Лучший педагог года

Работа по развитию речи посредством театральной деятельности

мария чуманкина
Работа по развитию речи посредством театральной деятельности

Актуальность моей работы состоит в том, что одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Публикация «Работа по развитию речи посредством театральной деятельности» размещена в разделах

Данная проблема определила цель углубленной работы по темеразвитие  речи детей посредством театрализованной деятельности.  

Почему именно театрализованная деятельность

Театрализованная  деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип  обучения: учить играя.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.  Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется  популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Цель:

     Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи работы :

1. Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

2. Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; обогащать словарь детей, активизировать его;

3. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

Проблема

В ходе изучения методической литературы и опыта работы,  пришли к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников.

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, стало понятно, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. В ходе исследования, пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством  театрализованной деятельности. Поэтому в ходе  инновационной деятельности  решили исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.

 С. Л. Рубинштейн  писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Ожидаемые результаты:

Дети

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Родители

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Проект  реализовывался во всех группах нашего детского сада по направлениям:

- совместная деятельность с детьми,

-  взаимодействие с родителями.

Работа проводилась в три  этапа:

-подготовительный,

-основной,

-заключительный.

1этап - подготовительный.

На первом подготовительном этапе изучили базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы  были выявлены некоторые недостатки: недостаточно методических разработок по развитию  речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Проанализировав анкетирование родителей, пришли к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.

Определили следующие этапы работы :

1. выработать систему театрализованных игр для детей.

2. оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, разработали перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями.

Разработали и подобрали игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Разработала конспект занятия для детей «Подарок для зайчика».

Подготовила и провела консультации для родителей по теме: «Развитие речи детеи через театрализованную деятельность»

Подготовила анкеты для родителей по темам:

Подготовила картотеку театральных игр.

2-й этап – основной.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовали  практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяли рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовали в комплексе, развивали внимание память, воображение, творческое воображение.

1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.  

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр 

3. Показ сказок: «Заюшкина избушка»«Лисичка- сестричка и волк»«Репка»театрализованное представление сказки «Теремок».

4. Показ сказоктеатрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок».

При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

Требования к проведению театрализованных игр,  строили так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

Для повышения педагогического  мастерства:

1. Разработали перспективный план работы с детьми и работу с родителями.

2. Разработали и подобрали для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

3-й этап – заключительный.

По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.

Выводы:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.  Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

По итогам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по  театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.

Список литературы:

1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» : для детей 5-7 лет.

Методическое пособие. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2012.

2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

3. Маханева М. Д.  Театрализованные занятия в детском  саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.

4. Мигунова Е. В.  Театральная педагогика в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

5. Ушакова О. С.  Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи : Учеб. -метод. пособие. - М. : Соц. - полит. журн. ,1994.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3–4 лет Тема: «Развитие речи детей средствами сенсорного развития» «Солнышко собирает друзей» Цель: Развиваем речь детей средствами сенсорного.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по развитию речи посредством театральной деятельности
Опубликовано: 4 апреля 2021 в 19:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД