Лучший педагог года

Развитие двигательно-координационных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Блюмберг
Развитие двигательно-координационных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Происходящие изменения в обществе и принятый Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования выдвинули новые требования.

Сегодня дошкольная образовательная организация призвана государством, кроме всего прочего, для создания условий для обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, благоприятных условий для развития воспитанников, учитывая особенности каждого ребенка, и обеспечить уважение к личности ребенка.

Публикация «Развитие двигательно-координационных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

У детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, что приводит к торможению мыслительных процессов, снижению концентрации внимания, выносливости, проблемы с речевым развитием. Среди множества нарушений в развитии двигательной сферы у детей с ОВЗ типичным является нарушение координационных способностей : точности, темпа и ритма движений, их согласованности, сохранению устойчивого равновесия, способности к определению и изменению положения тела в пространстве.

Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения [7].

Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т. д. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот [6].

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ нами используются следующие кинезиологические упражнения:

- С целью нормализации тонуса мышц - различные растяжки («Снеговик», «Дерево», «Сорви яблоко»).

- При выполнении перекрестных телесных упражнений («Нос – ухо», «Ладошки», «Прямая и перекрестная маршировка» и др.) у воспитанников снимаются непроизвольные, неконтролируемые движения и мышечные зажимы, развивается межполушарное взаимодействие, активизируются мыслительные процессы, улучшается работа нервной системы.

- Дыхательные упражнения («Свеча», «Ныряльщик», «Надуй шарик» и др.) улучшают активность мозга, нормализуют ритм сердца, развивают самоконтроль и произвольность.

- Упражнения на релаксацию («Дирижер», «Путешествие на облаке») способствуют расслаблению всего организма и снятию мышечного напряжения.

На занятиях по физической культуре воспитанники выполняют упражнения, которые направлены на координацию между верхними и нижними конечностями, головой и глазами. Это перекрестные движения, выполняемые поочередно ногой и рукой, а затем одновременно и ногой, и рукой.

Данная гимнастика решает целый ряд задач: улучшает мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности, уменьшает утомляемость, увеличивает продуктивную работоспособность.

Кинезиологические упражнения или игры мы включаем в любую часть физкультурного занятия, например:

- в подготовительной части, во время ходьбы, предлагаем пройти на носках, одна рука в сторону, другая вверх, затем на пятках, одна рука на плече, другая за спиной, используем «Прямую» и «Перекрестную» маршировки;

- в основной части занятия, перед выполнением общеразвивающих упражнений включаем упражнения для развития мелкой моторики («Колечки», «Лягушка», затем дыхательные упражнения («Свеча», «Надуй шарик»);

- в заключительной части занятия применяем релаксации («Дирижер», «Путешествие на облаке»). Продолжительность и сложность заданий зависит от возможностей и возраста воспитанников и может составлять от 5 до 15 минут в день.

Комплекс кинезиологических упражнений с воспитанниками выполняем ежедневно, предлагаем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук, последовательно сменяющих друг друга, который воспитанники выполняют сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно по памяти. Все упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе, при затруднениях предлагаем ребенку помогать себе словесными командами («гусь-курица-петух», произносимыми вслух или про себя. После того, как упражнение освоено, можно усложнить задание, увеличить темп выполнения и объем упражнений. Коррекционные занятия проводим в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, отводя на каждое упражнение по 1-2 минуты.

Для сохранения интереса воспитанников комбинируем и меняем местами кинезиологические упражнения, включая в одно занятие 5-6 качественно выполненных заданий, каждое упражнение повторяем 6-8 раз.

В работе с воспитанниками с ОВЗ отмечаем более длительное запоминание расположения в зале зрительных ориентиров, немного замедленную реакцию на звуковые сигналы, трудности в выполнении задании по словесно инструкции. Исходя из этого, используем большее количество повторений при показе упражнений, сложные для выполнения задания адаптируем в соответствии с возможностями воспитанников, увеличиваем продолжительность показа, а также используем схематичный показ упражнений и неоднократное детальное объяснение.

Итак, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие занятия позволяют улучшить эмоциональное состояние, сделать воспитанников более стрессоустойчивыми и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а в дальнейшем и в учебной деятельности.

Эффективным средством коррекции двигательно-координационных способностей детей с ОВЗ также является нетрадиционное оборудование – лестница координации и скорости.

Работа на лестнице координации, наряду с формированием двигательно-координационных способностей, позволяет: развить зрительно-моторную координацию, согласованность, ритмичность и точность движений; укрепить опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развить пространственную ориентировку и равновесие, физические качества быстроту, ловкость, силу, выносливость.

Перед выполнением упражнений на лестнице координации и скорости необходимо выполнить разминку. Выполняя упражнения, соблюдаем дистанцию, учим детей «правилу трех окошек», т. е. не начинаем выполнять упражнения пока три клетки не будут свободны. Начинаем с медленных и контролируемых движений, обращая особое внимание на технику выполнения упражнений, в дальнейшем постепенно переходим к более быстрым движениям, наращивая темп, дозировку и координационную сложность, добавляя движения рук и спортивный инвентарь.

Освоения нового упражнения на лестнице координации и скорости проходит в три этапа. На первом этапе мы разучиваем упражнения и поясняем все его элементы, на данном этапе особое внимание уделяется не скорости, а качеству выполнения упражнений. На втором этапе совершенствуем технику, постепенно усложняем и наращиваем темп выполнения упражнения. На третьем этапе знакомые движения используем в самостоятельной и совместной двигательной деятельности.

Главным критерием при отборе игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ является: эмоциональность, доступность, простота движений, а так же интерес и собственное положительное отношение воспитанников к игре.

С целью развития двигательно-координационных способностей используем различные подвижные игры: для коррекции движений, главная задача которых добиться точного, правильного выполнения различных положений рук, ног, сохранения вертикальной позы и осанки («Регулировщик», «Зеркало», «Сделай как я»); для развития ориентировки в пространстве («Пустое место», «Что слева, справа?», «Найди свой кубик»); для точного выполнения игры с перемещениями в различном темпе («Огни светофора», «Кто скорее до флажка» и др.).

Индивидуальная, дифференцированная коррекционная работа с детьми с ОВЗ позволяет каждому воспитаннику гармонично развиваться в двигательной и эмоционально-волевой сфере.

Опыт работы нашей образовательной организации показывает, что при систематической работе и в результате применения комплексного подхода с активным использованием различных современных технологий у наших воспитанников с ОВЗ отмечается стойкая положительная динамика, которую отмечают родители и педагоги.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Кравчук Т. А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни [Текст]. : Автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 1996.

2. Назаренко Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. - М. : Теория и практика физической культуры», 2001.

3. Лях В. И. Координационные способности : диагностика и развитие. - М. : ТВТ Дивизион, 2006.

4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2008.

5. Токаева Т. Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2016.

6. Шереметева Г. Б. Кинезиология. Целебное прикосновение – М. : Амрита-Русь,2009.

7. Стальская Е. И., Корнеева Ю. С., Ромицына Е. Г. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками. – Архангельск: Издательский дом «Северная Двина», 2009.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательно-координационных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 1 марта 2024 в 14:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД