Папки-передвижки

Детская общественная организация как воспитательная система

надежда коденкова
Детская общественная организация как воспитательная система

В чём сила, Брат?

Сила в Правде!

Предлагаю к обсуждению тему, которая вызовет разные, порой противоречивые, мысли и чувства, но не оставит равнодушными людей думающих…

Начнём с уже ставших привычными для ушей и глаз заявлений, которыми сейчас так пестрят статьи и выступления.

Итак… «…Воспитание Человека, личности с чёткими нравственными ориентирами и твёрдой духовной опорой, человека, способного к созиданию и развитию, требует консолидации общества и мобилизации всех ресурсов государства…»

Публикация «Детская общественная организация как воспитательная система» размещена в разделах

«…Духовно богатая, грамотная молодёжь, воспитанная на идеалах Добра и Справедливости, на ценностях общечеловеческой морали – основа успеха построения сильного, процветающего государства…»

Но я настаиваю (и в этом убеждении я не одинока, что молодая Донецкая Народная Республика, переживающая непростой период своего становления в условиях войны, нуждается ещё и в качественно иной воспитательной системе, чем та, что была сформирована за годы после развала Советского Союза. Особенно ярко это осознаётся при бесстрастном анализе системы воспитательной работы, которая сложилась на территории «независимой» Украины и всё ещё присутствует в наших школах.

Вот об этом и предлагаю поразмышлять, вникнуть в суть проблемы и найти пути её решения. Корни же проблемы лежат не на поверхности, а в глубине истории.

Вспомним слова великого учёного Дмитрия Менделеева, который говорил, что знания без воспитания подобны «мечу в руках сумасшедшего». Это высказывание ещё раз подчёркивает важность единства воспитания и обучения, подмеченного народной педагогикой в поговорке: «Как воспитываем, так и живём!».

А ведь педагоги ещё в 60-70-х годах прошлого столетия стали бить тревогу, когда на смену отечественной педагогике пришли западные образовательные «технологии», когда воспитание оказалось вытесненным из предметного обучения, а со временем и вовсе было отодвинуто на второстепенный план школьной жизни. Стремясь к «новому, прогрессивному», нам не стоило забывать совет Т. Г. Шевченко: «…Чужого навчайтесь, та свого не цурайтесь…». Новые педагогические технологи выработали стандарты обучения и развития детей, критерии оценивания их знаний, умений и навыков. Считается, что они учитывают все аспекты и все риски. Но ведь ребёнок не компьютер, не робот, не бездушный механизм, куда можно вложить определенное количество знаний, а после спросить результат. И педагоги одни из первых поняли опасность, которую несла жёсткая техногенная цивилизация с её откровенным цинизмом по отношению к человеку, разрушая культурные и нравственные вековые устои народов. Тогда мы впервые столкнулись с ситуацией, при которой при видимом благополучии, при наличии хорошей материально-технической базы учебных учреждений дети, окружённые со всех сторон проявлением бездуховности и агрессивности, стали трудно обучаемыми… Но всё ли объясняется педагогическими ошибками?

Это сегодня многие политологи и политики, анализируя события полувекового временного отрезка, заговорили о Противостоянии двух культур, двух цивилизаций, двух миров – Востока и Запада… о поражении в «холодной войне» Советского Союза, как оплота и гаранта стабильности в мире в результате политической ошибки (ошибки или предательства) Ближний Восток, Средняя Азия, Кавказ, Балканы, Украина… И вот уже речь о полномасштабной Третьей мировой войне.

Это война качественно нового типа. В ней главная цель – право управлять эволюцией человечества. Это война за полное мировое господство. Агрессором в этой войне стала западная цивилизация, включающая в себя США и Западную Европу. Она агрессивно и насильно навязывает другим народам и цивилизациям свой проект глобализации мира, который основан на обожествлении и всевластии денег, развязывании войны всех против всех за обладание материальными ценностями. Проект глобализации мира по-американски предусматривает ликвидацию всех противостоящих Западу государств, наций и религий, уничтожение духовности и замену в сознании людей всех их святынь и ценностей на фальшивые. На примере Украины Запад продемонстрировал, что в совершенстве овладел информационно-психологическим оружием в виде перепрограммирования сознания людей.

