Ишханян Виктория
Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми
2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями
3. стр 5-6: Особенности работы с детьми с девиантным поведением
4. стр 6-7: Методы коррекции поведения детей
5. стр 8: Список литературы
Публикация «Работа с одаренными детьми, Особенности работы детьми с ОВП, Особенности работы с детьми с девиантным поведением» размещена в разделах
1. Особенности работы с одаренными детьми.
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить, лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» -
В. А. Сухомлинский
Любому обществу нужны одаренные люди, они являются творцами, вдохновителями. Особенности работы с одаренными детьми весьма разнообразны и требуют высокого во всех смыслах педагогического подхода.
Одаренные дети всегда отличаются от других, они всегда выделяются своим поведением, возможностями, способами общения, мышления. Условно, можно разделить всех одаренных детей на три группы :
1) Дети с высоким умственным развитием (в основном это касается детей дошкольного и начального школьного возраста)
2) Дети со специальной умственной одаренностью в определенной области (чаще касается детей подросткового периода)
3) Незаурядные, неординарные дети (проявляется,как правило, у детей старшего школьного возраста)
Таким образом, одаренность измеряется такими критериями, как: высокий уровень познавательной активности, высокий практический и теоретический интеллект и креативность.
Для обучения одаренных детей требуется особенный подход, поэтому вся работа строится на : технологиях развивающего обучения, технологиях групповой творческой деятельности, технологиях исследовательского изучения, технологиях модульного обучения, технологиях дифференцированного обучения, информационных, коммуникативно-диалоговых и информационных технологиях, которые в комплексе открывают всю сущность ребенка и помогают максимально проявить те или иные качества и способности.
Для работы с одаренными детьми нужны педагоги, продуктивно реагирующие на вызов, способные разработать гибкие индивидуальные программы и умеющие создавать теплую эмоционально-психологическую среду для творчества, работы, отдыха, совместной деятельности одаренных и обычных детей.
Доминантной основой в обучении одаренных детей становится деятельность, основанная на проектной деятельности: проекты для практико-ориентированных детей (урок-викторина, урок-соревнование, обучающая ролевая игра, проекты для детей с высоким теоретическим интеллектом (творческая исследовательская работа на основе анализа нескольких источников, урок-конференция).
Подготовка педагога к такой работе требует особой ответственности, поэтому проходит в несколько этапов и включает в себя комплексную перестройку эмоционально-психических составляющих педагога, который становится в итоге подготовки высоко-моральным, психологически устойчивым и социально-чувственным, ведь именно эти качества позволяют ему безупречно выполнять свою задачу.
2. Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.
Дети с особенными образовательными потребностями отличаются низким уровнем либо психического развития (в данном случае это дети с нарушениями психического развития, либо логического развития (чаще это дети с нормальным психическим развитием, но пострадавшие от негативной социально-культурной среды, но так или иначе, этим детям нужен особый подход в обучении.
Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с психолого-физическими нарушениями:
1. Время начала обучения: возникает потребность в совпадении начала специально направленного обучения с моментом определения нарушений у ребенка.
2. Содержание образования: потребность в введении специальных разделов в обучении, которых нет в учебном плане обычной образовательной программы.
3. Специальные методы и средства обучения: потребность в построении пошагового обучения.
4. Особая организация : потребность в создании качественной индивидуальной особой пространственной и временной среды.
5. Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства, пролонгированность процесса обучения.
6. Определение круга лиц: потребность в согласованном участии специалистов разных профилей и семейного круга.
Дети данной категории наиболее психологически и эмоционально уязвимы, поэтому, работая с ними, педагог должен быть гуманен, гибок, психологически устойчив и самое главное – умеющий поддержать незрелое сознание «трудного» ребенка. Прежде чем начать работу с такими детьми, педагоги проходят специальное психологическое обучение, которое помогает им правильно организовать работу с детьми, требующими особого пошагового обучения.
3. Особенности работы с детьми с девиантным поведением.
