Приложение МААМ

Разработка планирования и конспектов занятий по обучению грамоте и формированию навыков чтения у дошкольников

Анна Виногорова
Разработка планирования и конспектов занятий по обучению грамоте и формированию навыков чтения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1. Цель занятия

Совершенствование навыков звукового анализа и обучению грамоте

2. Задачи

упражнять в умении определять последовательность, порядковое место и количество звуков в слове, различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, использовать в речи соответствующие термины;

совершенствoвать умение произносить слова медленно, интонационно выделяя звуки в соответствии с движением указки;

Публикация «Разработка планирования и конспектов занятий по обучению грамоте и формированию навыков чтения у дошкольников» размещена в разделах

формировать умение делить на части двухсложные слова, употребляя термин «слог»;

развивать речевое внимание, фонематический слух.

3. Тип занятия

Закрепление и развитие знаний, умений и навыков

4. Форма занятия

Групповая

5. Продолжительность

45 минут

6. Участники

Дети, Педагог

7. Возраст обучающихся

5-7 лет

8. Оборудование и материалы

деревянный сундучок;

три шкатулки с цифрами, в которых находятся карточки с заданиями: в первой - карточка с загадкой, во второй – изображение движений зарядки, в третьей – изображение розы и схема слова «роза»;

искусственные розы (красная, белая);

демонстрационные и индивидуальные по количеству детей полоски – слова для графического изображения предложений;

демонстрационная картинка с изображением розы, разрезанная пополам для определения слогов в слове;

демонстрационная таблица и индивидуальные карточки по количеству детей, на которых изображен цветок роза и схема слова «роза»;

демонстрационные и индивидуальные по количеству детей звуковые домики с фишками для составления звуковой схемы слова;

демонстрационная картина, на которой изображена пирамидка и символы-язычки для определения степени сложности и интересности заданий;

мольберт, магнитная доска, ваза для цветов;

указка (для каждого ребенка и для работы у доски).

9. Предварительная подготовка

беседа о цветочном магазине;

уточнение слов «ароматная», «ароматный», «ароматные»,

10. Методы и приемы работы с детьми

игровой - игровые действия, загадывание и отгадывание загадки, упражнения и задания;

словесный - обобщающая беседа, вопросы по содержанию, объяснение,

комментирование, указание, пояснение, рассказывание самими детьми,

индивидуальные и хоровые повторения, образец правильной речи, педагогическая

оценка;

наглядный - комментирование наглядного материала;

практический – речевые упражнения, психогимнастика, сочетание речевых ответов с практическими действиями, физкультминутка, самостоятельная работа, самоконтроль.

11. Структура занятия

Этап занятия Содержание Время

1. Вводная часть Организационный момент;

Закрепление пространственно-временных представлений;

Отгадывание загадки, беседа;

Сообщение темы занятия. 15 мин

2. Основная часть Работа над предложением;

Деление слов на слоги;

Рассматривание схемы звукового состава слова и определение количества клеток;

Произнесение слова с выделением каждого звука;

Проведение звукового анализа слова «роза». 20 мин

3. Заключительная часть Итог занятия;

Оценка работы детей. 10 мин

12. Ход занятия

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент

Вы хотите поиграть, сказку новую узнать?

Только сказка на замке, в этом славном сундуке.

- Посмотрите, какой красивый сундучок, чтобы он открылся, скажем, все вместе волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок». Сундучок не открывается. (Дети произносят слова.)

- Ребята, давайте строго попросим. (Дети строго произносят слова.) Опять ничего!

- Я удивлена, а вы? Попросите удивленно. (Дети удивленно произносят слова.)

- Я догадалась, надо попросить ласково. (Дети ласково произносят слова и сундучок открывается.)

1.2. Закрепление пространственно-временных представлений

- Посмотрите, какие чудесные шкатулки! (Выставляются три шкатулки.)

- Кто уже посчитал, сколько всего шкатулок? (3)

- А вы заметили, что к каждой шкатулке прикреплена цифра?

- Какая шкатулка стоит первая? (5)

- Какая последняя? (8)

- А какая между ними, в середине? (3)

(Имя ребенка, открой шкатулку с цифрой 5 (Карточка с загадкой)

1.3. Отгадывание загадки, беседа

На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед,

Но нередко льются слезы

Тех, кто рвет руками … (розы).

- Почему вы так думаете, что это роза? Докажите. (Дети аргументируют ответ-загадку.)

- Да, это роза. (Выставляется искусственная роза в вазе.) Очень красивый цветок, правда? Розу называют царицей цветов, потому что она самая ароматная и самая красивая.

- (Выставляется еще одна искусственная роза.) А это? (Роза.) Что вы можете сказать об этих розах? (Одна роза красная, другая – белая.)

- Какие еще бывают розы? (Розовые. Желтые. Оранжевые.)

- Такие розы бывают по цвету, а что еще можно сказать о них? (Душистые. Колючие. Красивые.)

1.4. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться составлять предложения, «записывать» их и «читать»; делить слово на слоги и составлять его звуковую схему.

2. Основная часть

2.1. Работа над предложением

- Составьте со словом роза предложения. (Дети составляют предложения и произносят их так, чтобы были хорошо слышны все слова.)

- Вот какое длинное предложение придумал (называем имя ребенка и повторяем предложение). А (имя ребенка) придумал короткое предложение (повторяем предложение).

- Как вы думаете, почему у (имя ребенка) получилось длинное предложение, а у (имя ребенка) короткое. (Много, мало слов.)

Вывод: предложения состоят из слов. Если в предложении мало слов, оно короткое, если много – длинное, чтобы правильно сказать, сколько слов в предложении, необходимо его записать. (показываем полоски-слова.)

- «Запишите» предложение. (произносим предложение из 3 слов. Один ребенок выкладывает полоски-слова у мольберта, а остальные дети на своих рабочих местах). А теперь прочитайте предложение, которое вы «записали». (Дети проводят по полоскам указкой и повторяют предложение.)

- Посчитайте, сколько слов в этом предложении? ( Дети указывают на каждую полоску и считают: одно, два, три.)

- Произнесите первое слово. (Дети произносят 1 слово.) Это начало предложения.

- А какое второе слово? Третье слово, какое? Третье слово – последнее. Это конец предложения. (Логопед произносит предложение и вместо слова-полоски помещает картинку с изображением розы, разрезанную пополам.)

2.2. Деление слов на слоги

- Что это? (убираем половину картинки и повторяем свой вопрос.)

- Это половинка розы. И вы скажите половину слова. (Ро) (Аналогичная работа организуется со второй половинкой.)

- Мы сказали слово роза по частям. Повторите еще раз. (Дети повторяют слово роза по слогам индивидуально.)

- Какая первая часть? Какая вторая?

Вывод: в слове роза две части, два слога

Физкультминутка

(Имя ребенка, открой шкатулку с цифрой 5. (Карточка с изображением движений зарядки.)

Эй, ребята, не ленитесь! На зарядку становитесь.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!

Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали, руки кверху мы подняли.

Раз – два, раз – два, заниматься нам пора!

(Дети выполняют соответствующие движения.)

2.3. Рассматривание схемы звукового состава слова и определение количества клеток

- (Имя ребенка, открой шкатулку с цифрой 3. (Изображение розы и схема слова роза.)

- Ребята, что вы видите на таблице? (Розу, клеточки.)

- Что эти клеточки обозначают? (Сколько звуков в слове роза.)

- Кто уже посчитал, сколько же здесь клеточек (Индивидуальные ответы детей.)

- У всех получилось 4 клеточки? Значит, в слове роза, сколько звуков?

Вывод: запомните. Сколько клеточек нарисовано под картинкой, столько в этом слове звуков.

2.4. Произнесение слова с выделением каждого звука

- Вот теперь давайте попробуем слово роза произнести вслед за моей указкой.

- Я сначала сама скажу: роза (выделяем каждый звук, одновременно ведет указкой по схеме звукового состава слова).

- Теперь давайте все хором скажем. (Дети говорят хором 2-3 раза.)

- Теперь первый ряд скажет тихо, но четко.

- А второй ряд скажет громко, но смотрите, не торопитесь. Кто хочет выйти к мольберту, сам сказать (2-3 ребенка).

- А теперь возьмите у себя на столе карточки и поверните их. Что там нарисовано? (Роза, а под ней клеточки.)

- Да, роза, и такая же красивая, как на таблице. На таблице я вела указкой, а вы говорили, а теперь сделаем наоборот: я буду произносить слово, а вы ведите указкой по клеточкам.

- На подносах у вас лежат маленькие указки. Возьмите указку в правую руку и слушайте меня внимательно. (повторяем слово 2-3 раза и контролируем правильность действий детей.)

Массаж для пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал!

2.5. Проведение звукового анализа слова «роза»

- Посмотрите на количество клеточек под картинкой и скажите, сколько звуков в слове «роза»?

- Произнесите слово так, чтобы был слышен каждый звук в слове «роза».

- Какой первый звук в слове «роза»? Какой второй звук? Третий звук? Четвертый звук?

- А теперь подумайте, какой из этих звуков можно произносить долго и при произнесении, которого ничто не мешает во рту: ни язык, ни зубы.

- А теперь попробуйте найти в слове «роза» такой звук при произнесении, которого воздух встречает преграды.

- Назовите твердые или мягкие согласные. Определите, есть ли в слове «роза» звонкие или глухие звуки?

- Приготовьте звуковые домики. С помощью фишек мы составим звуковую схему слова «роза». (4 ребенка по очереди работают у мольберта, остальные на своих местах.)

( Методы стимуляции и поддержки: у тебя все хорошо получается; ты делаешь это очень хорошо; зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь правильно, ты вспомни, как мы делали, каким способом; я начну, а ты продолжи; я сделаю, а ты повтори.)

Вывод:

- звук «Р» - согласный, твердый, звонкий, обозначаем синей фишкой с колокольчиком;

- звук «О» - гласный, обозначаем красной фишкой;

- звук «З» - согласный, твердый, звонкий обозначаем синей фишкой с колокольчиком;

- звук «А» - гласный, обозначаем красной фишкой.

• Сколько всего звуков в слове «роза»?

• Сколько гласных звуков?

• Какой первый гласный звук?

• Назовите второй гласный звук?

• Сколько в слове «роза согласных звуков»?

• Назовите первый согласный звук?

• Какой второй согласный звук?

• Сколько твердых согласных? Назовите.

• Сколько звонких звуков? Назовите.

(Предлагаем детям «прочитать» слово «роза» так, как движется указка по звуковой схеме. Медленно ведем указкой по схеме, а дети «читают».)

3. Заключительная часть

3.1. Итог занятия

Сегодня мы составляли длинные и короткие предложения, учились правильно:

- «записывать» и «читать» короткое предложение;

- произносить слово медленно, выделяя каждый звук, а также делить слово на слоги.

- составлять звуковую схему слова «роза».

3.2. Оценка работы детей

- Возьмите символы – язычки и определите, какое задание для вас было самым интересным, а какое самым трудным. (Ответы детей.)

- Спасибо, (имена детей, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. До свидания!

13. Литература

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематических стороны речи у старших дошкольников. – Спб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017.

2. Выгодская И. Г., Берковская Н. В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.

3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет: методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». – М. : 2017.

4. Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : «Баласс», 1999.

6. Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению : комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.

7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 1,2,3 периоды. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2010.

8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : Учебно – методическое пособие. Дизайн обложки А. С. Андреев. - СПб. : ИД «МиМ», 2007.

9. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 2009.

10. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

11. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Методические условия обучения детей грамоте : метод. пособие. – М. : Айрис-пресс, 2013.

12. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2008.

13. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – Спб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010.

Практический журнал «Воспитатель ДОУ». №8, 2011

Публикации по теме:

НОД по обучению дошкольников грамоте «Путешествие в зоопарк» НОД. Обучение дошкольников грамоте. Программное содержание. Знакомство детей со звучащим словом. Развитие произвольных движений пальцев.

Форма и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах Программа по воспитанию и формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах. В ДОУ.

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте «Звук и буква С» Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепить умение четко артикулировать согласный звук [С]; • совершенствовать навык фонематического.

Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте в средней группе «Приключения в осеннем лесу» Воспитатель Ильина Е. Н. Тема: Приключения в осеннем лесу. Цель: Знакомство с гласными звуками А,О, У, четкое произношение и характеристика.

Конспект занятий по обучению грамоте «Звук и буква Э» ООД: «Наша Родина –Россия. Звук и буква Ээ». Коррекционные задачи: Уточнить артикуляцию звука (э) ,учить выделять звук (-э) среди других.

Методическая разработка «Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников» Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста Пение развивает музыкальный слух, память, чувство.

Методическая разработка непосредственно организованной деятельности по обучению грамоте «Звук [К]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • познакомить со звуками [К] Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Титульный лист.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 1» поселка Палатка Юбилейная ул., д. 16а, п. Палатка, Хасынский.

Разработка занятия СБО по формированию навыков личной гигиены «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое» Тема занятия: " Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое». Цели занятия: - Обучающие: познакомить детей с основами личной гигиены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка планирования и конспектов занятий по обучению грамоте и формированию навыков чтения у дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 11:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка планирования и конспектов занятий по обучению грамоте и формированию навыков чтения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Виногорова (УИ 1591740) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД