Анастасия Олеговна Кондратюк
Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе игр-драматизаций
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение диалогической речью является необходимым условием полноценного и всестороннего развития ребенка. Изучению данной проблемы посвящены исследования М. М. Алексеевой, Л. Ф. Артеменковой, А. Г. Арушановой, И. С. Назметдиновой, А. А. Соколовой, Н. К. Усольцевой, А. В. Чулковой, В. И. Яшиной и др. Исследования Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Л. Б. Халиловой указывают на то, что диалогическая речь дошкольников с недоразвитием речи имеет свои особенности, связанные с речевым нарушением, и изучена недостаточно.
Публикация «Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе игр-драматизаций» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой одну из актуальных проблем и относится к числу важнейших задач, реализация которых необходима для осуществления успешной социальной адаптации и подготовки данной категории детей к школьному обучению.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе детского сада комбинированного вида №7 г. Сергиев-Посад, в котором принимало участие 12 дошкольников с общим недоразвитием речи. Методика констатирующего эксперимента базировалась на заданиях, представленных в работах Алексеевой М. М., Яшиной В. И, Лалаевой Р. И., которые были модифицированы с учетом речевых возможностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методика констатирующего эксперимента состояла из двух этапов. На первом этапе проводилось наблюдение за общением дошкольников в условиях ДОУ в процессе всех режимных моментов. На втором этапе проводились индивидуальные беседы с детьми; давались задания по сюжетной картинке, с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ сказки по ролям; использовались речевые ситуации. Выполнение заданий оценивалось по балльной системе.
В процессе наблюдения за общением детей с общим недоразвитием речи удалось выяснить, что большинство из них легко вступают в контакт друг с другом и с воспитателем (83%, но в тоже время есть дети (17%, имеющие трудности в общении, более замкнутые и застенчивые.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдались трудности ведения диалога, которые наиболее ярко выражались в обыгрывании речевой ситуации. Их диалоги были достаточно короткими, состояли в основном из слов, простых фраз, нераспространенных предложений, некоторые дети отвечали молчанием на реплику собеседника.
В процессе беседы большинство дошкольников с общим недоразвитием речи (83%) внимательно слушали вопросы, но были скованы, не пытались продолжить общение, а только отвечали на конкретно поставленные вопросы, в некоторых случаях дети отвечали жестами. Некоторые из них (33%) не использовали слов приветствия, прощания – элементарных признаков речевого этикета, многие не отвечали даже на соответствующие реплики экспериментатора.
Вопросы детей, составленные по сюжетной картинке, были достаточно примитивными и однообразными. В речи дошкольников преобладают вопросы репродуктивного, реже поискового характера, проблемные вопросы задаются редко. Наблюдались грамматические ошибки, нарушения связности высказываний, словарь детей достаточно беден. Речь тихая, маловыразительная, часто с замедленным темпом.
Основным средством развития диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе экспериментального обучения было использование игр-драматизаций. Выбор данного метода в качестве ведущего обусловлен тем, что в процессе игровой ситуации дети чувствуют себя более свободно,раскованно, приобретая коммуникативный опыт, который потом смогут использовать в реальных ситуациях. В таких играх дети разыгрывают готовые тексты. Нами были отобраны произведения детской литературы, которые отличаются четкой последовательностью событий и действий, насыщенной глагольной лексикой, художественной выразительностью языка, простотой построения фраз, а содержание имеет воспитательную направленность, например, сказки «Колобок», «Кто сказал мяу?», «Теремок».
Работа над формированием диалогической речи проводилась поэтапно.
1. Подготовительный этап.
На данном этапе происходит знакомство с литературным произведением. Рассказ логопеда сопровождается показом иллюстраций. Затем происходит коллективное обсуждение, дети задают вопросы, выделяют главных героев и их характерные особенности, уточняются значения незнакомых слов. На данном этапе проводятся следующие упражнения:
- изображение каждого из персонажей, его движений и интонации. Перед этим экспериментатор берет на себя роль каждого из героев и выступает в качестве образца, затем ребенку предлагалось показать характерные движения и реплику какого-либо персонажа, остальные угадывали его;
- повторение заданных реплик с различной интонацией. Сначала хоровое повторение, затем индивидуальное проговаривание с помощью экспериментатора и самостоятельно.
2. Основной этап.
На данном этапе проводится собственно драматизация, пересказ литературного произведения по ролям.
Важно отметить роль воспитателя в проведенной работе, которая заключалась в предварительном знакомстве детей с литературным произведением.
Также необходимо выделить вклад родителей в подготовку к играм-драматизациям. Они помогали детям разучить роль, принимали участие в изготовлении необходимых атрибутов.
Таким образом, прослеживалась тесная связь работы логопеда, детей, воспитателя и родителей, благодаря которой осуществлялось развитие диалогической речи дошкольников логопедической группы
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что использование игр-драматизаций в процессе коррекционной работы способствует значительному повышению уровня диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.