Приложение МААМ

Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр

Ольга Щербинина
Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение, и в образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный.

Публикация «Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду, Примеры музыкально-ритмических игр» размещена в разделах

Поэтому ритмическое воспитание не может быть только слуховым, в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому развитие чувства ритма у детей с нарушениями речи особенно актуально и необходимо.

Таким образом, с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Развивая чувство ритма, мы способствуем развитию:

- слуховых и моторных способностей ребенка;

- музыкальных способностей, обогащению эмоционального мира ребенка.

Именно поэтому, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста – важнейшая задача педагога.

Музыкальный руководитель имеет возможность развивать чувство ритма у дошкольников на музыкальных занятиях, в различных видах музыкальной деятельности.

Наиболее эффективно и результативно чувство ритма у детей формируется и развивается в процессе игровой деятельности. Поэтому задания детям нужно преподносить в игровой форме.

В данном материале представлены игры на развитие чувства ритма, созданные используемые автором в процессе практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Цель автора – показать, что играть с ритмом возможно в самых различных видах музыкальной деятельности, на протяжении всего музыкального занятия, доставляя детям радость и удовольствие, и, одновременно – огромную пользу для их музыкального и общего развития.

1. Ритмическое приветствие (прощание) «Вот мы встали в круг»

Задачи:

организовать детей в начале (конце) занятия; создать атмосферу доброжелательности и единени; координировать пение с ритмическими движениями.

(Дети стоят в кругу, поют вместе с педагогом песенку-попевку, одновременно выполняя ритмические движения по тексту песни)

- Вот мы встали в круг, в круг, - 4 хлопка в ладоши.

- Каблучками – тук, тук. – Руки на поясе, поочередные перетопы ногами.

- Вправо-влево повернулись - Руки на поясе, 4 поворота с приседанием вправо/влево.

И друг другу улыбнулись,

- Вот и поздоровались. – Плавно раскрыть руки перед собой.

Педагог: - Здравствуйте, ребята! (Звенит треугольником либо другим музыкальным инструментом, передавая ритмический рисунок фразы).

Дети: - Здравствуйте! (Прохлопывают в ладоши ритмический рисунок слова).

Вариант для прощания:

- Вот и попрощались.

Педагог: - До свидания, ребята!

Дети: - До свидания!

2. Музыкально-ритмическое упражнение «Разные шаги»

Задачи:

учить передавать в движении ритмическую пульсацию половинными, четвертными, восьмыми и шестнадцатыми длительностями: останавливаться по сигналу «Стоп!».

(Педагог играет на бубне или исполняет музыку на фортепиано, а дети двигаются, ритмично шагая на сильные доли. С окончанием звучания музыки останавливаются).

- Медведи – половинные:

Мишка в гости к нам идет – топ, топ, топ, топ,

Мишка пляшет и поет – топ, топ, топ, топ,

Стоп!

- Дети – четвертные:

Вышли дети погулять –

Раз-два-три-четыре-пять,

Стоп!

- Ежики – восьмые:

Ежики затопали,

Застучали по полу,

Стоп!

- Мышки – бег на носочках мелкими шагами:

Разбежались мышки,

Серые малышки,

Стоп!

Вариант игры: дети выполняют шаги руками по коленям:

- Медведи – кулаками вертикально;

- Дети – ладонями;

- Ежики – кулачками горизонтально;

- Мышки – пальчиками.

3. Комплексная игра (распевка, ритмическая игра) «Метелица»

Задачи:

учить различать медленный, средний и быстрый темп; координировать пение с ритмическими движениями.

«Метелица, метелица,

Снег по полю стелется.

Кто крутится, кто вертится,

Тот заметелится.

Стоп!»

1-й вариант – знакомство с игрой. Игра проводится сидя на стульях. Дети исполняют попевку трижды: в медленном темпе, быстрее, в быстром темпе. Пение сопровождают ритмичными шлепками по коленям поочередно правой и левой ладонью.

2-й вариант. Игра проводится в движении, в парах. Дети стоят парами врассыпную по залу, держа друг друга под руку «калачиком», кружатся, выполняя четкие, ритмичные шаги в медленном темпе, быстрее и в быстром темпе, одновременно исполняя попевку. Затем поворачиваются в парах в обратную сторону, вновь берут друг друга под руку и игра повторяется еще раз.

4. Распевка «Петя-петушок»

Задачи:

учить петь ритмично, выдерживая паузу, и напевно, долгим звуком; формировать правильное певческое дыхание; координировать пение с ритмическими движениями (звучащими жестами).

- Петя-петушок, - 5 поочередных шлепков ладонями по коленям.

Пауза - 1 хлопок перед собой.

- Красный гребешок. – Повторить те же движения.

Вдох - Плавно поднять руки – «крылья» через стороны вверх над головой.

- Ку-ка-ре-ку-у-у-у! - На длинном выдохе максимально долго пропевать слово, похлопывая себя по бедрам (по бокам) руками – «крыльями».

- Ку-ка-ре-ку-у-у-у! - Повторить те же действия.

Распевка повторяется несколько раз с повышением тональности – «Петушок поднимается по ступенькам все выше и выше».

5. Ритмическая игра «Дятлы-Белки-Лисички»

Задачи:

познакомить детей с длинными и короткими звуками, с ритмослогами; координировать пение с ритмическими движениями (звучащими жестами) или с игрой на шумовых музыкальных инструментах.

Дятлы (Удары кулачками друг о друга или клавесами)

Тук, тук, тук, тук,

Мы в лесу слыхали стук,

Тук, тук, тук, тук,

Это дятел сел на сук.

Ту-ки, тук, ту-ки, тук,

Тук, тук, тук.

Белки (Хлопки в ладоши или удары маракасами друг о друга)

Чок, чок, чок, чок,

Села белка на сучок,

Чок, чок, чок, чок,

Рыжий, маленький зверек.

Чо-ки, чок, чо-ки, чок,

Чок, чок, чок.

Лисички (Потирание ладошками друг о друга или игра на шейкерах)

Шу, шу, шу, шу,

Тихо хвостиком машу,

Шу, шу, шу, шу,

Как лисичка, пошуршу.

Шу-шу-шу, щу-шу-шу,

Шу, шу, шу.

Шу-шу-шу, щу-шу-шу,

Шу, шу, шу.

6. Ритмическая игра «Матрешки танцуют»

Задачи:

знакомить детей с длинными и короткими звуками, с ритмическим рисунком, с ритмослогами; учить воспроизводить ритмический рисунок.

(Эта игра, наверняка, используется музыкальными руководителями, однако, в данном материале предлагается авторская интерпретация её первоначального объяснения детям и проведения).

- У большой матрешки длинные шаги: топ, топ, топ, топ. (Педагог выстукивает большой деревянной матрешкой по столу (по полу) ритм в медленном темпе, дети повторяют хлопками, сопровождая хлопки ритмическими слогами)

- У маленькой матрешки шаги короткие: топа-топа-топа-топа. (Педагог выстукивает маленькой матрешкой по столу (по полу) ритм в быстром темпе, дети повторяют хлопками, сопровождая хлопки ритмическими слогами)

- А средняя матрешка умеет шагать и медленно, и быстро, и еще она очень любит плясать. Послушайте, как она пляшет и повторите. (Педагог выстукивает средней матрешкой по столу (по полу) ритмический рисунок, сопровождая его ритмическими слогами, дети повторяют, например: то-па, топ, топ, топ, то-па, топ)

Дети могут повторять заданный ритмический рисунок, простукивая его своими матрешками (Матрешки учатся танцевать, повторяют танец).

7. Музыкальная игра «Пугало»

Задачи:

учить создавать в движении сказочный музыкально-игровой образ; координировать пение с ритмическими движениями.

(Дети стоят в кругу, исполняют песенку)

- Пугалу наскучило целый день стоять, - Дети стоят, подняв локти на уровне плеч горизонтально, свободно покачивая предплечьями с кистями, направленными вниз.

Захотело Пугало с нами поиграть.

- Одежонка рваная, шляпа набекрень, - 8 ритмичных шагов вперед, сужая круг.

- И стоит, нахмурившись, целый, целый день. - 8 ритмичных шагов назад, расширяя круг.

- Пугало, не скучай, - 2 длинных, 3 коротких хлопка.

- Вместе с нами поиграй! - 2 длинных, 3 коротких хлопка.

Пугало стоит на месте, продолжая размахивать руками, как в начале игры, а дети под музыку легко бегают врассыпную, с окончанием музыки останавливаются, принимая позу Пугала - подняв локти на уровне плеч горизонтально, свободно покачивая предплечьями с кистями, направленными вниз. Водящий-Пугало выбирает другого ребенка на эту роль.

Музыкальный руководитель

МКДОУ д / с 60 «Солнышко»,

г. Новосибирск

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 21:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Щербинина (УИ 2237358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД