Папки-передвижки

Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте

Кристина Лебедева
Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте

По мнению В. Г. Горецкого, обучение грамоте – особый этап школьной учебы. Этот этап был предназначен не только для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, но и для того, чтобы ввести его в новую сферу жизни и обеспечить полноценную школьную жизнь, заложить прочный фундамент для успешного овладения другими учебными предметами в начальных и последующих классах. Таким образом, обучение грамоте превратилось в своего рода стартовый этап в овладении ребенком всей школьной премудростью [ Горецкий 2007: 4].

Публикация «Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте» размещена в разделах

Г. М. Первова период обучения грамоте называет первым этапом освоения чтения, подготовительным этапом читательской деятельности. Эффективность обучения чтению на данном этапе во многом зависит от работы педагога. Сотрудничество – задание образца, - совместная читательская деятельность составляют специфику первого этапа становления читателя [ Первова 2013: 13].

Таким образом, период обучения грамоте является исходной ступенькой к формированию навыка чтения у детей младшего школьного возраста. От эффективности работы педагога на данном этапе зависит успешность обучения детей младшего школьного возраста в дальнейшем, при этом содержание работы подразумевает организацию определенных психолого-педагогических условий.

Понятие «психолого-педагогические условия» в литературных источниках трактуется по-разному:

1) как целенаправленный отбор методов (приемов) и форм обучения, необходимых для достижения целей [Андреев 2000];

2) как обстоятельство, которое существенно влияет на педагогический процесс [Ильина 2009];

3) как совокупность возможностей, направленных на развитие определенного аспекта педагогического процесса [Ипполитова 2012];

4) как совокупность мер, соблюдение которых способствует достижению целей [Львов 2014].

Мнение ученых сходятся в том, что психолого-педагогические условия это целенаправленно организованная деятельность, которая помогает добиться целей воздействия. В нашем исследовании, под психолого-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс мер или обстоятельств, способствующих эффективному формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте.

Далее необходимо выяснить, какими будут эти обстоятельства и меры. Результаты существующих исследований проблемы формирования интереса к чтению и читательского интереса у детей младшего школьного возраста были нами систематизированы в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Взгляды ученых на психолого-педагогические условия формирования читательского интереса детей младшего школьного возраста

Автор Психолого-педагогические условия

Н. П. Шалатонова - проводить целенаправленную и систематическую работу по обучению технике чтения, способствующую формирования читательских интересов;

- применять в учебно-воспитательном процессе разнообразные виды работы по формированию смыслового компонента навыка чтения, способствующие возникновению и развитию читательских интересов;

- обучать чтению на произведениях устного народного творчества, способных развивать читательские интересы младших школьников [ Шалатонова 1999: 6]

И. Г. Жукова - разработка и внедрение в образовательный процесс начальной школы педагогической системы, стимулирующей читательскую деятельность обучаемых начальной школы;

- читательский интерес будет развиваться с помощью совокупности средств, накопленных отечественной и зарубежной этнопедагогикой;

- выявление психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития интереса к чтению у младших школьников;

- предложен критериально-диагностический аппарат определения уровня его сформированности у обучаемых начальной школы [ Жукова 2004: 5]

С. И. Колодезникова - внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогической системы, стимулирующей читательскую деятельность младших школьников;

- использование психо-педагогических приемов с учетом ментальных, возрастных, национально-региональных особенностей учащихся, а также их духовных потребностей и интересов;

- проведение целенаправленной и систематической работы по координации воспитания и обучения как целостного педагогического процесса;

- включение в учебно-воспитательный процесс взаимосотрудничества трех единств «школа-семья-библиотека» [ Колодезникова 2007: 5].

Е. Н. Тимофеева - биография как контекст изучения любого программного произведения;

- возможность актуализации для современных учащихся при изучении биографии писателя разных сторон его жизни (например, интерес к его личной жизни) как способ интереса к чтению;

- возможность выбора учащимися для изучения различных текстов биографий писателей;

- отбор биографического материала, который вызывает яркий эмоциональный отклик учащихся на биографию, их сопереживания, являющиеся отправной точки изучения жизни и творчества писателя;

- усиление индивидуальной самостоятельной и групповой работы учеников с биографиями писателей;

- разнообразие форм изучения биографии писателя, в том числе активных форм (педагогические мастерские, дискуссии и лр.) и ИКТ [ Тимофеева 2011: 4-5].

Безусловно представленные психолого-педагогические условия формирования интереса к чтению (читательского интереса) имеют место быть. По причине того, что представленные психолого-педагогические условия сложно организовать на этапе обучения грамоте, в контексте нашего исследования мы считаем необходимым сосредоточить свое внимание на следующих положениях.

По мнению С. С. Ниметуллаевой, важной задачей учителя выступает развитие устойчивого интереса к чтению, расширение круга чтения, стимулирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать книги [ Ниметуллаева 2018: 23].

Ссылаясь на законы становления читателя (Н. Н. Светловская, Г. М. Первова выделила тот, который чаще всего нарушается – закон провоцирования обучением нежелания читать. Педагоги в первый год обучения не должны допускать просчетов и организации общения ребенка с книгой. Наиболее распространенные ошибки показаны на рис. 1.9 [ Первова 2009: 39].

По мнению Н. Н. Светловской, трудность осмысления литературного текста произведения несомненно существует. И состоит она в том, что проявившаяся в результате творческих усилий писателя объективно-субъективная новая картина условно-художественного мира почему-то способна, будучи воспринятой, вызывать и у читателей какие-то свои мысли и чувства и при этом влиять на наше мироощущение, а порой и на поведение, задавая или укрепляя в нем устойчивые нравственно-эстетические идеалы [ Светловская 2005: 9].

Г. А. Рейс отмечает, что нельзя учить ребенка глубокому осмыслению художественного произведения, сопереживанию, творческому отношению к читаемому при шаблонном подходе к тексту. Чтобы решать задачу формирования вдумчивого читателя, воспитания художественного вкуса младших школьников, учителю необходимо самому чувствовать своеобразие литературного произведения, уметь донести его неповторимость до детей [ Рейс 2008: 38].

По мнению Т. П. Рудыки, задача научиться бегло читать, наряду с задачей формирования интереса к чтению, должна быть поставлена как перед учащимися, так и перед их родителями. Если родители заинтересованы, то можно познакомить их со специальными упражнениями по технике чтения. Для этого учитель организует тематические собрания и консультации, где подробно рассказывает, как организовать работу с детьми дома. Для этого составляются рекомендации для индивидуальной работы с ребенком дома. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ребенок полюбил книгу [ Рудыка 2007: 29-30].

Прививать любовь к чтению может только само чтение, отмечает Т. П. Рудыка. Вот здесь и нужна помощь взрослых. Но она должна заключаться не в том, чтобы вооружать детей навыками анализа художественного текста. Помощь должна быть в выборе книги, которую мы даем ребенку. И от того, какую книгу мы перед ним положим, и будет во многом зависеть, станет ребенок читать или нет [ Рудыка 2007: 69].

Со ссылкой на Н. М. Шанского Т. П. Рудыка отмечает, чтобы правильно воспринимать художественное произведение как информативное и образное целое, доставляющее эстетическое удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление, трогающее ум и сердце, надо это произведение просто прежде всего правильно понимать [ Рудыка 2007: 71].

По мнению В. Г. Горецкого, понимание и осознанность – ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения. Автор обращается к идеям К. Д. Ушинского, который отмечал, что «чтение – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело».

Публикации по теме:

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтениюИгры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте "АБВГДейка".

Дидактическое пособие «Окошки» для обучения чтениюДидактическое пособие «Окошки» для обучения чтению На просторах интернета увидела пособие для обучения чтению. В оригинале оно было рассчитано только на слоги. Я немного усовершенствовала.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста.Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Тренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольниковТренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольников Тренажер для обучения старших дошкольников с ОНР послоговому чтению и формированию фонематического слуха «ЧИТАЮ САМ»Бутолина Марина учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте
Опубликовано: 18 июля 2022 в 14:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работы по формированию интереса к чтению на этапе обучения грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Лебедева (УИ 1163338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД