом

развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью. Воспитатель предлагает произнести стишок сначала шёпотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

Не ходи на бережок, - громко

Там растаял снежок, - громче

Заливает лужок – не громко

Ты промочишь ножки, - громко

Красные сапожки - тихо

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Публикации по теме:

Дыхательные упражнения для детей 2–3 летДыхательные упражнения для детей 2–3 лет Детей в раннем возрасте интересуют яркие, необычные сюжеты. В своей работе для дыхательной гимнастики я приготовила разные игры. Ниже представлены.

Дидактические упражнения Дидактические упражнения «Подбери к шнурку бусину» Цель: продолжать развивать умение действовать пальцами - хватать щепотью; нанизывать.

Игры и упражнения с пескомИгры и упражнения с песком Игры и упражнения с песком. Песочная терапия проводится для коррекции эмоциональной сферы детей. Играя, ребенок развивает и выражает свою.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Логопедические упражнения СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА «Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «Лопаточка». Рот открыт, широкий.

Логопедические упражнения Упражнения для развития темпа и ритма движений. «Мышки» Дети, изображая мышек берут на мелкими шажками, на останавливаются и наклонясь нюхают.

Логоритмические игры со звуком и голосом. В помощь логопедам Я помогу узнать тебе И помогу другим. И ты поймешь, Как ты хорош И как неповторим. И. Галянт Способ выражения мыслей, чувств при помощи.

Логоритмические упражнения Уважаемые коллеги. Я работаю логопедом в детском саду. С огромным удовольствием применяю логоритмические упражнения. Очень люблю придумывать.

Словарные упражнения МКДОУ, детский сад «Радуга» Воспитатель: Арцыбасова И. В. Словарные упражнения. Они играю большую роль в работе по формированию первоначальной.

Гимнастические упражнения с мячом (Гимнастические упражнения с мячом) Ребёнок: 2 Мастер спорта Паткин Вова Вот в спортзал спешит он снова. Волейбол так любит он, олимпийский.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа над голосом (упражнения)
Опубликовано: 24 октября 2015 в 00:47
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Развиваем пальчики»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Родители детей дошкольного возраста...
Новогодний праздник в средней группе «Елка в лесу»
Дети в карнавальных костюмах выбегают цепочкой в зал, идут хороводом вокруг елки, останавливаются Ведущая За окном ложится снег, Снег пушистый, новогодний....
Коллективная работа «Кошки и луна» Нетрадиционная изодеятельность работа сухой кистью
Тема: «Кошки и луна». Цель: обучить рисованию нетрадиционной технике – работа сухой кистью( тычком) ; раскрывать и развивать потенциальные...
Конспект занятия «Осень золотая»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Тополёк» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Осень золотая» По преодолению речевых...