Не менее важной составляющей развития личности является поведение, более того, оно служит своеобразным индикатором его качества. Различные сочетания дефицитного развития приводят к искажению поведения ребенка, образуя искаженное, или девиантное поведение.
Под девиантным поведением принято понимать поведение, выходящее за общепринятые рамки, иначе говоря,- это неконструктивное, неправильное, плохое поведение. Факторы, обуславливающие такое поведение, разнообразны: начиная от врожденных психологических отклонений и заканчивая обычными недостатками воспитания.
Виды неконструктивного, или девиантного поведения :
вид причина проявления коррекция
импульсивное низкий уровень развития самоконтроля и внутреннего распорядка,
плохо развитая речь быстрая реакция, цели нет, нет концентрации на конечном результате, основано на первом побуждении, длительные совместные игры, которые способствуют умению учитывать чужие интересы, подчиняться правилам и развивать усидчивость.
конформное низкая самооценка, сформированная в процессе дефицита внимания следование чужому мнению, действенное подражание игра-драматургия
демонстративное слабый самоконтроль,
возраст (присуще детям 6-10 лет,
психологические особенности противоположное конформному поведение, выделение своей персоны путем кривляний, капризов игра-демонстрация
протестное Рассогласованность внутренней и внешней самооценок поведение-вызов, способствующее попаданию в те или иные конфликтные ситуации совместная игра, показывающая методы перевода конфликта в игровую деятельность
агрессивное фрустрация –психологическое состояние, возникшее в результате неосуществления желаемой значимой потребности, маскировка неуверенности действия, сопровождаемые гневом и ненавистью игра
недисциплинированное рассогласованность внутренних установок и внешних рамок нарушение общепринятых норм, стандартов и собственных установок программа «модификации» поведения Б. Скинера
4. Методы коррекции поведения детей.
Необходимо всестороннее взаимодействие образовательного учреждения и семьи с целью закрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения.
Коррекционное воспитание и обучение имеет своей целью формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений.
Первостепенное значение имеет опыт игровой коррекции – игротерапии. То, что в работе она необходима, доказывает то факт, что дети по собственному желанию прибегают к игре, как к средству выражения своего отношения к миру, своих амбиций, эмоций, страхов и стремлений. Одним из первых применил игру в детской психотерапии З. Фрейд, его примеру последовали многие.
В игре, как правило, ребенок раскрывает все свои стороны, как положительные, так и отрицательные, именно поэтому с помощью игры можно направлять ребенка к его положительному полюсу. Игра представляет возможности разрешения собственных конфликтов ребенка (низкая самооценка) и социальных факторов (адаптация, необщительность).
Итак, индивидуальная игра представляет возможности выражения ребенком своих эмоций – вербализации чувств, иначе говоря. Групповая игра несет социальный характер, помогая ребенку реализовать себя внутри группы путем прямого катарсиса и индуцированного катарсиса, главной особенностью которых является коррекция поведенческих качеств ребенка.
Таким образом, игра представляет собой деятельность, свободную от принуждения, подчинения, страха, зависимости от мира взрослых. Ребенок получает возможность свободно беспрепятственно выражать себя, исследовать и изучать собственные чувства и переживания, в конечном итоге высвобождаясь от эмоционально напряжения и фрустрации, обусловленных различными факторами и приходя к переосмыслению поведения с формированием уже скорректированного правильного поведения, стремящегося к положительному.
Другим способом коррекции поведения становится создание различных форм взаимодействия родителей и воспитателей: посещение родителями детского сада и наоборот – внедрение сотрудника детского сада в круг семьи с целью выявления причины неконструктивного поведения ребенка и разработки методов ее коррекции. В этом случае, ребенок испытывает облегчение, чувствует себя более естественно и легче идет на контакт, поддаваясь коррекции, а именно – общей деятельности самого ребенка, воспитателя и родителей, в которой ребенок – главное лицо, а воспитатель и родители лишь помогают ему правильно «играть» свою роль.