Лучший педагог года

Развитие диалогической речи у дошкольников

Иванова Анастасия Сергеевна
Развитие диалогической речи у дошкольников

(1 слайд) - заставка

(2 слайд) Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками.

Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Она выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

В последнее время наметилась тенденция ухудшения речевого общения между людьми и в частности между детьми. Дети уклоняются, а некоторые и совсем не умеют вести диалог, договариваться между собой.

Публикация «Развитие диалогической речи у дошкольников» размещена в разделах

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики).

(3 слайд) С третьего года жизни у ребенка отмечается тесная связь между развитием речи и его самостоятельной игрой. С этого возраста ведущим видом деятельности является игровая деятельность, стимулирующая развитие речи и всех психических процессов ребенка. На данном этапе речевого общения возникает ситуативная форма общения, носящая диалогический характер, представляющая собой вопросы взрослого к ребенку (ребенка к взрослому) и ответы на них

(4 слайд) Дети в возрасте 4 лет еще не владеют распространенными речевыми клише, но уже способны вычленять из речи взрослых необходимые речевые штампы и поддерживать беседу в пределах одного микродиалога, быстро переключаться на другие темы

(5 слайд) К 5 годам дети также продолжают испытывать трудности в поддержании беседы, но они уже способны переносить речевые штампы в типичные ситуации, задавать серию вопросов, часто не соблюдая логической последовательности в построении предложений. Реплики-реакции в диалогической речи у детей становятся расширенными, побуждающими к продолжению беседы.

(6 слайд) Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста проходит более динамично: наблюдаются разговоры более рассудительные, чаще всего познавательного характера. В этот период дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, часто сталкиваюсь с проблемой развития диалогической речи у детей. У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими.

(7 слайд) Можно выделить несколько групп диалогических умений :

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; переспрашивать; излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно)

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

(слайд 8) Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но в свободном общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени его пребывания в детском саду, а возвращаясь домой, он продолжает диалог со своими домашними.

Обучение детей диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.

(слайд 9/1 щелчок) Основной метод формирования диалогической речи – метод разговора (беседы) воспитателя с детьми, (как в повседневной жизни, так и на занятиях). Он состоит в том, что педагог спрашивает, а ребенок отвечает. Следовательно, оба они говорят, своим вопросом педагог побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания, зависят от возрастных особенностей детей и педагог использует все моменты жизни детского сада для данного способа общения.

Разговоры с детьми могут быть (по любому поводу, в разное время) коллективными (лучшее время – прогулка) и индивидуальными (лучше подходят утренние и вечерние часы).

(слайд 9/2 щелчок) Разговоры (беседы) могут быть преднамеренными (специально организованными, которые планируются воспитателем заранее, и (слайд 9/3 щелчок) непреднамеренными (неподготовленными) – возникающие в свободном речевом общении, как по инициативе детей, так и по инициативе самого воспитателя во время прогулок, игр, режимных процессов.

В свободном речевом общении данный метод чаще всего реализуется как метод неподготовленного диалога через такие приемы,

(слайд 9/4 щелчок) как наблюдение за реальными объектами (к примеру, во время сюжетной игры, прием опоры на словесное представление (в различных режимных моментах и играх, прием опоры на наглядные иллюстрации. В своей речи воспитатель также использует различные общие приемы, такие как пояснения, указания, объяснения и др.

Также для формирования диалогической речи в повседневной жизни используется приём

(слайд 9/5 щелчок) словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у него передать что-либо другому ребенку и т. д. Изначально к таким поручениям привлекают самых общительных детей и дают образец словесной просьбы, а постепенно привлекают и менее активных ребят, а по мере накопления опыта общения надобность в образце отпадает и ребенок сам выбирает подходящую формулу.

Кроме того целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных (слайд 9/6 щелчок) речевых ситуациях, направленных на формирование навыков составления диалога (развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения и т. п.) Например, воспитатель может сказать: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это делать» (младшие дошкольники, или предложить старшим дошкольникам выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то, расспросив предварительно партнера.

Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

(слайд 10/1 щелчок) Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении — она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

(слайд 10/2 щелчок) В практике детских садов пользуются следующими приемами театрализации:

(слайд 10/3 щелчок) 1) инсценировка-игра (это может быть дословный пересказ детьми в лицах (по ролям) художественного произведения, которое им читал воспитатель, либо свободный пересказ текста детьми в виде сюжетно-ролевой игры детей);

(слайд 10/4 щелчок) 2) театрализованное представление (в нем участвуют дети в театральных костюмах, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью — развлечь своих товарищей-слушателей);

(слайд 10/5 щелчок) 3) кукольный театр (это различные виды сюжетной «режиссерской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек, петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук, вырезные картинки и т. д.).

Не менее важно применять метод имитации при обучении речи детей в процессе выполнения каких-либо бытовых действий или практически любой игры, когда воспитатель вызывает ребенка на диалог и тренирует его в употребление связной диалогической речи, и воспитатель при этом не должен имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).

(слайд 11) Как и в повседневной жизни, эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

(слайд 11/1 щелчок) Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

(слайд 11/2 щелчок) Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших группах – игры с образными игрушками, когда воспитатель разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений. Очень часто задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие) : «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».

(слайд 11/3 щелчок) Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

(слайд 11/4 щелчок) Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

(слайд 11/5 щелчок) Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога.

Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым: он научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общение со сверстниками – область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

(слайд 12) Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Автор публикации:
Развитие диалогической речи у дошкольников
Опубликовано: 27 марта 2023 в 17:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД