Нестандартный сценарий урока литературного чтения в 3 классе «Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»

Марина Дешкина
Нестандартный сценарий урока литературного чтения в 3 классе «Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»

Краткий сценарий нестандартного урока по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово»

Урок литературного чтения 3 класс (возраст 9-10 лет).

Цель урока: познакомить обучающихся с творчеством писателя Л. Пантелеева, определить главную мысль произведения, направленную на воспитание чувства долга и ответственности у младших школьников.

Задача урока: посредством логического построения и разбора происходящих событий научить детей выделять главное и второстепенное; научить сопоставлять и фиксировать цепочку этих логических рассуждений, анализировать и делать выводы, используя выразительное чтение вслух.

Вспомогательные средства: лист бумаги, цветные карандаши (красный и синий, линейка, простой карандаш.

Учитель: «Ребята, сегодня мы с вами будем детективами. Для раскрытия любого преступления или решения какой-либо задачи сыщики и следователи внимательно изучают все детали и характеристики исследуемых персонажей, предметов и явлений. В нашем случае это будет рассказ русского советского писателя Леонида Пантелеева «Честное слово». Но сначала я коротко расскажу вам об этом писателе.

Настоящее имя его Алексей Иванович Пантелеев. Родился в семье военного вначале 20 века в 1908 году. В годы гражданской войны потерял своих родителей и воспитывался в школе для беспризорников. За его крутой нрав его прозвали «Лёнька Пантелеев» по имени известного хулигана в городе Ленинграде. Вот его имя в качестве литературного псевдонима он и оставил для своей писательской деятельности.

Я прочитаю рассказ вслух, а вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить сюжет, последовательность событий и поведение героев рассказа.

Наша с вами задача выяснить, почему автор решил так назвать свой рассказ, какую главную мысль он хотел донести до читателя. Путём логических размышлений мы, как детективы, раскроем и решим эти задачи.Для этого будем использовать подручные материалы: лист бумаги, цветные карандаши (синий и красный, линейка и простой карандаш.

(Учитель читает вслух рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»).

- Итак, о чём этот рассказ?

(Дети отвечают).

- Представьте, что вы работаете в отделе расследований. Вам, как настоящим детективам необходимо определить круг участвующих, последовательность событий и подвести итог расследуемого дела. Для успешного ведения нашего расследования будем использовать дополнительные материалы, которые лежат у вас на столе. Вместе со мной, я на доске, а вы на листе бумаги, определим персонажей, их роль и последовательность действий каждого в этой истории.

Подумайте и ответьте, какой первый вопрос мы должны задать, чтобы начать наше расследование? Кого мы должны определить в первую очередь? (дети думают и отвечают).

- Итак,первый вопрос : «Кто главный герой?». (Дети отвечают).

- Возьмите в простой карандаш и в центре листа нарисуем круг, а в нём человечка - нашего главного героя – мальчика. Почему он главный герой? Потому что вокруг него и происходят все описанные в рассказе события, вот поэтому мы поместим его в центре нашей схемы. (Учитель рисует на доске, а дети на бумаге).

- Какой второй вопрос можно задать, чтобы определить ход дальнейших событий? Посмотрите на человечка и вспомните, о чём шла речь в рассказе. Что с ним произошло? И почему он оказался один в парке поздно вечером?

(Дети отвечают).

- У нас появились новые персонажи нашего дела. Слева от центрального круга с нашим главным героем нарисуем квадрат, внутри которого несколько человечков – это наши новые персонажи. (Учитель вызывает к доске ученика для зарисовки).

- Определим, что же произошло между ними? (Дети отвечают).

- Дайте характеристику поступка ребят. Как вы полагаете, они специально посмеялись и оставили стоять мальчика одного или действительно забыли про него? Ваши версии. (Дети рассуждают).

- Нам, конечно, не известен замысел автора рассказа, на самом деле забыли ребята про мальчика, оставив его на посту, или просто пошутили над ним. Но в итоге получилось не совсем хорошо. Закрасим квадрат с человечками синим карандашом (так мы обозначим плохой поступок).

- Продолжим. Как долго мальчик стоял на посту? Почему он не ушёл. Может быть, он испугался темноты и не знал выхода? Ваши предположения, пожалуйста.

(Дети рассуждают).

- Продолжим наше логическое расследование. Что происходило дальше?

(Дети отвечают).

- У нас появился ещё один персонаж. Это? (Дети отвечают).

- Изобразим автора в другом квадрате, но уже справа от центра круга, где наш герой. (Учитель вызывает к доске ученика для зарисовки).

- Что предпринял автор, чтобы как-то помочь мальчику? Как думаете, почему автор не позвал других взрослых на помощь? Что его останавливало? Как бы вы поступили на месте автора? Ваши варианты. (Дети обсуждают).

- Итак, подведём предварительный итог. Что нам известно? (Дети отвечают).

- Как развивались события дальше? (Дети отвечают).

- У нас появился ещё один персонаж, который какую роль сыграет в судьбе мальчика? (Дети рассуждают).

- Изобразим его в квадратике рядом с автором и мальчиком. (Учитель вызывает к доске ученика для зарисовки).

- Ребята, как вы думаете, к какой категории героев можно отнести наши персонажи – к положительным (хорошим) или отрицательным (плохим) героям? (Дети отвечают). Давайте закрасим красными чертами положительных персонажей. (Учитель вызывает к доске ученика для зарисовки).

- Вспомним диалог между майором и мальчиком. Я ещё раз вам зачитаю этот отрывок. (Учитель зачитывает отрывок, повествующий о том, как военный отдаёт приказ мальчику оставить пост). Что можете сказать? Как происходит этот диалог? В какой форме?

- Майор обращается к мальчику не как к ребёнку, а как положено к постовому. Он отдаёт приказ покинуть пост, а мальчик отвечает, как требует устав военного. Это говорит о серьёзном отношении к долгу не оставлять вверенный пост, о мужестве и терпении, о выдержке и ответственности за данное слово. Почему автор назвал мальчика настоящим человеком? (Дети отвечают). А вы часто говорите «честное слово»? И умеете держать его?

- Как вы понимаете смысл выражения «честное слово»? Подходит ли это название рассказа к тому, о чём в нём говорится?

(Дети отвечают).

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся;.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • День Победы, 9 мая
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Нестандартный сценарий урока литературного чтения в 3 классе «Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 22:00
+215Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 января. День снятия блокады Ленинграда

27 января — это день, когда блокада Ленинграда была снята. Это дата в России считается одним из Дней воинской славы. В этом году исполняется 78 лет с этого исторического момента. О том, как посвятить...

27 января. День рождения Моцарта

27 января исполняется 257 лет со дня рождения одного из самых знаменитых и популярных классических композиторов, музыку которого хорошо знают во всех странах, все люди – от мала до велика. Очередной...


Горячие темочки