Конспект занятий по обучению грамоте «Звук и буква Э»

Татьяна Анисимова
Конспект занятий по обучению грамоте «Звук и буква Э»

ООД: «Наша Родина –Россия. Звук и буква Ээ».

Коррекционные задачи:

Уточнить артикуляцию звука (э) ,учить выделять звук (-э) среди других звуков, из состава слога, слова; обучать звуковому анализу. Познакомить с графическим обозначением звука э. Обобщить и систематизировать знания детей о домашних животных. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику

Совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложениях по родам, числам, падежам.

Упражнять в умении образовывать сложные слова, проводить звукобуквенный анализ слов, подбирать нужные предлоги в предложениях.

Формировать умение ориентироваться в пространстве.

Закреплять употребления предлогов над, под, между.

Развивающие задачи:

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственному флагу РФ; воспитывать уважение к своему народу, помочь осознать детям свою причастность к жизни страны.

. Активизировать словарь по теме,работа над обобщающими понятиями: страна, город. Расширять кругозор.

Ресурсы: демонстрационные картины (Кремль, природа, государственная атрибутика и др., фотографии достопримечательностей города, мяч, клубочек, разрезные картинки (флаг)

Инновационные технологии ООД Интеграция областей

Интерактивная технология «Мозговой штурм»

Карусель

Цепочка

«Работа в малых группах» (тройках)

Интерактивный метод «Хоровод»

Рефлексия.

«Скажем «Здравствуйте»

Здравствуйте, ребята!

Произнесите и вы это удивительное слово вслух и поздоровайтесь друг с другом и со всеми присутствующими.

А теперь давайте поздороваемся без слов.

Скажем «Здравствуйте» руками,

Скажем «Здравствуйте» глазами,

Скажем «Здравствуйте» кивком,

Станет радостней кругом.

Организационный момент Появляется девочка, ее зовут Эмма, она немка. Ребята. Скажите. а вы кто тоже немцы? Мне хочется узнать, где вы живете, и все про вашу страну и вашу столицу? Мне это нужно узнать, для того, чтобы ввернуться домой, злая Фея сказала, что я дома, но я ничего не узнаю, может вы поможете мне, если я ей все про вас расскажу про вас она отпустит меня?

- Ребята, скажите, где мы с вами живем?

- Какие города еще знаете?

- Где все эти города находятся, как назвать одним словом?

- Что такое Россия?

- Что такое Родина? Как вы понимаете это слово?

- Если мы живем в России, значит мы кто?

Дидактическая игра «Над — под — между».

Подумай и скажи,какая полоса у флага России:

• первая сверху;

• над синей;

• третья сверху;

• под белой;

• между белой и красной;

• третья снизу.

А теперь сами задайте вопрос друг другу и ответьте.

2. Давайте для Эммы проведем экскурсию, пойдем на выставку,здание большое и чтобы в него войти надо отгадать загадку:

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка –кричит. (Эхо)

- Какой первый звук в слове эхо? (характеристика звука, обозначение фишкой)

3. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Если услышите звук Э в слоге поднимите руки вверх.

- среди звуков: э, и, а, э, о, э, и,э.

-среди слогов: эх, ох, ар, эм. ма, тэ, дз, пэ

- в словах: Эдик, эхо, Аля, Ира, Эля.

4. Звуковой анализ: - определить место звука в словах – электричество, электрик, аэрофлот, экскурсия,

многоэтажный.

5. Но, мы еще не все выполнили, посмотрите –это буква Э.

Выкладывание буквы из ниток, пальцев.

6. Печатание буквы в тетради.

7. Но вот и пропустили нас на выставку,. что мы видим? (мультимедиа виды Москвы)

Речевая игра

«Объясни словечко»

Ребята, посмотрите на наш герб. Такого орла называют ДВУГЛАВЫЙ, объясните, почему?

На этой картине нарисован самый главный Кремль в нашей стране, его называют КРАСНОКАМЕННЫЙ, почему, как вы думаете?

Посмотрите, какие красивые березы на этой картине, их называют БЕЛОСТВОЛЬНЫЕ, почему?

Интерактивная игра

«Кластер»

Называю слово «Родина». Логопед называет слово Россия, дети передают клубок и добавляют свои слова –народ, передавая клубочек.

Речевая игра «Жадина» (с мячом)

- Я назову слово, а вы скажете чьё оно.

(Родина, Россия, флаг, народ, город, государство, страна, жители, россияне, Нефтегорск).

А если мы все вместе скажем – чья Россия? и т. д.,используя слова: мой, моя, мое

Представьте, что мы – птички. И взлетели над нашим городом и видим его сверху. Что мы увидим? Какие достопримечательности есть в нашем городе?

Нужно составить план города.

- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город?Я вам задаю вопрос: наш город какой?

Наш город …. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный

На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Раздает ленточки.) Говорите, что вы желаете нашей Родине, и привязывайте к березке свою ленточку.

Познавательное развитие

Речевое развитие

ООД: Фронтальное занятие

Тема: «Наша Родина – Россия. … Гласные звуки и буквы».

Задачи:

- Коррекционно –образовательные: Обобщить знания детей о гласных звуках и буквах. Обучать звуко-буквенному анализу.Расширять и обогащать словарь по теме: «Наша Родина - Россия».

- Коррекционно –развивающие: развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, дыхание и голос. Развивать способность к самостоятельным выводам, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

- Коррекционно –воспитательные: Воспитывать у детей интерес к своей Родине.

Ресурсы: Кукла Эмма, символы гласных звуков, зеркала, звуковые фишки (цветные пробки,, тетради, ручки, наборы гласных букв.

Этапы деятельности

Инновационные

технологии Деятельность логопеда

Интеграция образовательных областей

Мотивационно-побудительный

Организационно - поисковый

Работа в парах

Дерево знаний

Большой круг

Рефлексивно - корригирующий

1. Принесли конверт.Логопед предлагает рассмотреть иллюстрации: как вы думаете, это какой город? - Подумайте, для чего нам прислали эти картинки? Появляется кукла Эмма, иностранка, ей тоже хочется проехать по стране и посмотреть столицу России. А, где мы находимся сейчас? (карта) А как называют жителей Читы? Как мы можем добраться до Москвы, чтобы увидеть города России? (паровоз Букашка)

Билеты покупайте, и в вагоны проходите. (дети определяют какой звук слышат 1 на картинке билета и занимают места в вагонах. Почему вы заняли эти места? (паровоз отправляется)

1. остановка город Улан-Удэ, а как называют тех, кто живет в Улан-Удэ? встречают буряты (картинка буряты в нац-ной одежде)Они дают задания:

- Логопед: «Узнайте гласные звуки», беззвучно артикулирует ряд гласных звуков: а о у и э и т. д.

2.Артикуляционная гимнастика:

- покусать верхнюю губу

-покусать нижнюю губу

-чередование «Окошечко» - «Хоботок»

- чередование «Улыбка» - «Трубочка»

3. Закрепление произношения гласных звуков

a) Анализ и синтез ряда гласных

- Какие звуки мы изучили? Что узнали о гласных звуках?

Гласные тянутся в песенки звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Громкий гудок паровозу подать,

Нежно лошадкой могут заржать,

Даже медведем могут рычать,

Эхом далеким в лесу отвечать,

- Гласные звуки какие? Нежные, певучие, музыкальные, голосистые.

б) Изучив все гласные,

Ты можешь без труда,

Как маг или волшебник,

Превращать слова.

Остановка город Иркутск

4. Звучит аудиозапись песни Винни-Пуха (хорошо живет на свете Винни-Пух.)

a) Кто поет эту песенку? (Винни-Пух). Он пришел к нам в гости.

Винни-Пух: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Меня ждут мои друзья, я им обещал, что звуки научу слышать, что мне делать?.

- Логопед: Давайте поможем медвежонку, заодно и разомнемся, ведь это очень полезно не только определим звук, но и телом букву изобразим. Скажите, что вызнаете про звук, и чем он отличается от буквы?

4. Дети слушают слова, определяют, показывают телом букву - (на мультимедиа появляются друзья Винни -Пуха рысь, волк, паук, лиса)

5. Дети отправляются дальше, следующий город Красноярск.

Но вдруг пошел дождь, но не простой, а буквенный.

Падают капли дождя,

В ладошки поймаю их я.

На каждой капле дождя – буква гласная

Вот бы узнать, где ей стоять?

. Гласные буквы спрятались в траву и видны только половинки букв. Допишите буквы.

6. Едем дальше, следующая остановка Новосибирск.

А там нас ждут хозяева, как называются люди, которые живут в Новосибирске? Он нам предлагают определить дома для картинок, но сначала надо подуть и увидеть, что за предмет там спрятался и по первому звуку определить его дом. (на полу лежат обручи с буквами).

А почему в доме с буквой ы, никто не поселился?

7. Следующая остановка в городе ОМСКЕ, как называют горожан?

А нам с вами предлагают по картинкам прочитать предложения.

8. вот и добрались до столицы нашей Родины-, нас встречают жители города- как их называют?

9.Рефлексия: сегодня я узнали много нового и интересного. Я даже научилась писать гласные буквы. Спасибо, вам, ребята за помощь. А для чего вам нужны знания, которые вы сегодня получили? Где вам пригодятся эти знания?

Познавательное

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

Познавательное

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Познавательное

Речевое развитие

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ч Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква И» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве И. Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква «Н»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Н] и буква «Н» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Н Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Щ] и буква Щ»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Щ] и буква Щ» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Щ Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ж Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятий по обучению грамоте «Звук и буква Э»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 16:44
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки