Получи документы

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан»

Валентина Синепупова
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан»

Тема: Е. И. Чарушин «Кабан».

Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан».

Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Публикация «Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е, И, Чарушина „Кабан“» размещена в разделах

Метапредметные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнём.

II. Актуализация изученного (урок начинается под музыку из передачи «В мире животных»)

Слайд 1

-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она?

-Почему я начала урок с этой музыки?

(Мы изучаем тему «Природа и мы»)

-Как вы понимаете его название? (Человек должен любить природу,не обижать животных,соблюдать правила поведения в природе)

-Какие правила поведенияв природе вы знаете? (Не бери зверьков из леса,не разоряй гнезда, не шуми в лесу, не ломай ветки, не рви растения)

Природа говорит с нами на особом языке, и понять её могут только те, кто знает законы этого удивительного мира и умеет наблюдать за жизнью вокруг себя.

III. Проверка домашнего задания

С какими произведениями мы познакомились, изучая раздел (Приемыш, Барбос и Жулька, Выскочка) А вы помните авторов этих произведений? Дети работают в парах. На карточках записаны произведения и авторы.

Задание 1 Соединить авторов и название произведений Проверка Оценка.

Приемыш А. И. Куприн

Барбос и Жулька, Д. Н Мамин – Сибиряк

Выскочка М. М. Пришвин

Вы внимательно читали произведения в разделе?

Задание 2 Узнай героя по описанию. Назови героя, автора и произведение.

Гордая, настоящая царская птица, — объяснил он. — Помани его кормом да не дай, в другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица. Лебедь. Д. Н Мамин –Сибиряк «Приемыш»

Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати. Барбос Куприн «Барбос и Жулька»

Этот герой был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Уши у него вечно носили на себе следы «боевых схваток» Барбос Куприн «Барбос и Жулька»

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: она не пустит чужого. Веселая собачка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Получая подарок, она разворачивала колечко своего хвоста и опускала его вниз поленом.

Вьюшка. М. М. Пришвин «Выскочка»

Проверка. Оценка.

IV. Работа по теме урока.

Знакомство с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина «Кабан».

На доску Учитель :

-Давайте вместе прочитаем высказывание «Входи в мир природы. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя Родиной» Кому посвящены эти строки? (Эти строки посвящены нам – взрослым и детям)

Слайд 2. Учитель:

-Кто автор этих строк вы поймёте, когда выполните задание.

- Какое из этих животных может встретиться в нашем крае?

-Составьте слово из первых букв названий животных, цифры помогут расположить буквы по порядку, и вы узнаете фамилию человека, который написал для нас рассказ, который сегодня будем читать.

Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого человека Евгения Ивановича Чарушина.

Учитель.

-Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся вы определите отгадав загадку.

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …

(Кабан)

Учитель.

-Какова же тема сегодняшнего урока?

Слайд 3.

- «Евгений Иванович Чарушини "Кабан.

- Итак, какие же цели поставим на уроке.

Сегодня на уроке будем знакомиться с автором литературного произведения, с новым произведением, читать и понимать прочитанное, высказывать и доказывать собственное мнение, развивать внимание, память, мышление.

1)Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Учитель.

-У ребят было опережающее задание. Ребята подготовили интересные факты о жизни Евгения Ивановича Чарушина.

Слайд 4

Сообщения учащихся о Чарушине

1. Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мама с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей. Главные герои: собаки, кошки, цыплята, поросята.

Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

2. Увлечение Чарушина природой порой доходило до смешного. Однажды в 6 лет он решил есть все, что едят его друзья-птицы, и заболел брюшным тифом.

Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Волгу, держась за коровий хвост.

3. Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Ватман, тушь, краски - всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.

Евгений Иванович очень одарё нный человек: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. В годы войны Евгений Иванович преподавал рисование в школе, а в 1942 году так расписал стены одного детского сада, что они превратились в зеленые лужайки и диковинные леса с героями сказок.

Слайд 5. Е. И. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность, но и движения, повадки и даже характер. Он проиллюстрировал более 100 книг.

Учитель: В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С. Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно.

Учитель:

- Какое сообщение вызвало улыбку?

- Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы?

(На улице, в лесу, в цирке, в зоопарке, в зоосаде)

Зоологический парк (зоопарк) — учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения, в том числе и научного От зоосада отличается большей территорией и большим количеством животных.

V.Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В сторону руки - плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем: руки сложили назад.

VI. Продолжение работы по теме урока

-Чтобы содержание вам было понятным, поработаем над словами.

Подбери синонимы: Подбери антоним:

Баловство- шалость, игра

Унимать - успокаивать

Сшибить- сбить Начальник- подчиненый

Объясни значение слов :

Марал- крупный сибирский и среднеазиатский олень с рогами.

Сопеть- тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки.

Небоскрёб- очень высокий многоэтажный дом.

Работа над рассказом

а) Первичное чтение

в) Первичное восприятие

-Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Зачитайте.

-Какое качество помогло писателю так подробно описывать этих животных?

(Наблюдательность)

-Когда происходит действие рассказа? Зачитайте.

-Почему так рано? Зачитайте.

г) Повторное чтение

д) Беседа по содержанию.

-Давайте побываем вместе с Чарушиным в зоосаду.

В зоопарке на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. А раз мы с вами путешествуем по зоосаду, то давайте тоже познакомимся поподробнее с некоторыми его обитателями

А) чтение про оленя.

-Что нового вы узнали об этом животном?

-А чем занимаются другие животные утром, прочитаем.

Б) чтение про ягуара.

В) чтение про медведя

Г) чтение про слона.

Д) чтение про волков

-Кто живёт в общей загородке?

(журавли)

Е) Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

А вы знаете, кто такой кабан?

Ребята провели мини - исследование интересные факты и «Кабан – свирепый ли зверь?

Выступление ребят

Кабаны - стадные животные, держатся группами.

• Едят грибы, жуков, червей, мышей, змей, желуди, разные растения.

• Любят валяться в земле, в луже, а потом тереться спиной и боками о стволы деревьев, полностью стираю кору. Из смолы и грязи образуется не пробиваемая дробью корка.

• Убегая от опасности, кабан способен развивать скорость до 40 км/час, делать прыжки до 4 метров в длину, до 1,5 метров в высоту, бежать без отдыха 10-15 километров Кабаны могут проплывать по 10 км.

• В начале лета появляются полосатые поросята. Полоски у них исчезают через 2-3 месяца, а через год молодые кабаны ничем не отличаются от взрослых.

• Клыки у кабанов растут всю жизнь. Они ими рыхлят землю, легко ломают (секут) молодые деревья. Поэтому кабанов называют еще секачами.

• Животные избегают встречи с человеком, если их не тревожить. Напасть может самка с потомством, решив, что выводку угрожает опасность.

• На земле живут 8 видов диких свиней.

• Он всегда готов постоять за себя и при этом бывает очень опасен.

• Он быстро и легко плавает, справляясь с довольно сильным течением, уверенно ходит по болотам, поднимается на крутые склоны.

Учитель:

-Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора.

-С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте

Интересно! Ничего не вижу!

-Как повёл себя художник, увидев непрошенных гостей?

-Его эмоциональное состояние?

Всё из рук попадало!

-Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

Прощай, моя акварель!

-Какие чувства он испытывает?

Делать что-то надо!

-Что он решает? Зачитайте его действия.

-Как себя чувствует в это время автор?

Вспотел со страху!

-Что происходит в самый кульминационный (опасный) момент?

-Состояние автора?

Чуть не слетел!

-Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?

Маленький парнишка

-Как повели себя кабаны? “Простыми свиньями побежали в свой хлев”

-Чем заканчивается история? Зачитайте.

Почему Чарушин назвал свой рассказ “ Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например, марал Серёжка?

Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение.

-Почему автор так их испугался?

(Видимо Чарушин знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.)

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

- О какой черте характера говорит этот поступок? (О трусости).

- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал).

- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Автор смог умело уйти от опасности, сохранив при этом свою безопасность и безопасность окружающих.

Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.

-Какой порок высмеивают пословицы?

Слайд 13. У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит

Тест «Кто самый внимательный»

У обучающихся сигналы с буквами «а, б, в.»ответы на доске

Е. И. Чарушин родился :

А)В Москве

Б) В Вятке

В) В Санкт –Петербурге.

Произведение «Кабан» относится к жанру:

А)Повесть

Б) Рассказ

В) Сказка

Анималист, это художник, рисующий:

А)Иллюстрации к сказкам.

Б) Людей

В) Животных

Когда художник работал в зоосаду?

А)Утром

Б) Днём

В) Вечером

Он рисовал:

А)Слона

Б) Гималайского медведя

В) Оленя

Деревянный шар в зоосаду катал:

А)Олень

Б) Ягуар

В) Волки

Кабанов было :

А)Пять

Б) Шесть

В) Семь

Были ошибки при ответах. Как вы думаете почему?

Какое качество надо развивать (Внимание)

Составление коллективного синквейна «Кабан».

Кабан

Громадный, беспокойный.

Чавкает, хрюкает, защищается.

У кабана есть клыки.

Хищник.

VII.Подведение итогов.

-Над каким произведением мы работали на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Чему учит этот рассказ?

- Понравился ли вам урок?

Что полезного вы вынесли из этой истории?

(В незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринять все меры безопасности.)

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

VIII.Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени автора.

Попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав рисунки животных к рассказу “ Кабан”.

Подготовить выразительное чтение.

• Закончить урок словами автора.

• - Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Разумова Юлия Владимировна Урок литературного чтения 3 класс Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 20:47
+118Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД