Дарья Кубанцева
Работа над звукослоговой структурой слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над звукослоговой структурой слова у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Д. А. Кубанцева
Аннотация: В данной статье освещена проблема формирования звукослоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассмотрено понятие звукослоговой структуры, типы слогов согласно классификации А. К. Марковой, представлены методики коррекции звукослоговой структуры слова с описанием этапов работы.
Изучением слоговой структуры слова занимались такие отечественные специалисты, как З. Е. Агранович, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, О. Н. Усанова и другие.
Публикация «Работа над звукослоговой структурой слова у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
Для построения высказываний, согласно данным исследований К. В. Комарова, говорящий или пишущий обращается к языковому материалу, ориентируясь на простые и сложные единицы языка, располагая, сочетая и изменяя их по свойственным языковой системе моделям и правилам. К числу специфических языковых средств относится звукослоговой состав и морфемная структура слов, их порядок в речи [2].
З. Е. Агранович представлено следующее определение звукослоговой структуры слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида составляющих его звуков и слогов. Нарушение звукослоговой структуры слов проявляется трудностями в восприятии и последующем воспроизведении слов преимущественно сложного звукослогового состава [1].
Некоторые отечественные специалисты, а именно А. Н. Гвоздев, Т. А. Ткаченко, Н. Х. Швачкин и другие, обращают внимание на то, что, исходя из понятия звукослоговой структуры, можно выделить в нем две составляющих: непосредственно звуковую структуру слова и слоговую. Первая представляет собой последовательность звуков в слове, вторая же, по определению А. К. Марковой, является умением чередовать ударные и безударные слоги различной организации. В то же время Н. И. Жинкин предлагает рассматривать звукослоговую структуру слова в качестве единого целого, так как без звуков не могут существовать другие речевые единицы. В процессе овладения слоговой структурой ребенок, по ее мнению, осваивает воспроизведение слогов слова в порядке их сравнительной силы: сначала передается только ударный слог, затем появляется первый предударный, а за ним и слабые безударные слоги. Пропуск слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле состояние разных звуков и звукосочетаний связано с усвоением слоговой структуры [3].
Н. С. Четверушкина выделяет тот факт, что нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи логопатов дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная изолированно, довольно часто искажается при включении этого слова во фразу или в самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова имеет степень знакомства со словом, так как малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку [5].
Т. А. Титова рассматривает в качестве одного из ведущих условий овладения слоговой структурой слова опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Методика коррекции слоговой структуры слова, разработанная Тамарой Александровной, состоит из четырех этапов: 1) подготовительный (создание фонетико-фонематической основы, 2) этап формирования слоговой структуры слова, 3) этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, скороговорок с правильно произносимыми звуками, 4) заключительный этап (использование приобретенных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи) [4].
Н. С. Четверушкина разработала методику, в основу которой положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности [5]. Усложнение состоит в постепенном наращивании количества и использовании различных типов слогов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (мыло).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (машина).
3. Односложные слова (сом).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (банан).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (манка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (потолок)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (шиповник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (петрушка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (торт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (шторка).
14. Четырехсложные слова их открытых слогов (ученица).
Коррекция звукослоговой структуры слова проходит в два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический).
Используется невербальный и вербальный материал. Цель этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2. Основной (собственно коррекционный).
В работе применяется только вербальный материал. Цель этапа – непосредственная коррекция слоговой структуры слов у конкретного ребенка.
Для достижения наиболее эффективных результатов требуется проведение тщательной подготовительной работы. Наряду со звукопроизношением необходимо проведение коррекционной работы над слухо-моторными координациями, речевым дыханием, а также развитие артикуляционного праксиса. Такого рода работа облегчает детям процесс переключения артикуляционных поз и предотвращает пропуски и замены слогов.
Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов на основном этапе в свою очередь подразделяется на несколько дополнительных этапов. Особое значение на каждом из них придается работе анализаторов, причём не только речевого, но и слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько грамотно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы [4].
Таким образом, согласно данным многих авторов, таких, как Т. А. Титова, Н. С. Четверушкина и другие, работа над звукослоговой структурой слова у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, проводится поэтапно. Безусловно, такая работа необходима для правильного формирования устной, а затем и письменной речи каждого ребенка. Важно помнить о необходимости проведения предварительной подготовки для большей эффективности результатов. Коррекционная работа будет успешной при условии ее качественной организации и следования требованиям каждого этапа.
Литература:
1. Агранович З. Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей». - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014.
2. Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – 1982.
3. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / под ред. АлмазовойА. А., Селиверстова В. И. – М. : Гуманитар. Изд. центр «Владос», 2014. – 374 с.
4. Титова Т. А. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией: учеб. -метод. пособие / Т. А. Титова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2010. – 144 с.
5. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : Системный метод устранениянарушений. – М. : Национальный книжный центр, 2015. –192 с. (Логопедические технологии.)