Я – не специалист в области политологии, культурологи, социологии или теологии…Я – учитель-практик, больше 30 лет работаю с детьми. Поэтому говорить я буду о том, чем живу, и что мне болит…

Позволю себе процитировать Л. И. Толкачёву – педагога от Бога. Как старший преподаватель нашего Донецкого института последипломного педагогического образования на своих лекциях она говорила: «Что такое детство? Под этим периодом зачастую подразумевают беспечную жизнь маленького человека, когда ребёнку ничего не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий. Это в корне неверно! В жизни детей, как и взрослых, много проблем – сложных, трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, преодолевать трудности. Детство – это движение вперёд, это непрекращающийся процесс взросления. И задача воспитания заключается в том, чтобы помочь детям в их взрослении.» А словами доктора медицинских наук, доктора психологии и директора Московского НИИ социального антропогенеза О. А. Чагина – «обязанность взрослого человека обеспечить условия для развития ребёнка, создать для него плодотворную педагогическую среду…». А что на деле?

Если вы хоть день «поварились в котле» школьной администрации, классного руководителя, учителя-предметника, когда кроме требований школьной программы, усложняющейся год от года при сомнительного качества учебниках, при необходимости регламентировать свою деятельность с поправкой на индивидуальные психологические и физические особенности не только каждого своего воспитанника, но и их родителей, то вы знаете о существовании ещё одного фактора, способного заставить «лихорадить» работу педагогического коллектива, постоянно внося большие и маленькие коррективы. Школа, призванная давать качественные знания, «завалена» огромным количеством конкурсов, смотров, акций и т. д. и т. п. Порой на один календарный месяц приходится по 2-3 месячника, 4-5 декад и штук 6 однодневных мероприятий к каким-нибудь датам…Если вы думаете, что всё это планируется согласно школьным укладам в августе, вы ошибаетесь! Система планирования разрушена четверть века назад и мероприятия сыплются как из рога изобилия согласно телефонограммам из «завтра на вчера» из разных ведомств и структур, пожелавших принять участие в воспитании подрастающего поколения.

Ещё один штрих к «портрету школьной жизни»

Лет 5 назад я натолкнулась на результаты многолетнего исследования украинских психологов. В ходе цикла наблюдений и тестов ими было сделано неутешительное открытие. В исследуемых группах дети 3-4-х лет в 98% проявляли способности мыслить творчески, нестандартно; к 5-6-му классу общеобразовательной школы этот процент заметно снижался; выпускники школы проявляли эту способность лишь в 30-20%, а к 27-ми годам умение мыслить креативно проявлялась только у 2% респондентов. Педагогический процесс, по мнению учёных, традиционно направлен на выработку у детей и подростков дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. Каждый воспитатель, учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями. Но дети и подростки, подчиняясь инструкциям, находятся в состоянии постоянного напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. И только грамотно организованный учебно-воспитательный процесс даёт возможность каждому ребёнку, приобщаясь к знаниям, одновременно приобщаться к духовным ценностям прошлых и современных поколений.

Давайте вспомним, что в советской школе представлял собой учебно-воспитательный процесс (на деле, а не на бумаге…- систему урочной, внеурочной и внешкольной работы, где через структуру, формы и методы Пионерской организации вторая и третья составляющие этого единого! (подчёркиваю) процесса решали свои задачи и оказывали положительное влияние на первую – урочную. Для примера позволю себе небольшое отступление…

В конце 20-х - в начале 30-х годов ХХ века Пионерская организация, которая базировалась по месту жительства, при фабриках и заводах, была переведена в школу. Мера была вынужденная, так как очень остро стоял вопрос с дисциплиной, посещаемостью уроков и общей успеваемостью. Благодаря пионерской организации в школах проблема была решена положительно в короткие сроки. В моём опыте вожатой, методиста по пионерской работе, завуча школы я неоднократно получала подтверждение, что ЭТО действительно работает на все 100%. Как только ты выводишь детскую организацию (а это высшая форма детского самоуправления - никакие учкомы не идут в сравнение) на третий уровень (т. е. дети не только договорились объединиться для решения какой-то задачи; а потом - не просто выполняют определённые указания наставника, но уже имеют опыт и знания для самостоятельного планирования, выполнения задачи и оценивания результатов своего труда, школьная жизнь начинает регулироваться советами (постоянными и творческими временными, и вопросы посещаемости или опозданий на уроки, дисциплины и порядка снимаются с повестки потому, что каждый является значимой частичкой большого целого, называемого коллективом. А если школа – твой дом, и ты в нём действительно хозяин, делать ПЛОХО просто НЕ ГОДИТСЯ, перед друзьями будет СТЫДНО!

Я далека от идеализирования Пионерской организации, но общаясь с коллегами, с родителями учеников, слышу подтверждение собственным выводам: на сегодняшний день детская общественная организация (ДОО) - лучшая воспитательная система. Вопрос, какую форму избрать и каким содержанием наполнить. Почему? Давайте разберёмся на примере Пионерии и Скаутинга…

Пионерская организация Советского Союза была создана на базе русского скаутинга. Замечу, что русский скаутинг никогда не был слепым подражанием английскому. Он основывался не на методиках инквизиторского ордена, а на опыте российских учителей-народников. К сожалению, смена скаутских отрядов ЮКовскими, а потом пионерскими не была бескровной. Дети были втянуты в события гражданской войны. Воздерживаясь от оценки исторических фактов, приведу слова А. С. Макаренко: «Жизнь всегда есть цепь коллизий, следовательно, всегда приходится жертвовать какой-то одной истиной для того, чтобы другая истина жила. Разве вы не замечали этого жизненного закона? Если хотите, это закон диалектики». Взяв у скаутов всё лучшее, И. Жуков, Н. К. Крупская наполнили формы и методы пионерской работы качественно иным содержанием. Лучшие педагоги-практики советской школы проживали с детьми своё и их детство, предлагая всё новые и новые формы работы для апробации в реальных детских коллективах. Жизнь пионерских отрядов и дружин была «игрой по форме, но делом по содержанию». Детвора активно включалась в эту игру и сама становилась инициатором интересных и социально значимых дел. Вспомните «тимуровское движение», «голубой и зелёный патрули». Да и отряды ЮИД (юные инспекторы движения) и ЮДПД (юные друзья пожарных дружин) когда-то не были формальностью для отчётности. Но именно в таких детских движениях формировались гражданские качества.

К сожалению, из собственно детской Пионерская организация нами же взрослыми была превращена в организацию для детей. Мудрое руководство вожатых было подменено авторитарностью классных руководителей. Пионерская жизнь утратила свою притягательность для абсолютного большинства детей. А за годы «независимой Украины» Пионерская организация была искусно подменена «Союзом скаутских и пионерских организаций», а по сути «по-тихому» прекратила своё существование, отдав детей и подростков под влияние Скаутинга и Пласта. Кстати, тем, кто не видит в этом ничего дурного, хочу заметить, что Программы этих движений не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Иначе, почему они так щедро финансируются милитаристскими державами, и почему так много из их рядов вышло радикально настроенных, фашиствующих молодчиков?

В 2006 году команде моих воспитанников, представляя Донбасс, довелось принять участие в походе «козацькими шляхами» на Киевщине вместе с командами скаутов и пластунов из западных и центральных областей Украины. О духовности и высокой нравственности своих соседей по лагерю у нас сложилось своё особое мнение, отличное от декларируемой организаторами того мероприятия…

Предлагаю вам сравнительную характеристику скаутов и пионеров, которая вытекает из поверхностного анализа уставных документов…Пионер – интернационалист, скаут – националист; пионер – коллективист, скаут – индивидуалист. Иными словами: для скаута важно научиться разжигать костёр быстрее и лучше других, а для пионера важно сложить поленницу дров для того, кто этого не может сделать самостоятельно…

Так, может, в этих-то отличиях и кроется причина, почему так настойчиво очерняется сама память о пионерах, зло высмеивается детская организация, на самом деле сумевшая воспитать целые поколения Победителей – в войне с фашизмом, в освоении Целины, в покорении Космоса? И где на самом деле корни фобии – «кто угодно, только не пионеры»? (особенно слыша эту фразу здесь в ДНР, невольно задаё шься вопросом: «речь идёт о неприятных детских воспоминаниях, когда твои привычки не совпали с максималистскими требованиями детского коллектива, или всё-таки о выполнении определённой установки с идеологической подоплёкой»?

Уважаемые коллеги! Признаемся честно. Создавая трендовые «авторские проекты» с объединением «козачат» и «барвинчат» в «братства» и «республики» с «атаманами» и «президентами», мы широко использовали труды авторов теории и методики пионерской работы. Но наши школьные организации без государственной поддержки и социального заказа общества (которые выражаются в единых целях и задачах при государственной системе финансирования, действовали разобщенно, «варились в собственном соку», а в ряде случаев сводились к уровню учкома или существовали только на бумаге. За 25 лет на Украине выросло поколение инфантильных потребителей и уже растит своих детей.

К счастью ситуация не безнадёжна. Мы сумели сберечь главное – истинные ценности остались неизменными. Это честность, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга – Человечность. Да, на нашу долю выпал крутой исторический перелом – становление нового государства, в смысле – нового качества. И как прежде нашим дедам и отцам, нам надо найти силы, проявить волю, чтобы активно включиться в строительство новой жизни, выстроить плацдарм для расширения горизонтов. Сделать это, не изменив подхода к воспитанию наших детей невозможно. Не предложив детям альтернативу тлетворному влиянию прозападных религиозных и светских субкультур и нацистской политики, мы обречены на поражение идеологическими противниками.

Понимая всю ответственность предпринимаемых шагов, я предложила общественному движению «Донецкая Республика», выражающему интересы народа Донбасса, социально-педагогический проект по возрождению массовой детской организации в Республике, получивший положительную оценку на конкурсе проектов ИППО «Донбасс – наш общий дом». Проект имел рабочее название «Пионерская организация Донецкой Народной Республики» и предлагал решить следующие задачи:

- содействие стремлению учащихся к самоорганизации, самореализации и саморазвитию через осуществление многоплановой деятельности в коллективе;

- развитие патриотической инициативы и гражданской ответственности;

- пропаганда общечеловеческих ценностей, здорового образа жизни;

- воспитание интереса к изучению исторического прошлого страны, её культурного наследия;

- содействие занятости детей и подростков в свободное время, участие в общественных патриотических и образовательных движениях, акциях, операциях, смотрах, конкурсах, создание условий для самовыражения членов детских объединений через участие в конкретных социально значимых делах;

- установление сотрудничества с патриотическими клубами, школьными музеями, отрядами поисковиков, Советами ветеранов, общественными организациями, создание условий для реализации творческого потенциала членов детских объединений, развитие их интеллектуальных и физических сил;

- формирование отношений сотрудничества между педагогами и членами детских объединений, работа по укреплению традиций образовательных учреждений;

- создание собственной информационной базы, мультимедийных и печатных материалов, детских научных работ на сайте, посвященном деятельности организации.

Сумев объединить разрозненные на сегодняшний день детские организации, объединения и движения ДНР, мы положили бы начало объединению населения Донбасса.

Проект «Донецкой Республикой» был принят…или отнят, что больше подходит по сути (история с «захаровцами» получилась неприятной).

Но если вопросы авторства меня мало заботят (я всегда легко дарила идеи, а предложенные программы для младших и старших школьников позволили бы поднять воспитательную работу в школах и в микрорайонах по месту жительства на несравнимо иной уровень, что и было целью, то искажение содержания Положения меня, как педагога, обязывает указать на политическую (отнюдь не педагогическую) ошибку. Замечания следующие…

Имя организации ВАЖНО! Повторю, что название «пионеры» было рабочим, и не потому, что я возражаю против слова «пионер», которое означает «первый» и как нельзя лучше отражает природой заложенное в детях стремление быть первым, т. е. идти вперёд, преодолевая трудности и не останавливаться на достигнутом. Но, думаю, было бы справедливо предоставить возможность выбора названия детской организации в ходе общего обсуждения всей Республике.

Название же «захаровцы» больно ударило по имиджу и Республики, и нашего Главы. Речь не об обсуждении действительно неординарной личности Александра Владимировича, а о моральных аспектах этого выбора людьми, называющими себя его командой. Когда в YouTube были выложены видео о создании и последующей работе «пилотной» дружины в Макеевке, злословию интернет пользователей с евромайданным, откровенно фашистким креном мозга не было границ. Информация о создании организации «Захаровцы» была встречена с удовольствием…и всё. Как тут не вспомнить слова И. В. Сталина: «Если враги злословят, значит, мы всё делаем правильно». Вот уж действительно, с некоторыми друзьями, враги не нужны.

Вскоре, правда, речь зашла о названии «Беркутята», которое возникло в ходе неизвестно кем и неизвестно среди кого в каком-то уголке интернета объявленном конкурсе с перевесом в 1400) голосов… Да уж! – благими намерениями… Вот только давайте поставим себя на место мальчишки или девчонки 12-14 лет и скажем: «Я – беркутёнок»…Ну, как? Звучит так же гордо, как и «беркутовец»?

Выбор названия организации должен быть исторически и психологически точно выверенным и обоснованным, как и разработка символики. Вы будете смеяться, но в символике детской организации государственного масштаба не может быть юмора. К примеру, младшие школьники – орлята, потому что на нашем государственном флаге изображён гордый двуглавый орёл. И малышам предложенное название понравилось. Понравился и девиз программы «Орлята Донецкой Республики», взятый из песни «У власти орлиной орлят миллионы и нами гордится страна».Но почему орлёнок на значке должен быть похож на «мультяшного курчонка»? К орлёнку и к цыплёнку отношение не одно и то же…и спрос тоже!

В работе с детьми не может быть мелочей! С детьми надо играть, но играться ими нельзя!

К самому же Положению об организации «Захаровцы» теряется интерес сразу, как осознаёшь поставленную перед организацией цель :

- развитие детей в рамках молодёжной политики…

- объединение с целью воспитания…

- создание условий для реализации творческого потенциала…

- воспитание уважения к закону…

Всё! Цель подменена узкими задачами, при чём далеко не приоритетного уровня… Сравните с первоначальной редакцией:

Цель Пионерской организации - воспитывать добропорядочных граждан своей страны, патриотов, всесторонне развитых, культурных, человечных людей; обеспечивать условия для реализации творческого потенциала каждой личности и получения дополнительного социального опыта посредством работы в коллективе.

Организация воспитывает детей и подростков в духе преданности своей Родине, сознательного отношения к учёбе, труду и общественному достоянию, освоения духовной культуры своего народа и общечеловеческих ценностей.

Ещё один казус (но казус ли…Руководящим органом детской общественной организации «Захаровцы» в Положении прописан Координационный Совет общественного движения «Донецкая Республика» (ОДДР). Здесь мы наступаем на старые грабли, упрямо не желая учитывать прежний опыт! Вместо детской организации опять создадим организацию для детей, запишем их туда поголовно и отчитаемся об этом на одной из ближайших конференций ОДДР, а дети так и останутся слоняться без дела в подворотнях или потеряются в виртуальном мире интернета. Детей можно обманывать, но обмануть нельзя. Парадокс! Не обладая богатым жизненным опытом, дети наделены интуицией чувствовать фальшь.

Детской организацией должны руководить детские Слёт, штабы и советы творческих дел! Конечно же, нужен Координационный Совет, в который войдут представители государственных и общественных структур, ведомств и объединений, имеющих отношение к работе с детьми, чтобы исключить бессистемность воспитательной работы, предложить стратегию и тактику развития детской организации и предоставить организации юридическое и материальное обеспечение. И должен быть Центр поддержки и развития детского общественного движения ДНР, для координации действий по реализации Программ, утверждённых на Республиканском детском слёте. То есть, и Совет, и Центр нужны для вырабатывания программ, квалифицированной поддержки, координации действий и мониторинга результатов деятельности организации, но её руководящим органом может и должен быть Слёт лидеров ДОО, а координаторами реализации программы деятельности ДОО в промежутке между слётами должны быть детские Штабы – республиканский и местные.

Сегодня в Республике вопрос о создании республиканского детского движения остаётся открытым…

Вместо заключения хочу привести слова Л. И. Толкачёвой из её книжки-пособия «Помогалочка для гуманного воспитания детей» : «Если вы хотите найти путь к сердцу, душе и уму ребёнка, то последуйте советам и пересмотрите себя…Развивайте в себе способность к изменениям, гибкость в подходах к детям, мобильность в выборе технологий. Сегодня очень важно переосмыслить саму сущность учебно-воспитательного процесса и его назначение. Нужно перейти от воздействия к ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ…»

Этот совет я бы адресовала не только педагогам…

"Быть человеком – значит, чувствовать, что ты за

всё в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хотя

она как будто и существует не по твоей вине,

гордиться победой, которую одержали товарищи, и

знать, что укладывая камень, помогаешь строить

мир. "

А. де Сент-Экзюпери

Публикации по теме:

Образовательно-воспитательная работа в детском саду. Советы и рекомендации для родителей ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ…. Группа раннего возраста: развивали культурно-гигиенические навыки (учились пользоваться салфеткой и носовым платком, самостоятельно.

Детская агрессия Детская агрессия МДОАУ детский сад №3 г. Зея Воспитатель Иотко А. В. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых.

Детская агрессия Сначала хочется разобраться что же такое агрессивность? Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»..

Консультация «Детская агрессивность» Агрессивность можно трактовать, как стремление одного существа причинить вред другому. В животном мире она является средством утверждения.

Детская инициатива, самостоятельностьДетская инициатива, самостоятельность Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. Современный мир, быстро меняющийся.

Детская радость-фотоотчетДетская радость-фотоотчет Детская радость - важный вопрос в дошкольной педагогике. Без настоящей радости, праздника чувств, нельзя воспитывать эмоции ребёнка.

Детская стенгазета ко Дню СмехаДетская стенгазета ко Дню Смеха Целый день мы веселились! Что такое, что случилось? А без юмора нельзя – С 1 апреля всех, друзья Мы читали книжки, сценки.

Моя общественная жизньМоя общественная жизнь Помимо педагогической деятельности в детском саду, я являюсь председателем профсоюза нашего учреждения. В число обязанностей профсоюзной.

Педсовет «Организация и система работы в мини-музее детского сада» 1. Что такое «музей»? Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной.

Самоотчет музыкального руководителя. Общественная работа Самоотчет музыкального руководителя. Общественная работа. В 2013 году вышла на работу, после небольшого перерыва в профессиональной деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детская общественная организация как воспитательная система
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 21:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД