Получи документы

Работа с родителями, как средство успешной социализации детей с нарушением зрения (из опыта работы)

Елена Омар
Работа с родителями, как средство успешной социализации детей с нарушением зрения (из опыта работы)

Специализированные учреждения для детей с ограниченными возможностями имеют специфическое назначение. Чтобы пребывание ребенка в нем принесло ощутимую пользу, необходимо создать в нем весь комплекс условий, обеспечивающих полную социальную реабилитацию, быт, возможность получения образования, приобщения к труду, медицинскую и психологическую помощь. Названные особенности детского специализированного учреждения требуют от его коллектива гибкого, не стандартного подхода, соблюдения принципов, ориентированных на интересы и потребности детей.

Публикация «Работа с родителями, как средство успешной социализации детей с нарушением зрения (из опыта работы)» размещена в разделах

В настоящее время для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Специальные занятия в детском саду с детьми с нарушением зрения сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье.

В семье начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. Ребенок-дошкольник полностью отождествляет себя с семьей, открывая и свое собственное "я" и других людей, воспринимая мир преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей и, естественно, их ценностных ориентаций. В детском саду мы учим ребенка быть добрым, отзывчивым и др., но если в семье это не подкрепляется примерами. а часто происходит наоборот, ребенок учится жить двойными стандартами. Поэтому работа с семьей просто необходима.

К сожалению, не все родители имеют достаточные практические навыки, часть из них не готова психологически к работе с ребенком, при этом успех выполнения реабилитационной программы во многом зависит от семьи, которая должна быть исполнителем и объектом программы. Поэтому в комплексе мероприятий с детьми должны быть и мероприятия по работе с родителями, а также их специальная подготовка для выполнения необходимых реабилитационных воздействий.

Специальные занятия в детском саду с детьми с нарушением зрения сами по себе не гарантируют позитивных изменений в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.

В последние годы педагоги нашего детского сада ведут 2 планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель : Создание единого образовательно – оздоровительного пространства “детский сад – семья”.

Эта работа проводится в следующих формах

• Открытые и совместные с родителями и детьми занятия

• Обучение родителей специальным коррекционным приемам необходимым для занятий в домашних условиях

• Консультации и беседы с родителями

• Открытые мероприятия, спортивные праздники, детские утренники

• Электронные средства коммуникации.

• Организация клубов, проведение конференций, выставок

Опыт показал, что наиболее эффективной формой является клуб «родитель-ребенок-педагог». Работа такого клуба может включать всевозможные формы. Назвали мы этот клуб «Навстречу друг другу»

Были выработаны ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ и план работы клуба. В ПОЛОЖЕНИИ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ были сформулированы Общие положения, регламентирующие деятельность родительского клуба и Основные цели и задачи и формы деятельности родительского клуба.

В реализации плана участвуют: психолог, логопед, педагоги, тифлопедагоги, инструктор по физо, врач офтальмолог, медсестры ортаптистки.

Перед началом работы клуба было проведено анкетирование родителей. В анкету были включены вопросы

Какие темы воспитания, обучения и оздоровления детей интересны для Вас?

Каких специалистов Вам хотелось бы послушать?

Каким опытом воспитания детей в семье Вы могли бы поделиться с родителями?

Хотели бы Вы встречаться в родительском клубе? Как часто?

Как видно из приведенных диаграмм, наибольший интерес родители проявляют к общению с дефектологами, психологом (32 %) и логопедом (29%)

В плане работы клуба определены формы организации работы с родителями : индивидуальная и групповая (малыми открытыми группами в количестве 5-7 человек).

Проведенная на начало года диагностика выявила особенности каждого ребенка, по результатам которой был составлен индивидуальный план коррекционной работы.

Согласно плану мы знакомим родителей с результатами обследования. Эта работа проводится только в индивидуальной форме.

Подгрупповая форма работы может использоваться для ознакомления со способами снятия зрительного, эмоционального и мышечного напряжения.

Проведен тренинг «Игры и упражнения для развития координации движений»

Родители знакомятся с тренажерами и с дидактическими пособиями для развития системы «глаз-рука-речь» и участвуют в изготовлении новых.

Для ознакомления с приемами развития зрительного внимания и памяти проводилось совместное с мамами занятие «Я работаю фотографом». Здесь родители познакомились с разнообразием тематики и различными уровнями сложности заданий.

В нашем клубе была организована встреча с логопедом. Родители ознакомились с использованием речевых игр, логоритмических упражнений.

Родителям были показаны виды работ для развития пространственных представлений при проведении совместного занятия «Готовимся к полету в космос».Здесь родители ознакомились также со способами сенсорного развития: дети выполняли действия по тактильному обследованию, различению на слух, определению по запаху и вкусу.

В рамках работы клуба Психолог проводит тренинги и встречи с родителями

Для развития глазомера, для усвоения понятий о длине, высоте, толщине, для совершенствования функции «глаз-рука» научили родителей использовать кубики Кюизенера и блоки Дьеныша. Было проведено занятие «Цветик-семицветик» Конспект этого занятия выложен на нашем сайте.

Родители ознакомились с пособием «Логико-малыш». Для развития глазомера, для усвоения понятий о длине, высоте, толщине, для совершенствования функции «глаз-рука» научили родителей использовать кубики Кюизенера и блоки Дьеныша

. Родители увидели достижения и ошибки своего ребенка. Были намечены пути их преодоления и способы оказания помощи.

Регулярно проводятся спортивные праздники с участием родителей проведена неделя здоровья.

Совместно воспитателями, специалистами был создан Исследовательский проект

«Очки нужны и для меня они важны».

В этом проекте содержится полезная для родителей информация, даны рекомендации, как приучить ребенка к очкам. Детям объясняется, почему так важно носить очки, как нужно ухаживать за ними и беречь.

Использование электронных форм работы также оказывается полезными в работе с родителями. На нашем сайте на странице «Родителям» выкладывается полезная информация: конспекты открытых занятий, советы и рекомендации родителям.

Модель реабилитации детей с нарушением зрения с использованием такой формы, как родительский клуб обеспечит интеграцию всех имеющихся возможностей детского сада, родителей, что в конечном итоге приведет не к приспособлению, а к самоутверждению личности ребенка, поможет установить связи в социальной сфере, скорректировать и компенсировать познавательную деятельность в условиях зрительной депривации. В результате восстанавливается социальный и психологический статус личности, создаются реальные предпосылки интеграции в общество.

https://alldef.ru/ru/articles/almanah-11

«Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности»

1. Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО

2. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина

. -- М. : Издательство МГСУ "Союз", 1998. - 326 с.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями, как средство успешной социализации детей с нарушением зрения (из опыта работы)
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 23:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД