Басалаева Елена Анатольевна
Развитие диалогической речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие мышления; возникает и развивается лишь в процессе общения. Слово «диалог» — одно из многих иностранных слов, которое в настоящее время широко употребляется в русском языке. Оно происходит от греческого слова dialogas и означает «разговор», «беседа». Бесспорно, что диалог — форма социального взаимодействия, и чтобы дошкольник мог принять участие в диалоге, он должен овладеть некоторыми умениями:
Публикация «Развитие диалогической речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Собственно речевые умения (знать когда, как и с кем вступать в общение; как продолжать и завершать разговор).
2. Умения речевого этикета (дошкольник постепенно учится приветствовать, прощаться, приглашать, просить, поздравлять, благодарить отказывать и т. д., так происходит овладение речевыми штампами, некоторыми шаблонными оборотами речи).
3. Невербальные умения (ребенок учится правильно и уместно использовать жесты, мимику, позы).
Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность.
Педагог должен обладать особыми умениями и навыками в организации театрализованной деятельности. Чтобы научить ребенка выражать чувства и эмоции персонажа, педагог должен уметь выразительно читать, так как интонация воспитателя — это образец для подражания. Педагог должен уметь перевоплощаться, т. е. обладать артистическими качествами. Должен уметь организовывать, руководить, т. е. обладать режиссерскими навыками; создавать атрибуты, элементы костюмов, масок, декораций, которые могут помочь дошкольникам прочувствовать героев, обстановку, создаваемую в спектакле. Педагог должен приобщать детей к театральной культуре : познакомить с театром, его устройством, его видами, чтобы сформировать интерес к театральному искусству.
Итак, театрализованную деятельность можно отнести к средствам развития диалогической речи, поскольку посредствам ее у детей происходит формирование умения пользоваться различными видами реплик: учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на него в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению. Формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.).
Одной из форм обучения диалогу младших дошкольников (3-4 лет) является метод игры-инсценировки и игры – драматизации. Т. к. именно театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы, использована в непосредственно-образовательной деятельности, праздниках и развлечениях. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя развитие выразительности речи, развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность театрализованной деятельности в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Игры - инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений
Игры - инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Таким образом, с помощью театрализованной деятельности ребенок высказывает свои мысли, свое отношение к увиденному, к прочитанному; дошкольник сообщает о своих впечатлениях, делится чувствами, что способствует развитию речевых возможностей. Любое литературное и фольклорное произведение является образцом диалогического взаимодействия. Заучивание литературных диалогов, инсценировка стихов, потешек по ролям обогащают речь дошкольников формами диалогических реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется представление об участниках (адресантах и адресатах) диалога.
Библиографический список:
1. Акулова О. А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.- №4. - С. 36-46.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. : кн. для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1991-127 с. ,ил.
4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя / А. К. Бондаренко, А. И Матусик. - М. : Просвещение, 2003. - 192 с.
5. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозайка – Синтез, 2016. - 368с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, 2009. - 352с.
7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детских садов. - М. : Просвещение, 2002. - 280 с.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования,