Получи документы

Работа с детьми в постэкстремальный период

Галина Хощенко
Работа с детьми в постэкстремальный период

Работа с детьми

в постэкстремальный период

У ребенка, как и у взрослого, по мере развития его личности повышается способность к произвольной саморегуляции и самоконтролю. Что стоит за этими понятиями? Возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию душевного и физического начал.

Публикация «Работа с детьми в постэкстремальный период» размещена в разделах

Сложность жизненных условий стимулирует желание родителей быстрее увидеть своих детей взрослыми и самостоятельными. В результате не учитываются их возрастные особенности. Родители чаще всего читают ребенку нравоучения, внушая чувство неполноценности, дают инструкции, чем делают его, наоборот, несамостоятельным, а также щедро «одаривают» массой запретов. Способствует ли это повышению произвольности, сознательности, самоконтроля?

Соблюдение запрета из страха – это форма самозащиты от опасностей социума. Послушание родители часто принимают за хороший самоконтроль ребенка, хваля его за это. Тогда как естественнее было бы радоваться тому, что он сохраняет непосредственность чувств, необузданность желаний, собственную логику суждений и поступков. Сама природа определила свойство детства – отсутствие возможностей легко управлять собой, растянув на длительное время созревание механизмов произвольной саморегуляции. и если бы большинство взрослых это понимали, то могли бы сделать счастливее жизнь свою и своих детей.

Если учитывать возрастные особенности ребенка, то работа по стабилизации эмоционального состояния почти целиком зависит от взрослых, которые его окружают. Понимание и принятие дошкольника со всеми его естественными качествами – непроизвольностью, несознательностью, бесконтрольностью и непосредственностью – освобождает его от его эмоциональных перегрузок. Взрослый может быть с ребенком на одном уровне лишь тогда, когда он играет с ним в детскую игру. В остальное время воспитатель и родитель дополняют отношение с ребенком своей взрослой ответственностью, произвольностью и разумным контролем, а не требуют от ребенка таких качеств. Если психологу удалось донести до взрослых эту простую мысль, то проблем с организацией постэкстремального пространства дошкольника не будет.

Принципы проведения работы

В кризисных условиях необходимо придерживаться общих принципов проведения коррекционно-развивающей работы, без соблюдения которых она может стать формальной. Перечислим их.

- Не навязывайте себя никому, в том числе и детям. Если по каким-либо причинам детям не понравились занятия, значит отложите их до лучших времен и постарайтесь понять, что вы сделали не так.

- Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! В ходе занятия с детьми (или одним ребенком) могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получится. Продолжайте вести занятия, как будто ничего не произошло, переключите внимание, успокойтесь. Потом поразмыслите над произошедшим, чтобы понять причины.

- Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают протест или негативную реакцию.

Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка - просто не воспринимайте незрелые формы его реакций. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности и поведения ребенка.

- Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции во время занятий с ними. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию, - и они невольно будут влиять на состояние детей, заражая аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может свести на нет положительный эффект занятия. Настраивайтесь перед контактом с детьми, запасайтесь добрыми чувствами к ним, заражайте их радостью, светом, теплом!

- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Вы такой же участник занятия, как и дети: так же ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ногой. Вы – образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают дети.

- Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, помочь, подбодрить. Избыток вашего внимания или оценки – как отрицательные, так и положительные – способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит, навредить ему. Наши малыши с утра до вечера слышат от взрослых: «не так, не такой, не туда» и т. д. Им трудно выстоять, защитить и сохранить положительное представление о самих себе. А без этого не будет ни психического здоровья, ни гармоничного развития.

- Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. Например, сказать «как сияют глазки у Колиного зайчика» или похвалить, что «руками Коля очень правильно показывает», предпочтительнее, чем заметить, что «зайцы совсем не так прыгают, как делает Коля». На занятиях в режиме естественного поведения детей не может быть правильных и неправильных действий: у них все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, дети не должны бояться получить порицание, осуждение.

- Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.

Помните что главное – не результаты достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которых неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике и движениях. Только тогда механизм подражания у детей срабатывает эффективно. Они сами выберут себе пример для подражания - кому что придётся по душе.

- Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как не парадоксально, это тоже может навредить. Один ребенок привыкает к подобному общению и станет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Другой, наоборот, начнет бояться подобного обращения, страшиться не соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением отношения к нему лично.

- Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка – улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д., что подскажут ваши руки и сердце.

В любом случае сознание заповеди «не навреди» и ощущение чувства меры при контакте с детьми – главная наука, которую нужно постичь. Лучше воздействовать на ребенка реже, но более обдуманно, предвидя дальние последствия своего влияния на его психику и судьбу.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о наблюдениях в осенний период с детьми старшей группыФотоотчёт о наблюдениях в осенний период с детьми старшей группы Наблюдение за рябиной. Задачи: закрепить представление детей о внешних признаках дерева; формировать и расширять представление о её роли.

Графический диктант. Работа с детьми в период самоизоляцииГрафический диктант. Работа с детьми в период самоизоляции Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально.

Консультация для родителей «Игры с детьми на отдыхе в летний период» Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей.

Лэпбук «Лето» для работы с детьми в летний периодЛэпбук «Лето» для работы с детьми в летний период Данное пособие разработано для работы с детьми в летний период. Дизайн всех страниц и наполнение разработаны самостоятельно. Лэпбук включает.

Лэпбук «Насекомые» для работы с детьми в летний периодЛэпбук «Насекомые» для работы с детьми в летний период Лэпбук «Насекомые» для работы с детьми в летний период Цель: Формирование элементарных экологических представлений о живой природе у детей.

Отчет за летний оздоровительный период с детьми раннего возраста Воспитатель : Шкиль Е. А. Тема: «Ребёнок и безопасность». С 1 -7 июня тема: «Машины бывают разные. " Консультация с родителями на тему: «Помни.

Проект «Юбилей садика» во всех возрастных группах. Работа с родителями в период пандемии COVID -19 Проект «Юбилей садика» во всех возрастных группах (I и II младшей, средней, старшей, подготовительных «А» и «Б»). Работа с родителями в.

Фотоотчёт «Работа дошкольного учреждения в летний оздоровительный период»Фотоотчёт «Работа дошкольного учреждения в летний оздоровительный период» Фотоотчёт "Работа дошкольного учреждения в летний оздоровительный период" Все мы знаем, что лето – самая благоприятная пора для сохранения.

Работа музыкального руководителя в летний оздоровительный периодРабота музыкального руководителя в летний оздоровительный период Работа музыкального руководителя в летний оздоровительный период Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,.

Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период»Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период» Выступление на родительском собрании. "Физкультурно- оздоровительная работа в адаптационный период" Всем Физкульт- привет! Вот и начался.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с детьми в постэкстремальный период
Опубликовано: 17 декабря 2022 в 09:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД