МААМ-картинки

Работа по региональной по программе «Край мой Пензенский»

Светлана
Работа по региональной по программе «Край мой Пензенский»

Работа по региональной по программе «Край мой Пензенский»

Выполнила: Белкова Светлана Сергеевна воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детский сад города Пенза №137 «Веснушки»

1. Теоретическая часть.

1.1 Актуальность.

Публикация «Работа по региональной по программе „Край мой Пензенский“» размещена в разделах

Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, земле-матери, природе.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

1.2. Цели и задачи

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, в специально организованной деятельности, на праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Таким образом, процесс приобщения детей к истокам народной культуры, развитие национального самосознания должно осуществляться не эпизодически, а иметь определенную систему и целенаправленность.

Главной целью моей работы является воспитание у дошкольников патриотических чувств на основе ознакомления с народной культурой и историей Пензенского края.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решались следующие задачи:

1. способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего края;

2. воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

3. содействовать возрождению краевых традиций;

4. развитие интереса к народным традициям и промыслам своего народа;

5. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

6. обогатить предметно-развивающую среду ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье;

7. ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье;

8. повысить уровень педагогической культуры родителей.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Поволжья, Пензенской области. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. Большую роль я отводила тесной взаимосвязи с ближайшим окружением (гимназией, детской библиотекой, ФОКом Победа, парком, поликлиникой, почтой). В своей работе я пыталась систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу и к своей стране у детей дошкольного возраста, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.

Знакомство с материалом я включаю в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т. д.). На непосредственно образовательную деятельность выносила темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные во время непосредственно образовательной деятельности, закрепляю в различных формах работы в совместной и самостоятельной деятельности.

Совместная и самостоятельная деятельность включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

1.3 Структура.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию по теме «Край мой Пензенский» составлена по всем возрастным группам. Отбор и систематизация знаний проводился с учетом умственных возможностей дошкольников: принималось во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Программа охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Работу осуществляю по следующим темам:

1. Путешествие по городу – Цели: развивать представления об историческом прошлом и настоящем города, познакомить с символикой города, его достопримечательностями, известными людьми города.

2. Природа родного края - Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

3. Мой дом – моя крепость – Цели: формировать представления о семье, семейных традициях; знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках, познакомить с народами, населяющими пензенскую область.

4. Культурное наследие - Цели: формировать знания о народно-прикладном искусстве края; вызвать восхищение талантами русского народа; приобщать детей к устному народному творчеству, произведениям местных авторов, познакомить с народными традициями.

Тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В игровом уголке важно иметь русские костюмы, утварь, рушники, и т. д., что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей. В познавательный уголок целесообразно внести фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику города Пенза, Пензенского края, фотографию губернатора Пензы. Можно изготовить макеты русского подворья, остов избы с убранством и др. В уголок продуктивной деятельности поместить изделия пензенских умельцев. Все это расширят возможности ребенка в более успешном приобщении к культуре родного народа.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Формирование патриотических чувств эффективнее, если семья выступает как равноправный партнер в формировании личности ребенка. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся - задача, посильная любой семье. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания любая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Здесь строится…», «Здесь – музей, который рассказывает о прошлом Пензы, знаменитых людях…» и т. д. Чтоб ребенок осознал себя как равноправный член семьи, необходимо ребенка привлекать к посильному труду дома, совместно готовится к отдыху, праздникам. Постепенно ребенок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – семьи, детского сада, города, страны.

Я стремилась, чтобы родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнёров. Ведь участие родителей в детско-родительских проектах способствует сотрудничеству детского сада и семьи.

Использование потенциала семьи осуществлялось путё м:

• привлечения родителей к проведению образовательной деятельности;

• участия родителей в выставках семейного творчества;

• предоставления родителями фотографий, альбомов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье;

• участия родителей в прогулках и экскурсиях;

• совместного с детьми участия в развлечениях, пошив русских народных костюмов;

• создания семейного генеалогического древа;

• участия в создании «Книги народной мудрости» - содержание пословиц дети вместе с родителями выражают в рисунках;

• помощи в изготовлении пособий, поделок, дидактических игр.

Особого внимания требует от родителей тема «природа родного края». Ведь именно взрослый близкий человек, которому ребенок доверяет, которого любит, и стремиться подражать является образцом поведения в природе, отношения к живому. Поэтому взрослый должен стать ребенку положительным примером для подражания. Родителям необходимо доверять детям работы по уходу за объектами природы, ведь природа – это источник не только нравственного воспитания, но и трудового.

Для повышения уровня педагогической культуры родителей разработала памятки и консультации по патриотическому воспитанию, организовывались вечера вопросов и ответов, круглые столы, семинары практикумы.

2. Практическая часть

2.1 Ожидаемый результат

Ожидаемые достижения на этапе завершения приобщения дошкольников к народной культуре Пензенского края по возрастам.

Младший возраст (3-4 года).

- знать членов своей семьи, имя, отчество родителей;

- знать русский народный костюм;

- знать внешний вид и части русской избы (сени, крыльцо, горница) и некоторые предметы кухонной утвари (чугунок, ухват);

- знать домашних животных и птиц;

- знать овощи и фрукты, выращиваемые в родном городе;

- знать диких животных, деревья и растения лесов пензенского края;

- иметь представления о труде людей ближайшего окружения: помощника воспитателя, повара, врача, дворника;

- знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков и группы;

-знать название города, название своей улицы.

Средний возраст (4-5 лет).

- уметь рассказывать о семье, семейном быте, традициях;

- знать название родного города, своей улицы, крупных улиц города, достопримечательности района;

- знать естественные водоемы г. Пенза;

- знать домашних животных и птиц;

- знать диких животных лесов Пензенской области;

- выделять русскую народную одежду из числа других народных костюмов;

- знать русские традиции, убранство русской избы и предметы быта старины;

- иметь представление о жилище русского народа в историческом прошлом;

- знать профессии взрослых в городе и селе;

- знать народные промысла пензенского края – абашевская игрушка, камешкирская резьба.

Старший возраст (5-6 лет).

- знать свой домашний адрес, название родного города, историю его возникновения, знать название близлежащих улиц;

- знать достопримечательности города Пенза;

- знать основные предприятия г. Пенза, профессии людей в городе и селах;

- знать естественные водоемы и их обитателей Пензенского края;

- знать объекты живой природы лесов, степей Пензенского края;

- знать и называть составляющие русской народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;

- иметь представление о народах пензенского края – мордве, их национальной одежде, обычаях и жилище;

- иметь представление о русском жилище в историческом прошлом, народных праздниках;

- знать народные ремесла пензенского края : абашевская игрушка, камешкирская резьба, никольский хрусталь, михайловский соломенный промысел;

- знать произведения пензенских поэтов.

Старший возраст (6-7 лет).

- знать краткие сведения об истории города, символику города, края;

- знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

-знать достопримечательности города Пенза;

- знать промышленные объекты г. Пенза, профессии людей в городе, селе.

- знать объекты живой природы лесов, степей, водоемов Пензенского края;

- иметь представления о климатических условиях края;

- знать и называть составляющие татарской, мордовской, чувашской и русской народной одежды;

- иметь представление о жилище в историческом прошлом;

- знать народные ремесла пензенского края : оленевское пуховязание, соломинское кружево и вышивка, соломинский ковровый промысел;

- знать известных людей города.

2.2 Диагностические исследования

В ходе работы я использовала следующие механизмы отслеживания результатов:

- анализ детской деятельности (рассказы о родном городе, рисунки, постройки из конструкторов, аппликации, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);

- наблюдение за поведением и общением детей (нормы и правила поведения в детском саду и общественных местах, доброжелательные отношения с взрослыми и сверстниками, гуманное отношение к живым объектам природы);

- анкетирование родителей (изучение посещения родителями с детьми различных мест в городе и его окрестностей).

Перед тем как приступить к планированию работы я провела анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе.

С помощью анкеты №1 «Нравственное воспитание» я узнала отношение родителей к проблемам патриотического воспитания.

Анкетирование показало, что в понимании родителей патриотическое воспитание сводится лишь к ознакомлению с символикой страны, столицей, президентом; в большинстве семей отсутствуют семейные традиции; считают, что патриотическое воспитание надо начинать в школьном возрасте.

Следующим шагом было выяснить, какие именно знания имеются у родителей о родном городе и что именно интересует родителей и их детей (анкета №2). Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах.

Работу по теме «Край мой Пензенский» я начала со средней группы, поэтому мне было необходимо определить уровень знаний по патриотическому направлению на начало учебного года. Мной была разработана диагностическая карта, в ходе которой определяется уровень знаний детей.

Результаты диагностики детей средней группы №3 на начало 2012-2013 учебного года показали, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого, знаний о городе Пенза, его символике, достопримечательностях. Данные помогли внести коррективы в разработанный мною учебный план.

Для оценки результативности работы по нравственно- патриотическому воспитанию по теме «Край мой Пензенский» в конце 2012-2013 учебного года была проведена повторная диагностика знаний детей средней группы №3.

Анализ диагностики показал, что знания детей об истории родного города после целенаправленного обучения обогатились. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении; не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.). Я проанализировала игровую деятельность детей. Анализ игр показал, что родной город не только остался для детей привлекательным объектом отражения, но его образ наполнился новым содержанием. В играх отражались и конкретные знания об известных местах, и обобщенные представления о них. Наблюдение за играми показало развитие эмоционально-положительного отношения детей к родному краю.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: значительно повысился уровень развития у детей таких качеств, как внимательность, патриотизм, уважение к окружающим местам и предметам.

Родители также стали принимать активное участие в работе по данной проблеме : шьют народные костюмы не только для детей, но и для кукол, составляют альбомы, помогают в сборе материала, в проведении праздников.

Я разработала диагностические карты и календарно-перспективный план по теме «Край мой пензенский». В 2013-2014 учебном году я продолжила работу по теме, уже начиная с младшей группы.

Результаты диагностики детей младшей группы на начало 2013-2014 учебного года показали, что большинство детей не имеют представление о культуре русского народа, его историческом прошлом, названии города Пенза, его символике, достопримечательностях. Однако, дети выражают интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города.

Анализ диагностики в конце 2013-2014 учебного года показал, что знания детей об истории родного города после целенаправленного обучения обогатились. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении. Дети не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение. Дети узнают виды народного декоративно-прикладного искусства Пензенской и научились передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения. Самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края. Используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).

Выводы и заключения

К концу учебного года накопить достаточно большой запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе. Используют в активной речи потешки, загадки, пословицы. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства. Дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).Знают историю русского народного костюма, головных уборов. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Речь детей стала образной, расширился кругозор и словарный запас, усилился познавательный интерес. Дети научились устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что-то новое, свое.

В жизни нашего детского сада укоренились такие традиции, как ежегодные народные праздники: Праздник урожая, Масленица, День птиц. Отмечаются календарные праздники: Новый год, День защитника отечества, 8 марта, 9 мая. Привычным стал семейный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья» и выпускной утренник. Во всех выше перечисленных мероприятиях воспитанники принимают активное участие, что способствует развитию творческого потенциала детей, учит детей соблюдать традиции, знакомит с народным творчеством, воспитывает гордость за своих соотечественников. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат: между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Список литературы

1. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края : Методическое пособие в помощь воспитателям, работающим по программе «Ребёнок и весь мир» под общей редакцией профессора В. И. Авершина, части 1-4. – Издательство Пензенского ИПК ПРО, 2007г.

2. История Пензенского края как средство развития личности ребё нка дошкольного возраста: Методическое пособие под общей редакцией В. И. Авершина. – Издательство Пензенского ИПК ПРО, 2004г.

3. Край мой, единственный в мире: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. -сост. Е. Ю. Щенникова. – Пенза, 2004г.

4. Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам : Методическое пособие под общей редакцией В. И. Авершина. – Издательство Пензенского ИПК ПРО, 2000г.

5. Родиноведение: Учебник по истории Пензенского края для начальной школы под общей ред. Н. П. Берляковой. – Издательство ГОУ ПИРО, 2008г.

6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб : АКЦИДЕНТ, 1997.

7. Сайт «История Пензенского края» https://kraeved.dyub.org/

Приложения

Анкета для родителей №1

«Патриотическое воспитание».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки города Пенза? Если нет, то почему?

Анкета для родителей №2

«Наш город».

1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?

2. Как проявляется этот интерес?

3. Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т. д. ?

4. Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?

5. Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?

6. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов?

7. Сохранились ли в Вашей семье предметы старины?

8. Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу.

Публикации по теме:

Презентация «Мой край родной» Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России. Задачи: 1. Привитие детям чувства любви к своему.

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Кубань — мой край родной, любимый край». Часть 1 Цель проекта: обогащать знания детей о нашем городе через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города Краснодара; понимать.

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Кубань — мой край родной, любимый край». Часть 2 Социально-коммуникативная. Дидактические игры: «Узнай и назови улицу», «Найди герб г. Краснодара», «Найди флаг Краснодарского края», «Угадай,.

Конспект занятия «Мой родной край — Хабаровский край» Цель: Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к родному краю. Задачи: 1. Обобщать знания детей о растительном и животном мире.

Нравственно-патриотический проект «Мой край Донской, мой край казачий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с. Заветное Нравственно – патриотический проект «Мой край.

Посиделки «Край ты мой, родимый край». Старший возраст Цель: Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, ознакомление с русским и народным творчеством,воспитывать любовь к родному краю.

Праздник в рамках реализации творческого проекта «Край ты мой, родимый край» Этап работы/ сроки Содержание работы Взаимодействие с педагогами и родителями Методический материал Подготовительный 1 неделя 1. Определение.

Проектная работа «Башкортостан — мой край родной!» «Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое.

Сценарий «Край мой, Удмуртия» Сценарий «Край мой, Удмуртия» Музыка Е. Копысовой «Удмуртии моей» Реб:Зечбуресь, зечбуресь, Гажано куноос! Тиледыз ми возьмамы Шумпотим.

Стихотворение «Мой край» "Мой край" Я родилась в краю берез, В краю, где сосны великаны Уходят ввысь и на ветвях Качают сонные туманы. В краю, где осень и зима.

Автор публикации:
Работа по региональной по программе «Край мой Пензенский»
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 23:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД