Ольга Щербинина
Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду. Примеры музыкально-ритмических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение, и в образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный.
Публикация «Развитие чувства ритма в игровой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду, Примеры музыкально-ритмических игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Поэтому ритмическое воспитание не может быть только слуховым, в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому развитие чувства ритма у детей с нарушениями речи особенно актуально и необходимо.
Таким образом, с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Развивая чувство ритма, мы способствуем развитию:
- слуховых и моторных способностей ребенка;
- музыкальных способностей, обогащению эмоционального мира ребенка.
Именно поэтому, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста – важнейшая задача педагога.
Музыкальный руководитель имеет возможность развивать чувство ритма у дошкольников на музыкальных занятиях, в различных видах музыкальной деятельности.
Наиболее эффективно и результативно чувство ритма у детей формируется и развивается в процессе игровой деятельности. Поэтому задания детям нужно преподносить в игровой форме.
В данном материале представлены игры на развитие чувства ритма, созданные используемые автором в процессе практической деятельности с детьми дошкольного возраста.
Цель автора – показать, что играть с ритмом возможно в самых различных видах музыкальной деятельности, на протяжении всего музыкального занятия, доставляя детям радость и удовольствие, и, одновременно – огромную пользу для их музыкального и общего развития.
1. Ритмическое приветствие (прощание) «Вот мы встали в круг»
Задачи:
организовать детей в начале (конце) занятия; создать атмосферу доброжелательности и единени; координировать пение с ритмическими движениями.
(Дети стоят в кругу, поют вместе с педагогом песенку-попевку, одновременно выполняя ритмические движения по тексту песни)
- Вот мы встали в круг, в круг, - 4 хлопка в ладоши.
- Каблучками – тук, тук. – Руки на поясе, поочередные перетопы ногами.
- Вправо-влево повернулись - Руки на поясе, 4 поворота с приседанием вправо/влево.
И друг другу улыбнулись,
- Вот и поздоровались. – Плавно раскрыть руки перед собой.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! (Звенит треугольником либо другим музыкальным инструментом, передавая ритмический рисунок фразы).
Дети: - Здравствуйте! (Прохлопывают в ладоши ритмический рисунок слова).
Вариант для прощания:
- Вот и попрощались.
Педагог: - До свидания, ребята!
Дети: - До свидания!
2. Музыкально-ритмическое упражнение «Разные шаги»
Задачи:
учить передавать в движении ритмическую пульсацию половинными, четвертными, восьмыми и шестнадцатыми длительностями: останавливаться по сигналу «Стоп!».
(Педагог играет на бубне или исполняет музыку на фортепиано, а дети двигаются, ритмично шагая на сильные доли. С окончанием звучания музыки останавливаются).
- Медведи – половинные:
Мишка в гости к нам идет – топ, топ, топ, топ,
Мишка пляшет и поет – топ, топ, топ, топ,
Стоп!
- Дети – четвертные:
Вышли дети погулять –
Раз-два-три-четыре-пять,
Стоп!
- Ежики – восьмые:
Ежики затопали,
Застучали по полу,
Стоп!
- Мышки – бег на носочках мелкими шагами:
Разбежались мышки,
Серые малышки,
Стоп!
Вариант игры: дети выполняют шаги руками по коленям:
- Медведи – кулаками вертикально;
- Дети – ладонями;
- Ежики – кулачками горизонтально;
- Мышки – пальчиками.
3. Комплексная игра (распевка, ритмическая игра) «Метелица»
Задачи:
учить различать медленный, средний и быстрый темп; координировать пение с ритмическими движениями.
«Метелица, метелица,
Снег по полю стелется.
Кто крутится, кто вертится,
Тот заметелится.
Стоп!»
1-й вариант – знакомство с игрой. Игра проводится сидя на стульях. Дети исполняют попевку трижды: в медленном темпе, быстрее, в быстром темпе. Пение сопровождают ритмичными шлепками по коленям поочередно правой и левой ладонью.
2-й вариант. Игра проводится в движении, в парах. Дети стоят парами врассыпную по залу, держа друг друга под руку «калачиком», кружатся, выполняя четкие, ритмичные шаги в медленном темпе, быстрее и в быстром темпе, одновременно исполняя попевку. Затем поворачиваются в парах в обратную сторону, вновь берут друг друга под руку и игра повторяется еще раз.
4. Распевка «Петя-петушок»
Задачи:
учить петь ритмично, выдерживая паузу, и напевно, долгим звуком; формировать правильное певческое дыхание; координировать пение с ритмическими движениями (звучащими жестами).
- Петя-петушок, - 5 поочередных шлепков ладонями по коленям.
Пауза - 1 хлопок перед собой.
- Красный гребешок. – Повторить те же движения.
Вдох - Плавно поднять руки – «крылья» через стороны вверх над головой.
- Ку-ка-ре-ку-у-у-у! - На длинном выдохе максимально долго пропевать слово, похлопывая себя по бедрам (по бокам) руками – «крыльями».
- Ку-ка-ре-ку-у-у-у! - Повторить те же действия.
Распевка повторяется несколько раз с повышением тональности – «Петушок поднимается по ступенькам все выше и выше».
5. Ритмическая игра «Дятлы-Белки-Лисички»
Задачи:
познакомить детей с длинными и короткими звуками, с ритмослогами; координировать пение с ритмическими движениями (звучащими жестами) или с игрой на шумовых музыкальных инструментах.
Дятлы (Удары кулачками друг о друга или клавесами)
Тук, тук, тук, тук,
Мы в лесу слыхали стук,
Тук, тук, тук, тук,
Это дятел сел на сук.
Ту-ки, тук, ту-ки, тук,
Тук, тук, тук.
Белки (Хлопки в ладоши или удары маракасами друг о друга)
Чок, чок, чок, чок,
Села белка на сучок,
Чок, чок, чок, чок,
Рыжий, маленький зверек.
Чо-ки, чок, чо-ки, чок,
Чок, чок, чок.
Лисички (Потирание ладошками друг о друга или игра на шейкерах)
Шу, шу, шу, шу,
Тихо хвостиком машу,
Шу, шу, шу, шу,
Как лисичка, пошуршу.
Шу-шу-шу, щу-шу-шу,
Шу, шу, шу.
Шу-шу-шу, щу-шу-шу,
Шу, шу, шу.
6. Ритмическая игра «Матрешки танцуют»
Задачи:
знакомить детей с длинными и короткими звуками, с ритмическим рисунком, с ритмослогами; учить воспроизводить ритмический рисунок.
(Эта игра, наверняка, используется музыкальными руководителями, однако, в данном материале предлагается авторская интерпретация её первоначального объяснения детям и проведения).
- У большой матрешки длинные шаги: топ, топ, топ, топ. (Педагог выстукивает большой деревянной матрешкой по столу (по полу) ритм в медленном темпе, дети повторяют хлопками, сопровождая хлопки ритмическими слогами)
- У маленькой матрешки шаги короткие: топа-топа-топа-топа. (Педагог выстукивает маленькой матрешкой по столу (по полу) ритм в быстром темпе, дети повторяют хлопками, сопровождая хлопки ритмическими слогами)
- А средняя матрешка умеет шагать и медленно, и быстро, и еще она очень любит плясать. Послушайте, как она пляшет и повторите. (Педагог выстукивает средней матрешкой по столу (по полу) ритмический рисунок, сопровождая его ритмическими слогами, дети повторяют, например: то-па, топ, топ, топ, то-па, топ)
Дети могут повторять заданный ритмический рисунок, простукивая его своими матрешками (Матрешки учатся танцевать, повторяют танец).
7. Музыкальная игра «Пугало»
Задачи:
учить создавать в движении сказочный музыкально-игровой образ; координировать пение с ритмическими движениями.
(Дети стоят в кругу, исполняют песенку)
- Пугалу наскучило целый день стоять, - Дети стоят, подняв локти на уровне плеч горизонтально, свободно покачивая предплечьями с кистями, направленными вниз.
Захотело Пугало с нами поиграть.
- Одежонка рваная, шляпа набекрень, - 8 ритмичных шагов вперед, сужая круг.
- И стоит, нахмурившись, целый, целый день. - 8 ритмичных шагов назад, расширяя круг.
- Пугало, не скучай, - 2 длинных, 3 коротких хлопка.
- Вместе с нами поиграй! - 2 длинных, 3 коротких хлопка.
Пугало стоит на месте, продолжая размахивать руками, как в начале игры, а дети под музыку легко бегают врассыпную, с окончанием музыки останавливаются, принимая позу Пугала - подняв локти на уровне плеч горизонтально, свободно покачивая предплечьями с кистями, направленными вниз. Водящий-Пугало выбирает другого ребенка на эту роль.
Музыкальный руководитель
МКДОУ д / с 60 «Солнышко»,
г. Новосибирск