Анастасия Журавлева
Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления,
Публикация «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка
в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение
с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со
сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Овладение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного формирования личности ребёнка [1].
Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности,
одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными
и речевыми видами деятельности : пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой [4].
А. В. Богатырева, Л. А. Герасимова обосновывают педагогическую ценность театрализованной деятельности тем, что она оказывает большое влияние на совершенствование речи, стимулируют активный словарь, совершенствуют артикуляционный аппарат[1].
Театрально-игровая деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия [3].
В своей практике мы используем театрально-игровую деятельность как средство
развития активной речи детей дошкольного возраста.
Под речевой активностью понимается как устойчивое свойство личности ребенка,
его способность воспринимать и понимать речь окружающих; проявляющееся
в самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в речевой практике и активном стремлении овладеть языком [2].
Организация педагогической работы может осуществляться с использованием разнообразных видов совместной театрально-игровой деятельности детей и взрослых :
- театрализованные занятия, спектакли;
- драматизация, арт-терапия;
- музей кукол, музей театра;
- совместная театрализованная деятельность детей и взрослых;
- самостоятельная театрально-художественная деятельность;
- посещение драматических и музыкальных театров;
- мини-игры на других занятиях;
- театрализованные игры в повседневной жизни;
- музыкальные театрализации, музыкально-игровое творчество;
- театрализованные игры на праздниках, развлечениях;
- изготовление атрибутов к спектаклю, рисование по сюжету драматизаций.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте основаны на разыгрывании сказок.
Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему
живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствии слабому, лукавством
и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Очень важно внимательно выслушивать ответы и предложения детей; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого, получилось, похоже и почему, а не у кого
лучше; в заключении различными способами вызвать у детей радость.
Выделяем следующие требования к организации театрально-игровой деятельности
в детском саду (рис. 1) :
Рис. 1. Требования к организации театрально-игровой деятельности в детском саду
содержание и разнообразие тематики
постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы
педагогического процесса
максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр
сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации
театрализованной игры
подготовленность и заинтересованность педагогов. Все игры и упражнения на
занятии подобранны в сочетании с движениями, речью, мимикой, пантомимой в
различных вариациях.
В основе руководства театрально-игровой деятельности лежит работа над текстом
литературного произведения. Текст произведения необходимо преподносить выразительно, художественно, при повторном чтении вовлекать детей в анализ содержания,
подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально
насыщена с целью, пробудить интерес к предстоящей работе. Выбирая материал для
инсценировки воспитателю необходимо отталкиваться от возрастных возможностей
детей, их знаний и умений, обогащая их жизненный опят, пробуждая интерес к новым
знаниям, расширяя их творческий потенциал. Десять основных этапов работы
с дошкольниками над спектаклем :
- выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
- деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
- поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;- создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
- переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
- работа над активной, связной речью, выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
- репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита,
музыкальным оформлением; репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита
и декораций; уточнения темпоритма спектакля; назначение ответственных за смену декораций и реквизит;
- премьера спектакля; обсуждение со зрителями и детьми;
- повторные показы спектакля; подготовка выставки рисунков детей по спектаклю,
стенда или альбома с фотографиями.
Формировать у дошкольников интерес к театрализованным играм, создавать условия, в которых герои кукольного театра вступят с ребенком в диалог, поможет игра
«Три медведя».
Цель игры – развивать дикцию, интонацию и коммуникативные навыки детей, развивать активную речь.
Для ее проведения необходимо подготовить изготовленных из варежки кукол трех
медведей (папа медведь, мама медведица и Мишутка, декорации (дом и спальня медведей).
Проведению игры должна предшествовать предварительная работа: просмотр мультфильма по сказке «Три медведя», беседа с детьми по ее сюжету. В игре могут принимать участие четыре ребенка и взрослый – ведущий. Дети устанавливают очередность
действий своих героев.
Игровые действия начинаются со слов автора. Дети озвучивают все действия героев
(папы медведя, мамы медведицы и Мишутки). Ребенок должен четко и понятно для
остальных проговаривать свою реплику, чтобы смысл сказки не был потерян. Итогом
игры может стать инсценировка сказки.
Для использования какого-либо произведения в театрализованной деятельности, педагогу необходимо:
- подобрать произведение, которое будет соответствовать возрасту детей;
- отредактировать текст, то есть убрать лишние эпизоды;
- сложные предложения заменить на простые, труднопроизносимые слова исправить
на замещающие синонимы.
Таким образом, театрально-игровая деятельность является эффективным инструментом развития активной речи дошкольников. Участие детей в театрализованной игре создает благоприятные условия для развития у них коммуникативных навыков, освоения
способов позитивного взаимодействия. В ходе игровых диалогов и монологов наиболее
эффективно происходит речевое развитие ребенка. Такая деятельность позволяет развивать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации
опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.
Библиографический список
1. Быкова Е. И., Каргина И. В., Новикова Н. А. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего
возраста». 2012. С. 1-4.
2. Зотова И. В. Сущность и характеристика речевой активности детей младшего
дошкольного возраста// European science. 2018. С. 1-4.
3. Полякова Т. Н. Театрально-игровая деятельность как педагогическое явление//
Человек и образование. 2009. С. 78-82.
4. Труфанова Л. В. Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности / Л. В. Труфанова, С. Б. Правдивец, И. С.
Скрябина // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 4 (31). С. 45-48.