Получи документы

Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах» (7 фото)

Таболина Надежда Павловна
Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и весельевсемусуществующему…Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» (Платон).

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач, которые связаны с поддержкой разнообразия детства, сохранением его уникальности и самоценности. В ФГОС ДО выделены образовательные области, призванные обеспечить разностороннее развитие дошкольников, среди которых - художественно-эстетическое, предусматривающее формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального произведения, реализацию самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей. В этих условиях важен выбор образовательной программы, которая способна решить задачи, поставленные в ФГОС ДО.

Публикация «Из опыта работы „Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах“» размещена в разделах

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Одним из наиболее важных средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей.

Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных, и в то же время, развивающих форм музицирования в детском саду. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической и народной музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического и народного оркестров, запоминают названия произведений и композиторов. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления перед ребятами младшего возраста и сотрудниками детского сада, перед родителями на праздниках, развлечениях, родительских собраниях, на открытых занятиях перед гостями, на конкурсах иконцертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха; развивает чувство ритма, фантазию и творческое воображение.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения имузыкально-ритмических движений. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных и аналитических способностей, в ходе чего, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Игра на детских музыкальных (шумовых) инструментах позволяет приобщать воспитанников к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей, доставляет им радость музыкального творчества и эмоционально- эстетическоеудовлетворение.

На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между желанием детей играть на музыкальных инструментах и отсутствием у них элементарных навыков игры.

Обозначила цель своей работы : При помощи детских музыкальных инструментов развивать музыкальные способности и творческие способности детей, воспитывать чувство ансамбля, формировать слуховой контроль.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

- развитие музыкального, гармонического, тембрового слуха и слухового внимания;

- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений;

- овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах и выразительного исполнения произведений в ансамбле и в оркестре.

Придя работать в детский сад, я подумала: «Как должна быть организована работа по обучению игре в шумовом оркестре, чтобы она соответствовала четырё м важным для меня условиям:

- Быть лёгкой для детей и педагога;

- Быть интересной для них;

- Быть систематической формой обучения;

- Быть групповой формой обучения. Эти четыре пункта за время работы превратились в методику. Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинаю с раннего возраста. В начале обучения методические приемы направляю к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду деятельности. С помощью игровых приёмов малыши учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое, тихое и громкое звучание колокольчика, фортепиано) и для этого используются игры : «Капельки большие и маленькие», «Какая птичка поёт?» и т. д. Для развития тембрового слуха провожу музыкально-дидактическую игра «Угадай, на чём играю?», где дети узнают и различают звуки барабана, бубна, колокольчика, погремушки.

Для развития чувства ритма детям предлагаю игровое упражнение «Поезд», в котором дети сначала медленно ударяют по коробочкам, а когда темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Всегда с большой охотой дошкольники выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия, учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, белка. Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как «Тихие и громкие ладошки», «Тихие и громкие звоночки», где дети звенят колокольчиками в соответствии с изменением силы звука в музыке. Задание постепенно усложняю, дети делятся на 2 подгруппы, девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только «свою музыку». Благодаря данному приёму у детей развивается не только динамический слух, а так же выдержка и внимание.

Обучение игре на музыкальных инструментах осуществляю в простом контрастном по характеру звукоподражании: редким каплям дождя (тихая звучность треугольника, металлофона, раскатам грома (барабан, трещётка, стуку дятла (ложки, коробочка). Например, лёгкими ударами на треугольнике, металлофоне дети имитируют капли дождя в одноимённой р. н. песне «Дождик» обр. Т. Попатенко, чётким постукиванием на деревянных ложках или коробочке воспроизводят равномерный ритм в пьесах «Лошадка» А. Гречанинова, а под музыку П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» - отстукивают чёткий ритм на барабане и ложках. Так же, дети могут передавать усиление и ослабление звучности (крещендо, диминуэндо, ускорение и замедлениетемпа.

На этом первоначальном этапе полезно подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяю своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой,

постукивают деревянными ложками, пластмассовыми шумовыми коробочками, т. е. отображая сильные доли, аккомпанируют данное им музыкальное произведение,

Уже в среднем дошкольном возрасте дети овладевают навыками игры на треугольнике, металлофоне и ксилофоне. Игра на этих инструментах способствует у детей развитию не только ритма, но и мелодического слуха и музыкальной памяти. Первоначальное обучение провожу на занятии, а затем, во время индивидуальной работы с детьми. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими, ребята начинают исполнять несложные песенки-попевки на одном звуке. Играя мелодию таким образом, ребёнок должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого можно ориентироваться на ритм стихов, и используя различные ударные инструменты - бубен, ложки, коробочки, погремушки произвести ритмический рисунок попевки. При этом необходимо согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не отставать. Для развития умение фиксировать ритм слов, затем небольших фраз, стишков, ребёнку предлагаю прослушать потешку и, выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы исполнить её в сопровождении выбранного инструмента. Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах.

Для исполнения на металлофоне вначале беру несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

В среднем дошкольном возрасте ребята уже аккомпанируют на ударных инструментах по группам. Например, аккомпанируя русские народные песни «Два весёлых гуся»,«Я на горку шла»-на ложках играют мальчики,а на коробочках – девочки и наоборот, а в «Итальянской польке» Д. Кабалевского одна группа ребят аккомпанирует на ложках, другая - на колокольчиках. Для обучения игре на музыкальных инструментах по группам или подгруппам использую приё м показа: предварительно прослушав музыкальное произведение, детям предлагается самостоятельно выбрать музыкальные инструменты, которые наиболее подходят характеру данной пьесы. Играет та группа инструментов, которой соответствует инструмент, изображённый на картинке у музыкального руководителя; в процессе игры важно не нарушать общего характера музыкального образа.

При обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах эффективен так же приём подражания, т. е. музыкальный руководитель исполняет произведение, а дети стараются повторить данный музыкальный материал.

Важное место отвожу музыкально-дидактическим играм, которые помогают развивать в детях определённые умения и навыки, необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности.

При обучении детей игре на орфовских музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон) осваиваются способы правильного звукоизвлечения: молоточек свободно лежит на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим. Удар направляется на середину пластины инструмента, не задерживая молоточек на пластине, нужно быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже. Приёмы игры на треугольнике - удары и тремоло, чтобы треугольник не вращался вокруг своей оси, палочкой ударяют по центру или сверху вниз. Трещётка - издавна известна, как русский национальный инструмент и представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взяв за крайние пластины имитируют хлопки в ладоши, пластины при этом ударяются друг одруга.

Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения, детям предлагаю более легкое задание - воспроизведение ритма, в этом помогают начальные пьески «Музыкального букваря». Их художественное преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным сопровождением, а это делает их более.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне и ксилофоне, перехожу к игре попевок на двух соседних звуках.

Важнейшими условиями успешного инструментального музицирования являются:

- владение способами звукоизвлечения и навыками игры на различных музыкальныхинструментах;

- знание выразительных возможностей музыкальных инструментов, их тембров, особенностейзвучания;

- определённый запас музыкально-слуховыхвпечатлений;

- наличие комплекса музыкальных и общих способностей (воображения, фантазии, образногомышления).

Анализируя результаты, отмечается положительная динамика в развитии музыкальных способностей дошкольников посредством игры на музыкальных инструментах.

Венцом наших занятий стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учились быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне.

Приложение

1. Занятия в первой группе разного возраста играют песню «Петушок»

Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Фото «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

2. Парад на 9 мая (выступление с самодельными барабанами из ведер)

Из опыта работы - фото

3. Новогодняя сказка «Колобок»

Фото №1 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач которые связаны с поддержкой разнообразия детства сохранением его уникальности и самоценности Фото №2 Игры дидактические пособия музыкального произведения реализацию самостоятельной музыкально творческой деятельности детей

4. Праздник, посвященный 8 марта.

Фото №3 В этих условиях важен выбор образовательной программы которая способна решить задачи поставленные в ФГОС ДО Фото №4 Публикация Из опыта работы Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах размещена в разделах Игры для детей Музыка
Публикации по теме:

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных.

Методические рекомендации к использованию ИКТ при обучении игре на детских музыкальных инструментах Перемены в социуме требуют от педагогов иных путей передачи знаний. Если в процессе обучения ребенок внимателен и активен, то такое обучение.

О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы) О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы) Подготовила музыкальный руководитель.

Проект по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах «Маленькие дети — большие музыканты»Проект по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах «Маленькие дети — большие музыканты» Руководитель проекта музыкальный руководитель высшей категории Буркут Татьяна Анатольевна Тип проекта: творческий Вид проекта: долгосрочный.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах. Наверное, я.

Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах Игра на детских музыкальных инструментах – это практический вид детской музыкальной деятельности, который входит в детское исполнительство.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок из опыта работы Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Сообщение из опыта работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством сказок Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Музыкальность у детей младшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 09:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД