Надежда Артонова
Конспект интегрированного урока РК и литературы в 7 классе «Великое слово мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Великое слово – мама!
(интегрированный урок РК и литературы)
Любовь к матери – основа всех добродетелей.
Цицерон
. Трудами рук твоих прославлена она.
И у народов всех – любая будь страна –
На языке людей – хоть обойди весь свет –
Дороже слова «мать» и не было, и нет!
Н. Доможаков.
Цель:
- показать роль женщины в семье и в обществе;
- воспитать уважительное отношение к женщине, матери.
Оборудование:
1. Крылатые выражения о матери, о женщине.
2. Отрывок из документального фильма «Женщина и война».
Публикация «Конспект интегрированного урока РК и литературы в 7 классе „Великое слово мама“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Выставка книг «Великое слова, мама!»
4. Слайды с высказываниями великих людей о роли женщины.
План урока :
I. Значение слова iче (ине,
II. Слово о матери (учитель литературы).
III. Стихотворение Н. А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях».
IV. Дети о матерях (рассказы учащихся).
V. Женщина в хакасской и русской литературе (учитель литературы).
VI. Женщина и война (отрывок из фильма стих. «Реквием»).
VII. Песня «Iченiн часказы».
VIII. Гордость матерей – ее дети.
IX. Современная женщина – кто она?
X. Выводы.
Урок проходил в 7 классе.
I. Учитель рассказала о значимости слова мама для хакасского и русского народов.
Учитель литературы.
Звучит хакасская песня счастье матери:
II. Мама… Iче …Ине …
Какое емкое и весомое, нежное и ласковое, доброе и величественное слово. В нем начало всех начал – будущее страны, народа, человечества.
В самые ответственные моменты жизни мы вспоминаем свою мать.
Iче, iчечем – мама, мамуля, мамочка… именно эти слова первым произносят маленькие дети.
Iче = мама.
Все самое светлое, самое дорогое звучит этим ласковым словом. Когда произносим это слово, перед нами встает образ родного и самого близкого человека.
Первые трудные шаги человек делает с помощью матери. Ее нежные руки собирают тебя в школу, ее мудрые советы помогают нам ступить на жизненный путь.
В тяжелые минуты жизни мать приходит детям на помощь первой.
И сколько бы ни было нам лет – 5 или 50 – нам всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее, и светлее наша жизнь. (З. И. Воскресенская).
III. Начинается урок стихотворением М. Е. Кильчичакова
Н. А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»
IX. 1 ученик.
Тема матери самая благородная в жизни. Во всем мире это так. Тем не менее, для хакассов в этой теме особенный смысл, ибо в традициях народа – обожествление матери, ее культ.
Мать – главный человек в жизни каждого человека. И человечества в целом тоже.
Хотите сохранить Отечество – воспитывайте сыновей.
Хотите сохранить народ – воспитывайте дочерей. Женщина не только мать человечества, но и мать нации.
2 ученик.
Мать. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках, опаленные солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере, одинаковы, когда подносят ребенка к груди, белой, желтой, черной или коричневой. Одно и то же томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детенышем… Сердца их говорят на едином языке мира, и каждый, если в нем есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мама – моя мать, ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, ни росла, какая бы кровь ни заставляла биться ее сердце… Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучилось бы им на всех окружающих, зло погибло бы,» так высоко оценила сердце женщин-матерей писательница Сереблякова.
Самое доброе, самое вечное в нас – от матерей. Мать несет на своих плечах груз забот и беспокойства тысячелетий. Вся история человечества, весь духовный прогресс прошли через руки, мозг и сердце матерей. Действительно, многое, быть может, самое главное из нравственных ресурсов человечества вместило материнское сердце.
Мать – чудо земли! Мать всемогуща! Она бессмертна! Она красота и сила! Независимо от того, кто она. И независимо даже от того, чья она мать – маршала или солдата, героя-космонавта или героя-шахтера.
3 ученик.
Мать – величественная тайна природы. Каждая женщина, старая или молодая - настоящая или будущая мать. «Женщина – мать человечества», - отмечал великий русский педагог Ушинский. Она приучала детей к труду, но лучшим учением всегда был ее собственный ежедневный пример. Мать является для детей главным педагогом, главным воспитателем. Это от родной матери впервые узнаем светлые слова : Родина, Труд, Мир. Это они, наши матери, стараются всеми силами вырастить не просто человека, а человека нашего времени. Как не велики гении, вожди, выше их Мать: они всего лишь ее дети. Однако мы не всегда осознаем это. Матери не имеют возраста. Юная, пожилая и совсем старенькая мама для кого-то все едино остается мамой, самым близким, родным человеком, дороже которого нет никого.
Родители должны любить детей не за то, что они хороши, а за то, что они есть, это наши дети. Любовь близких ребенок должен ощущать постоянно и даже в тех случаях, когда взрослые дают ему понять, что они недовольны его поведением. Иначе не будет у малыша опоры, иначе рассудит он своим детским умом и сердцем, что недовольны им потому, что не любят… Пусть он чувствует, что им недовольны потому, что любят, и это послужит ему мощной поддержкой в желание исправиться.
4 ученик.
В хакасской народной педагогике пропагандировалась непререкаемость авторитета матери для детей:
Без отца ребенок наполовину сирота, без матери ребенок круглый сирота. (желательно на хакасском языке)
Ребенок рождается похожим на отца, жеребенок рождается похожим на жеребца.
Горечь отца, вопли матери (если плохой ребенок).
Горе отца, мучение матери (то же).
У детей целенаправленно формировалось сознание благодарности матери:
Дом моей матери приятный, дом моего отца ласковый (говорит девушка, вышедшая замуж в чужую семью).
В хакасской народной педагогике отмечается роль не только матери, отца, но и бабушек и дедушек, других родственников в воспитании детей.
Старшим место уступай, младшим помощь подавай. (надо на хакасском языке)
Старшим внимать — Жизнь продлевать.
В настоящее время народная педагогика проявляет себя не только в устном народном творчестве, не только в переосмысленных по-новому, на новой основе, в давних традициях воспитания, но и в художественной литературе, в новых обычаях, обрядах, праздниках.
О своей маме интересно и подробно рассказала ученица.
V. Учитель литературы. О женщине в хакасской и русской литературе.
Во многих произведениях устного народного творчества говорится о роли матери в воспитании детей, о ее любви к ним. Тема женственности и материнства вечна и имеет глубокий моральный смысл, которые выражены в пословицах :
Отец плох – беда, мать плоха – смерть
Если разум не усвоен с молоком матери, то с молоком козы ум уже не придет.
При солнышке тепло, при матери добро.
Без отца – полсироты, без матери – вся сирота.
(Крылатые слова).
Большое место в творчестве хакасских писателей занимают образы женщин-матерей.
Среди хакасских писателей немало и женщин:
Наталья Ахпашева, Лариса Катаева, Валентина Татарова, Галина Казачинова, Альбина Кирбижекова (можно ещё добавить имена)
Это еще выше поднимает роль женщины в семье и в обществе.
Классик хакасской литературы Н. Г. Доможаков свою поэму назвал «Мать»
Другой хакасский писатель – писал о маме такие слова.
Мама М. Кильчичаков.
Я ласковее рук твоих не знаю,
С годами это чувство не прошло.
Я и теперь, как в детстве, ощущаю
Их прикасаний бережных тепло.
Не видел рукоделий твоих краше,
Как терпеливо летом и зимой
Рубашки наши, рукавички наши
Ты вышивала радугой самой. Перевод Г. Сысолятина
Ученица:
Великий поэт Хакасии – Анатолий Кыштымов очень тепло писал о своей матери:
Она имела нежные руки, была доброй и ласковой, заботливой. Не случайно в воспоминаниях Толи она такой и предстает:
Мама, моя милая,
В платье том же ты,
На котором вылиняли
Старые цветы.
Люлькою колышется
Сито на руках.
Песни твои слышатся
Мне в любых углах.
Коль глаза закроются,
Надавит потолок,
Знаю, сразу вспомнится:
«Не болей, сынок»…
Вспомнится трескучее
В пляске у стола
Веретено певучее-
Мамина юла.
(стихотворение на хакасском языке (iче – И. В. Капчигашева)
Учитель:
Трудно назвать писателя, поэта и в русской литературе, который не писал бы о своей матери, и о женщинах. Выше матери нет никого и ничего на земле. Мы знаем не мало произведений, посвященных женщинам.
Ученик:
М. Ю. Лермонтов потерял мать в трехлетнем возрасте, но на всю жизнь сохранил о ней очень волнующие и смутные воспоминания.
Великий поэт запечатлел идеал материнства в стихотворении «Казачья колыбельная песня».
Все, что есть святого, беззаветного в любви матери, всю бескорыстную преданность, какой дышит любовь матери, - все воспроизведено поэтом в этом стихотворении во всей полноте.
Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту нежность, задушевные звуки. Можно только предположить, что образ такой красоты навеян в стихотворение памятью орано умершей матери.
Ученик:
Огромный поэтический мир поэта Н. А. Некрасова вбирает в себя множество тем и проблем, но все его творчество как бы объединяется идеей материнства.
Мать – ведущий, главный, центральный герой поэзии Некрасова. Именно ему принадлежит образ огромной обобщающей силы – матери-родины, именно с именем этого поэта связаны выражения «Матушка-Русь», «Родина-мать».
Поэт дал миру образы удивительной духовной красоты – это «некрасовские женщины» :
Дарья (из поэмы «Мороз, красный нос», Орина – мать солдатская, Матрена Тимофеевна («Кому на Руси жить хорошо», и жены декабристов, и мн. другие.
Собственная мать Некрасова была для него и маяком, и путеводной звездой в жизни.
В минуты колебаний, сомнений, поэт обращается к образу матери, к ее памяти, как к высшей совести. Отношение к матери поэт считал одним из критериев оценки человека.
Учитель литературы :
М. А. Шолохов посвятил женщине матери лучшие страницы своих произведений. Чувство материнства он считал важнейшим составляющим сущность женщины.
Таковы героини его романа «Тихий Дон» : Наталья, Аксинья и конечно же, Ильинична, в которой собрано все лучшее от всех матерей на земле.
О своей матери М. Шолохов писал: «Это была настоящая русская женщина, большой нравственной силы». Об отношении к матери мы узнаем много и из писем писателей к своим матерям.
Загляните в собрания сочинений Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова. Кроме стихов и прозы там найдете целые тома писем. Они полны заботы о матерях, об их здоровье. Б. Васильев писал матери:
«Я низко кланяюсь вам, потому что Вы – Мать. Это ваши муки производят на свет новые жизни. Это ваши бессонные ночи делают из беспомощных крикунов старательных девочек и бесстрашных мальчиков. Это ваше великое терпение, ваши руки и ваши сердца делают из мальчиков и девочек прекрасных девушек и благородных юношей. И это ваши заботы благословляют их на подвиги во имя жизни на земле.
Мира и счастья Земле, по которой идешь ты, Мать! Ведь и сама Земля вращается только потому, что ты шагаешь по ней».
Учитель:
Мама – главный человек в жизни каждого из нас. Послушаем, как в Хакасии говорили о женщине-матери.
Ученик:
Учитель:
Особой чертой в жизни женщины прошли годы, связанные с войной. В годы войны 1941 – 1945-ые гг. – 800 тыс. женщин было на фронте, 8 тыс. из Чувашии. Война и женщина – эти слова кажутся несовместимы, но мы знаем, что это не так.
Ученик:
О герое Великой Отечественной войны из Хакасии Марии Цукановой
Родилась 14 сентября 1924 года в посёлке Смоленском[2], в семье сельского учителя. Русская. Отца своего она не знала — он умер за несколько месяцев до рождения дочери. Воспитанием девочки занимались мать и отчим Николай Васильевич.
Детство и юность прошли в Хакасии, окончила Таштыпскую начальную школу и неполную среднюю школу в посёлке Орджоникидзевский района. Работала там же телефонисткой, с декабря 1941 года санитаркой в госпитале, эвакуированном из Ростова. Её отчим и брат ушли на фронт, брат вскоре погиб. Когда госпиталь перевели в другое место, а их семья переехала в Иркутск, с февраля по июнь 1942 года работала на Иркутском авиационном заводе в цехе № 33 учеником обрубщика, приёмщиком и контролёром 4-го разряда. Без отрыва от производства прошла курсы санинструкторов и в составе одного из отрядов «флотских двадцатипятитысячниц» (Указ ГКО СССР от мая 1942 года о призыве в ВМФ 25000 девушек-добровольцев) 13 июня 1942 года была призвана в ВМФ и направлена для прохождения службы на Дальний Восток. Служила телефонисткой и дальномерщицей в 51-м артиллерийском дивизионе Шкотовского сектора береговой обороны. В 1944 году после окончания школы младших медицинских специалистов Мария была назначена санитаркой 3-й роты 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота.
Во время Советско-японской войны 14 августа 1945 года Мария Цуканова в составе 355-го батальона морской пехоты участвовала в высадке десанта в корейский порт Сэйсин (ныне Чхонджин). Во время боя оказывала медицинскую помощь раненым, вынесла с поля боя 52 раненых десантника. Была дважды ранена, но отказалась покидать поле боя. Взяв в руки автомат, она дала несколько очередей по японцам. После того как вечером 15 августа её роте пришлось отступить, Мария Цуканова осталась вместе с группой бойцов прикрывать отход. Будучи раненой, автоматным огнём уничтожила более 90 японцев. [3] В бессознательном состоянии попала в плен к японцам и была ими зверски замучена (её изрезали ножами и выкололи глаза). После этого японский офицер отрубил Марии сначала руки, а потом голову. [4] [5] [6]Похоронена в братской могиле советских воинов в городе Чхонджин[7][8]
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами и проявленные при этом отвагу и геройство» красноармейцу Цукановой Марии Никитичне было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Из всех женщин-Героев Советского Союза она была единственной, получившей это высокое звание в ходе Советско-японской войны.
(фильм «Женщина и война»)
Стихотворение «Реквием»
В конце урока слова «Каждый из нас должен сделать все возможное, чтобы наши матери были счастливы. Ведь если счастливы матери, значит счастливы все!»
Песня «Милая мама» (сл. И. Лашкова, муз. М. А. Аверина)
Выводы
Какими бы взрослыми, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мам всегда остается для нас мамой, а мы – ее детьми.
Мы в неоплатном долгу перед нашими матерями. И наш священный долг – беречь их от жизненных неурядиц, любить и просто быть благодарными детьми.
Чем же мы можем отплатить матери за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча, через все годы ее жизни!
Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кровати, когда мы больны!
Позвольте поклониться всем женщинам-матерям Земли Русской, которые сохраняют тепло родного дома, перенося бесчисленные трудности и превратности нашей сегодняшней очень нелегкой жизни.
Низкий поклон всем, кого мы зовем этим светлым именем – МАМА…