Получи документы

Конспект урока по Орксэ «Пасха» (модуль основы православной культуры)

Валентина Сафронова
Конспект урока по Орксэ «Пасха» (модуль основы православной культуры)

Урок №8.

Тема урока «Пасха».

Цель урока : формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению через приобщение к традициям и обычаям православной культуры.

Задачи:

1) познакомить детей с историей празднования Пасхи, пасхальными традициями, обычаями, играми, обрядами;

Публикация «Конспект урока по Орксэ „Пасха“ (модуль основы православной культуры)» размещена в разделах

2) создать условия для развития высоконравственного творческого ответственного гражданина России, уверенного в духовных и культурных традициях народа России;

3) воспитывать в детях уважительное отношение к православным традициям народов России.

До проведения урока родителям рекомендовано задание: сделать заготовку яйца для расписывания, испечь кулич.

Группе обучающихся даны стихи для заучивания наизусть.

Оборудование урока : учебник; словарик; компьютер, проектор, экран; пластиковая коробочка с тонким поролоном, пропитанным гуашью, кусочки поролона.

План урока с хронометражем.

I. Оргмомент – 3 мин.

II. Проверка домашнего задания – 7 мин.

III. Основная часть урока – 28 минут.

IV. Заключительная часть – 7 мин.

Ход урока.

I. Оргмомент.

1) Ритуал приветствия. (Дети стоят в кружочке, плечами касаясь друг друга).

Учитель: - Дорогие ребята, здравствуйте. Я очень рада вас видеть. И как воспитанные люди мы сначала поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и тихонечко пожмите друг другу ладошки, чтобы почувствовать их тепло.

Оставим за дверью тревоги, сомненья,

Грубость нечаянную и огорченья.

Поговорим мы сегодня о светлом,

О радостном и незабвенном.

Учитель предлагает детям сесть за парты.

2) Давайте подумаем вместе, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

(Составляем коллективно план работы на уроке). Слайд 2).

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Какое задание вам предложено было выполнить дома?

-Написать случай из своей жизни, когда сделанный мною добрый поступок для людей помог мне измениться в лучшую сторону.

Учитель: - Кто хочет поделиться своим откровением вслух.

(Желающие читают свои рассказы вслух, а те, кто доверяет прочитать только мне, кладут на стол).

Учитель: - Но часто рядом с добром «шагает» зло? Как выдумаете почему?

-Добро всегда борется со злом. Добро побеждает зло. Люди совершают в жизни и хорошие и плохие поступки.

Учитель: - Попробуйте объяснить разницу между добром и злом?

-Добро помогает людям жить, а зло мешает.

Вывод делает учитель. Да я согласна с вами: «Добро служит сохранению и развитию жизни на Земле, а зло наоборот уничтожает жизнь на Земле». (Слайд 3).

Зло, которое люди творили до распятия Христа, которое будет существовать и потом, а это грехи мира Иисус Христос «берёт на себя». Смерть человека – это следствие его греха. Христос, в котором не было греха, в себе её победил и воскрес. Это произошло в один из великих праздников.

III. Основная часть урока.

1) Формулирование темы и задач урока :

Послушайте, пожалуйста, отрывок стихотворение Майкова А. и скажите, о каком празднике идёт в нём речь? (Читают заранее подготовленные учащиеся).

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес.

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Учитель: - Правильно, речь в стихотворении идёт о Светлом празднике Пасха. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока : Пасха. (Слайд 4).

Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим об этом Светлом празднике. Постараемся ответить на вопросы:

Что такое воскресение? Как празднуют Пасху?

-Я думаю, что вы уже многое об этом празднике уже знаете. Давайте поработаем в парах. Перед вами листочки, разделё нные на 2 части: «Мы знаем», «Мы узнали». Заполните левую часть листочка, т. е. напишите, что вы знаете о празднике Пасха.

Дети прочитывают свои записи вслух.

2) Работа по теме урока.

Учитель: - Давайте с вами вернёмся к стихотворению, прочитанному ребятами.

Как вы понимаете значение слова «благовест»? Колокольный звон.

В какое время года празднуется Пасха? Докажите словами стихотворения.

-Скажите, какие слова в нём повторяются? (Христос воскрес).

-Как вы думаете почему? (Выслушиваются мнения детей).

Учитель: - История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Он вернулся к жизни – воскрес. Назовите слово, схожее по звучанию со словом воскрес. (Воскресенье - день недели. Воскресение). Как вы объясните значение слова «Воскресение»? Возвращение к жизни.

-Прочитайте в учебнике на с. 28 объяснение этого слова. Запишите его в наш словарик.

Рассказ учителя:

-Воскресение Христа - очень радостное событие для всех христиан. Имя ИИСУС означает Бог Спасает. Христос именуется Спасителем потому, что на крест Он пошёл ради спасения людей. В ознаменование спасительного восстания из мёртвых Богочеловека Иисуса Христа появился праздник Пасха. Пасха – это радостный и светлый праздник, воспевающий жизнь и любовь. У этого праздника нет одной даты. Он празднуется в воскресенье, которое следует за первым весенним полнолунием. Ночь в полнолуние самая светлая и наполняет живительным светом весь мир природы. Пасха Христова наполняет своим светом людские души. Состояние души, как и состояние природы, пробуждается к жизни. (Слайд 5).

-Ребята, а как выдумаете, почему Пасха празднуется именно весной?

Пасха – это возвращение к жизни. Весной всё оживает, всё радуется жизни.

В природе многое можно, что напоминает о Пасхе, т. е о воскрешении к жизни.

Приведите пример из учебника на с. 29. А теперь, вспомните с урока окружающего мира и приведите свой пример. Появление листьев на деревьях, на земле зелёной травы. Цветут сады. Появляются подснежники. Просыпаются насекомые. И т. д. (Слайд 6).

Для празднования Пасхи люди собираются в храмах.

Рассматривание иллюстрации «Крестный ход» с диска по основам православной культуры.

Что вы видите на иллюстрации? Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма.

Как называется это у православных? Крестный ход.

В какое время суток он совершается? В полночь.

Учитель: Самая торжественная часть богослужения – пасхальная полночь. (Обратить внимание на праздничную одежду священнослужителей).

В это время звучит главный пасхальный гимн.

-Как приветствуют друг друга христиане в пасхальные дни? Говорят «Христос воскресе», а отвечают «Воистину воскресе». Ещё три раза целуются.

Физкультминутка.

Встанем в два кружка, напротив друг друга. Поприветствуем пасхальным приветствием, меняясь парами.

Учитель:

-Празднованию Пасхи предшествовал Великий пост. (Слайд 7).

Дети работают в мини группах.

Учитель: Ребята, прочитайте высказывание профессора С. Зарина

«Пост, в своем ближайшем и непосредственном применении, являясь временным воздержанием от пищи, – или иногда на некоторое время от пищи вообще, имея своею главною целью приспособление тела к покаянной деятельности душ, способствует вообще господству духовной жизни над материальною». (Слайд 8).

Как вы понимаете слова «приспособление тела к покаянной душе? Размышление над тем, что ты в жизни совершил плохого, покаяться, попросить прощения.

-Обсудите, пожалуйста, в группах, какое значение имеет великий пост для христианина.

Проверка выполненной групповой работы.

Учитель: в течение сорока дней Великого поста православные готовятся к празднованию Светлого праздника Пасха.

Учитель: Пасха – это семейный праздник, когда за одним столом собирается много друзей и родственников. На Пасху принято делать друг другу и особенно маленьким детям подарки. Как вы думаете, какой самый главный подарок на Пасху? (Крашеные яйца). А почему выбраны яйца? Яйцо тоже является символом возрождения к жизни. Из него может появиться птенчик.

Яйца красили всей семьёй. Существует несколько видов пасхальных яиц. Крашенки - яйца, окрашенные в один цвет. Особое место отводилось красным яйцам, символизирующим кровь Христа. Если на общем фоне обозначались пятна, полоски, крапинки – получалась крапанка. Самыми сложными были писанки – яйца, раскрашенные различными узорами.

(Слайд 9).

У вас на партах лежат заготовки яиц, сделанные родителями. Сейчас мы их постараемся превратить в пасхальное яйцо. Используя нетрадиционный метод рисования «Оттиск поролоном», распишите пасхальное яйцо.

После выполненной работы дети рассказывают, какой вид пасхального яйца у них получился.

Поскольку Пасха – это семейный праздник кому из членов семьи вам хотелось подарить ваше яичко?

Хорошо, у вас есть такая возможность: подарить яичко и поприветствовать ваших членов семьи. (Входят приглашённые родители. Если они не смогут, то бабушки, дедушки. Для детей это сюрприз (они не должны знать об этом).

Родители и дети приветствуют друг друга.

Родители дарят детям кулич, испечённый ими. При этом рассказывая: «Пасхальный кулич – это церковно-обрядовая пища. Первые пастыри установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, в выражении того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни».

Родители садятся на приготовленные места.

Учитель: - Праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней. Люди ходят друг к другу в гости. Звонят колокола. В эти пасхальные дни у ребят есть возможность ударить в настоящий колокол. А также устраивали пасхальные игры. В нашей местности любимой пасхальной игрой было катание яиц. (Слайд 10). (Родители заранее подготовили всё для игры).

Учитель: - Давайте поиграем в игру. (Дети в группах играют в игру, родители им помогают).

После игры все садятся на свои места.

Учитель: - Ребята, давайте вернёмся к нашим вопросам, поставленным в начале урока. Прочитайте их ещё раз и подумайте, на все ли поставленные вопросы мы ответили?

Самостоятельная работа. Дети получают дифференцированное задание по уровню сложности:

1 группа: карточки с вопросами: как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? Какие обряды и традиции праздновании Пасхи ты знаешь?

2 группа: написать сочинение-миниатюру на тему «Пасха», используя слова: воскресение, возрождение, весна, колокола, угощение.

3 группа: составить синквейн на тему «Пасха». (Слайд 11).

Домашнее задание:

- Ребята, вот ещё стоит задуматься над таким пасхальным обычаем. Христиане в пасхальные дни занимались благотворительностью (раздавали одежду, пищу тем, кто в этом нуждался). Оглянитесь вокруг и поищите людей, которые нуждаются в нашей помощи. Больные, старики, бедные, которым надо оказать какую-то помощь или развеять одиночество. А родителей попрошу помочь детям в этом. На следующий урок принесите размышление или рисунок о том, что я чувствовал, помогая ближнему. (Слайд 12).

IV. Заключительная часть.

1) Рефлексия.

Учитель продолжить работу в парах.

-Ребята, запишите свои открытия на вторую часть листочка «Мы узнали». Поделитесь своими открытиями.

-Похлопайте в ладоши, кому было интересно на уроке.

2) Ритуал прощания.

-А сейчас пришла пора заканчивать урок.

-Давайте скажем друг другу, родителям и мне: «Мне очень приятно было с вами общаться».

Приложение (Презентация)

Литература

Сборник программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. М. : Просвещение, 2012.

Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2012.

1. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. — М. : Просвещение, 2010.

2. Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. - М. : Российский Раритет, 1991.

3. Танкеев И. Обычаи и традиции русского народа. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

4. Терещенко А. В. История культуры русского народа. - М. : Эксмо, 2007.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

К уроку по основам светской этики и православной культуры «Народы Крыма» Скифы. Кочевые племена скифов появились в Северном Причерноморье и равнинном Крыму в VII в. до н. э., постепенно переходя к оседлому образу.

Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Урок по предмету: ОСНОВЫ.

Конспект урока на тему «Предпринимательская деятельность» по дисциплине «Основы предпринимательства» в 9 классе Е. А. Гавриловчук преподаватель ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище» г. Тирасполь Приднестровье/Молдова Конспект урока на тему:.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: - формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; - развитие.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Конспект урока с презентацией на тему «Основы фотомастерства» для воспитанников Центра содействия семейному воспитаниюКонспект урока с презентацией на тему «Основы фотомастерства» для воспитанников Центра содействия семейному воспитанию 1. Организационный момент. Введение в данную тему происходит в форме диалога. Объявляется тема, задачи. Задачи: Познакомить с понятием.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по Орксэ «Пасха» (модуль основы православной культуры)
Опубликовано: 15 января 2022 в 13:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД