МААМ-картинки

Развитие детей раннего возраста средствами фольклора

Ирина Рыбьякова
Развитие детей раннего возраста средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие детей раннего возраста

средствами фольклора

Исполнитель:

Рыбьякова Ирина Викторовна

воспитатель

МКОУ – Петропавловская СОШ д. с «Солнышко»

Венгеровский район Новосибирской области

2019

Содержание

Приложение 1. План работы с детьми по теме «Фольклор во всестороннем развитии детей раннего возраста» на 2018-2019гг.

Приложение 2. Картотека малых форм фольклора (частично)

Публикация «Развитие детей раннего возраста средствами фольклора» размещена в разделах

Приложение 3. Непосредственно-организованная деятельность с детьми раннего возраста

Приложение 4. Консультация для родителей «Фольклор в жизни детей раннего возраста»

Приложение 5. Анкета для родителей

Введение

«Мудрость предков – зеркало для потомков»

К. Д. Ушинский

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Работая с детьми раннего возраста более 5 лет, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Нет ни одного вида деятельности, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает деятельность более эмоциональной, развивает логическое и образное мышление. Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Формы подачи фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка.

В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со следующимипротиворечиями:

• Между возрастающим объемом информации, который необходимо донести детям согласно учебному плану и достаточно долгой и сложной адаптацией детей к детскому саду.

• Между желанием родителей к получению информации о жизни группы, совета по развитию ребенка и отсутствием таких возможностей в группе.

Выявленные противоречия приводят к возникновению следующих проблем:

• Трудная адаптация ребенка к детскому саду.

• Утрата самобытности русской речи.

• Слабая информированность родителей о жизни группы.

Одним из решений указанных проблем является использование фольклора для всестороннего развития детей раннего возраста. Этому и посвящен мой проект.

1. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. На все случаи жизни мы можем найти их и применить.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.

Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки.

Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов и привлекает внимание сюжет.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А. П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». Эти же вопросы — в центре внимания многих других исследователей (Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, О. С. Ушакова, А. Я. Шибицкая, др.).

Таким образом, исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста

Всестороннее развитие детей раннего возраста

средствами фольклора

Цель проекта: развитие различных способностей детей

средствами фольклора.

Задачи проекта:

1. Эмоциональное развитие.

2. Формирование положительного отношения к режимным моментам.

3. Формирование мелкой моторики рук.

4. Развитие двигательной активности.

5. Познавательно-речевое развитие.

6. Создание игровых взаимоотношений.

7. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Данный проект является краткосрочным и был реализован в учебном году в сроки:сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Целевые группы проекта:

1. Дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа, самостоятельная детская деятельность.

2. Педагоги: активная методическая работа.

3. Родители: оказание консультативной помощи.

В ходе разработки проекта в первую очередь я использовала следующую нормативную базу:

• Конвенцию о правах ребенка.

• Закон Российской Федерации «Об образовании».

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. № 666.

• Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. №1756-п.

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

• СанПиН 2.4.1.2660-10.

При разработке проекта я руководствовалась следующими принципами.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

2. Принцип познавательной активности.

3. Принцип наглядности.

4. Принцип поэтапности.

5. Принцип вариативности.

Этапы проекта:

1. Предпроектный этап (сентябрь 2018 г.)

• Анализ предметной среды группы.

• Изучение методической литературы по проблеме.

• Формулирование целей и задач проекта.

2. Проектный этап (октябрь 2018 г. - апрель 2019 г.)

Целевая группа - Дети:

• Организация диагностического исследования речи детей, физических и игровых навыков.

• Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.

• Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

• Организация игрового взаимодействия.

• Выставка книг с различными жанрами фольклора.

• Рассматривание иллюстраций.

• Инсценирование произведений фольклора.

Целевая группа - Педагоги:

• Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.

• Создание копилки малых фольклорных форм.

• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

• Выступление на методическом объединении.

• Выступление на педагогическом совете.

Целевая группа - Родители:

• Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

• Родительское собрание «Фольклор, как средство всестороннего развития детей раннего возраста».

• Выпуск буклетов для родителей «Хороводные игры», «Колыбельные песни», «Подвижные народные игры».

• Знакомство с новинками литературы по воспитанию детей.

• Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

3. Результативный этап (май 2019 г.)

1. Проведение сравнительного диагностического исследования уровня всестороннего развития детей группы.

2. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, разработка календарного и тематического планирования работы с детьми раннего возраста по ознакомлению с малыми формами фольклора.

В своей работе я выделила следующие направления:

• Организация предметной развивающей среды : подбор резиновых, мягких игрушек, настольных театров, детской художественной литературы (потешки, сказки, загадки).

• Сбор коллекции малых фольклорных форм.

• Подбор информационного материала для родителей.

• Использование фольклора в организованной образовательной деятельности.

• Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – этовзаимодействие с родителями:

• Анкетирование

• Собрания

• Создание развивающей среды

• Консультации

Анкетирование родителей позволило оценить их знания в области фольклора. В анкете меня интересовало, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Было опрошено двадцать родителей.

В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми раннего возраста малые формы фольклора. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну – две («Сорока – белобока…», «Ладушки»).

Таким образом, было установлено, что работа по использованию малых форм фольклора с детьми раннего возраста организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал. Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо. Лучшие образцы фольклора помогут родителям во всестороннем развитии их детей.

Помимо этого, с родителями были проведены собрания, посвященные роли фольклора в развитии детей раннего возраста.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, совместно с родителями создана в группе соответствующая развивающая среда.

Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Подобраны иллюстрации к серии потешек художника Юрия Алексеевича Васнецова.

В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».

Также в группе имеются дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой».

Все это помогает детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

В информационном уголке для родителей были систематически размещены консультации на темы: «Всесторонне развитие детей через фольклор», «Учимся говорить», «Потешки в жизни детей», «Домашний театр» и др.

Реализуя проект на практике, я использую фольклор с первого знакомства с детьми.

В период адаптации встречаю детей яркими игрушками, читаю потешки об игрушках, сопровождаю их движениями. Включаю магнитофон, где звучат детские песенки, такие как «Петушок», «Собачка Жучка». Играю с ребенком в пальчиковые игры, наделяя пальчики именами близких людей: «Этот пальчик – бабушка…». Также использую пальчиковый театр.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима детей. Для малышей очень важен игровой момент. Поход в гости к любимому герою или неожиданное появление интересного гостя сопровождаю текстом потешек: «Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки, и помчался, скок-скок-скок, белый маленький зверек…».

Непосредственно организованную деятельность по физическому развитию провожу по сюжетам русских народных сказок: «Репка», «Колобок» и др. Так как образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание.

Во время режимных моментов, например в умывальной комнате, где ребенок моется, причесывается, я читаю потешку: «Водичка, водичка…». Потешки находятся в карманах у Кота-Мурзика.

А к обеду детей приглашает Зайка-Зазнайка. В лапе он держит потешки, которые я читаю при кормлении: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад. Все садились за обед, все съедали сто котлет…».

В спальной комнате детей встречает кукла Соня, у нее в сумочке потешки и колыбельные песенки, которыми успокаиваю детей и помогаю им быстро заснуть («Баю, баю, байки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять.»). Перед сном пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос.

Малые формы фольклора я использую в разных видах деятельности.

На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой: «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

На конструировании строим теремок и приговариваем: «Курочка в сапожках избушку метет».

На прогулке провожу наблюдения за явлениями неживой и живой природы через потешки: «Солнышко-ведрышко…», «Дождик, дождик, веселей…», «Улитка, улитка, покажи свои рога…», «Божья коровка, черная головка…» и др.

Кроме того, на прогулке использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Гуси-гуси» и др. Ведь подвижная игра – это источник радости, одной из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулирует детскую фантазию, способствует формированию двигательных и речевых навыков и, в конечном счете, становлению личности ребенка.

Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, мы укладываем игрушки спать, поем им колыбельные песни, рассказываем потешки: «Баю, баю, баюшок, в огороде петушок. Песни громко поет, Ване спать не дает…». Во время кормления куклы приговариваю «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму».

Также в работе с детьми использую русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Эти сказки интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Таким образом, я знакомлю детей с животными, которых они видели только на картинке. У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках.

Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью.

В группе, которою я приняла в 2012 году, было выявлено:

Легкая адаптация - 30% (средняя 50%, тяжелая-20%).

70% детей имеют различные речевые нарушения.

30% слабо говорящих детей.

У 60% детей повышен уровень тревожности и слабо выражен интерес к общению со сверстниками.

У 40 % детей снижен интерес к игре.

70 % детей имеют недостаточно развитую мелкую моторику.

По итогам учебного года были обнаружены ожидаемые результаты проекта:

1. Легкая адаптация детей.

2. Формирование положительного отношения детей к режимным моментам.

3. Рост количества детей с высоким уровнем познавательно-речевого и физического развития.

4. Обогащение словаря детей новыми словами, выражениями.

5. Развитие мелкой моторики рук у детей.

6. Проявление первоначального интереса детей к фольклору.

7. Повышение интереса у детей к игровой деятельности.

8. Формирование у родителей понимания необходимости использования малых форм фольклора, которые оказывают значительное влияние на всестороннее развитие детей раннего возраста.

9. Повышение общего культурного уровня родителей.

Заключение

Результаты проекта показывают, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие). А также дети намного легче усваивают навыки речи, самообслуживания и гигиены. Таким образом, итогом моей работы является всестороннее развитие детей раннего возраста.

Представленный проект имеет теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении материала в рамках проектной темы. А также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет важное значение для развития детей раннего возраста. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, как для воспитателей, так и для родителей по всестороннему развитию детей раннего возраста средствами фольклора.

Список используемой литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.

2. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23.

3. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М. : Оникс, 2007. – 11 с.

4. Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб. : Печатный двор: Детгиз, 2008. – 124 с.

5. Даль В. И. Старик-годовик / В. И. Даль; худож. Ю. Устинова. – М. : Эксмо, 2006. – 132 с.

6. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115

7. Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. Малыш в мире природы. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2005. – 88 с.

8. Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2008. – 144 с.

9. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

10. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет: метод. Рекомендации для воспитателей / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова, Т. Н. Доронова и др. ; науч. Ред. Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.

11. Стихи и песенки Матушки Гусыни: стихи / пер. с англ. И. Родина; худож. Н. Богуславская. – М. : Эксмо, 2006. – 118 с.

12. Считалки, потешки, загадки, заклички / худож. Н. Кудрявцева. – М. : Дрофа-плюс, 2006. – 62 с.

13. Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа. Методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2012. – 304 с.

Публикации по теме:

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров Актуальность Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна.

Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста средствами элементов народного фольклора Формирование начальных ключевых компетенций детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора. Компетенция.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

План работы по самообразованию: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (калмыцкого и русского) Тема самообразования: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (русского калмыцкого). Цель: повышение своего.

Презентация «Музыкальное развитие воспитанников средствами русского фольклора» В современном российском обществе в последние десятилетия наблюдалась тенденция «декоративного» отношения к русскому устному и музыкальному.

Развитие личности дошкольника средствами художественной литературы и фольклора Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами пальчиковых игр «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком различных видов.

Развитие речи детей раннего возраста средствами дидактического пособия «Весёлые дорожки» Развитие речи детей раннего возраста средствами дидактического пособия «Весёлые дорожки»[/b]Подготовила :Романова Галина Александровна.

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра Ульяновск 2017 Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального.

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детей раннего возраста средствами фольклора
Опубликовано: 15 марта 2019 в 07:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детей раннего возраста средствами фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рыбьякова (УИ 1868666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД