Приложение МААМ

Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

Анастасия Журавлева
Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления,

Публикация «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности» размещена в разделах

действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка

в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение

с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со

сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Овладение родным языком в дошкольном детстве

является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного формирования личности ребёнка [1].

Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности,

одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными

и речевыми видами деятельности : пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой [4].

А. В. Богатырева, Л. А. Герасимова обосновывают педагогическую ценность театрализованной деятельности тем, что она оказывает большое влияние на совершенствование речи, стимулируют активный словарь, совершенствуют артикуляционный аппарат[1].

Театрально-игровая деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия [3].

В своей практике мы используем театрально-игровую деятельность как средство

развития активной речи детей дошкольного возраста.

Под речевой активностью понимается как устойчивое свойство личности ребенка,

его способность воспринимать и понимать речь окружающих; проявляющееся

в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в речевой практике и активном стремлении овладеть языком [2].

Организация педагогической работы может осуществляться с использованием разнообразных видов совместной театрально-игровой деятельности детей и взрослых :

- театрализованные занятия, спектакли;

- драматизация, арт-терапия;

- музей кукол, музей театра;

- совместная театрализованная деятельность детей и взрослых;

- самостоятельная театрально-художественная деятельность;

- посещение драматических и музыкальных театров;

- мини-игры на других занятиях;

- театрализованные игры в повседневной жизни;

- музыкальные театрализации, музыкально-игровое творчество;

- театрализованные игры на праздниках, развлечениях;

- изготовление атрибутов к спектаклю, рисование по сюжету драматизаций.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте основаны на разыгрывании сказок.

Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему

живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствии слабому, лукавством

и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

Очень важно внимательно выслушивать ответы и предложения детей; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого, получилось, похоже и почему, а не у кого

лучше; в заключении различными способами вызвать у детей радость.

Выделяем следующие требования к организации театрально-игровой деятельности

в детском саду (рис. 1) :

Рис. 1. Требования к организации театрально-игровой деятельности в детском саду

содержание и разнообразие тематики

постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы

педагогического процесса

максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр

сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации

театрализованной игры

подготовленность и заинтересованность педагогов. Все игры и упражнения на

занятии подобранны в сочетании с движениями, речью, мимикой, пантомимой в

различных вариациях.

В основе руководства театрально-игровой деятельности лежит работа над текстом

литературного произведения. Текст произведения необходимо преподносить выразительно, художественно, при повторном чтении вовлекать детей в анализ содержания,

подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально

насыщена с целью, пробудить интерес к предстоящей работе. Выбирая материал для

инсценировки воспитателю необходимо отталкиваться от возрастных возможностей

детей, их знаний и умений, обогащая их жизненный опят, пробуждая интерес к новым

знаниям, расширяя их творческий потенциал. Десять основных этапов работы

с дошкольниками над спектаклем :

- выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;

- деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;- создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;

- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

- работа над активной, связной речью, выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

- репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита,

музыкальным оформлением; репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита

и декораций; уточнения темпоритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций и реквизит;

- премьера спектакля; обсуждение со зрителями и детьми;

- повторные показы спектакля; подготовка выставки рисунков детей по спектаклю,

стенда или альбома с фотографиями.

Формировать у дошкольников интерес к театрализованным играм, создавать условия, в которых герои кукольного театра вступят с ребенком в диалог, поможет игра

«Три медведя».

Цель игры – развивать дикцию, интонацию и коммуникативные навыки детей, развивать активную речь.

Для ее проведения необходимо подготовить изготовленных из варежки кукол трех

медведей (папа медведь, мама медведица и Мишутка, декорации (дом и спальня медведей).

Проведению игры должна предшествовать предварительная работа: просмотр мультфильма по сказке «Три медведя», беседа с детьми по ее сюжету. В игре могут принимать участие четыре ребенка и взрослый – ведущий. Дети устанавливают очередность

действий своих героев.

Игровые действия начинаются со слов автора. Дети озвучивают все действия героев

(папы медведя, мамы медведицы и Мишутки). Ребенок должен четко и понятно для

остальных проговаривать свою реплику, чтобы смысл сказки не был потерян. Итогом

игры может стать инсценировка сказки.

Для использования какого-либо произведения в театрализованной деятельности, педагогу необходимо:

- подобрать произведение, которое будет соответствовать возрасту детей;

- отредактировать текст, то есть убрать лишние эпизоды;

- сложные предложения заменить на простые, труднопроизносимые слова исправить

на замещающие синонимы.

Таким образом, театрально-игровая деятельность является эффективным инструментом развития активной речи дошкольников. Участие детей в театрализованной игре создает благоприятные условия для развития у них коммуникативных навыков, освоения

способов позитивного взаимодействия. В ходе игровых диалогов и монологов наиболее

эффективно происходит речевое развитие ребенка. Такая деятельность позволяет развивать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации

опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Библиографический список

1. Быкова Е. И., Каргина И. В., Новикова Н. А. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего

возраста». 2012. С. 1-4.

2. Зотова И. В. Сущность и характеристика речевой активности детей младшего

дошкольного возраста// European science. 2018. С. 1-4.

3. Полякова Т. Н. Театрально-игровая деятельность как педагогическое явление//

Человек и образование. 2009. С. 78-82.

4. Труфанова Л. В. Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности / Л. В. Труфанова, С. Б. Правдивец, И. С.

Скрябина // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 4 (31). С. 45-48.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
Опубликовано: 13 августа 2022 в 19:52
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Журавлева (УИ 1563258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД