Папки-передвижки

Развитие физиологического и речевого дыхания

Лаура Наметова
Развитие физиологического и речевого дыхания

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.

У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание, а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).

Публикация «Развитие физиологического и речевого дыхания» размещена в разделах

В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают:

- объем и глубина дыхания,

- сила и выносливость дыхательных мышц,

- координация и ритм общих и дыхательных движений.

В начале обучения логопед является ведущим при проговаривании текста, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания. Комплекс упражнений по развитию физиологического дыхания. Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием. Формирование диафрагмального дыхания

1. Упражнение «Животик»

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.

2. Упражнение «Солдатик»В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 От трех до семи раз подряд. Возможные варианты изображаемых действий:

• надувание и выпускание воздуха из шаров;

• разжигание, а затем раздувание костра;

• сбор на лугу одуванчиков, а затем дутье на них;

• игра в снежинки, а потом согревание замерзших рук (со звуком Х)

• сдувание корабликов

• ветряные мельницы, вертушки, бабочки.

3. Упражнение. «Надуй шарик»

Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем.

Шарик лопнул — выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.

4. Упражнение. «Часики»Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку — вдох. Вернуться в исходное положение — полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.

Тик-так, тик- так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

5. Упражнение «Щука»Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах. Вдох — легко надавливаем руками на ребра, в конце вдоха — руки в стороны. Выдох — надавливаем руками на ребра.

Щука в омуте жила,

Щеткой воду мела.

Щи готовила гостям,

Угощение лещам.

6. Упражнение «Наклоны»Стоять, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед — вверх — глубокий вдох (надуть живот).

Опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).Долго дятел дуб долбит. (Руки вперед —вверх) Клювом дятел дуб долбит. (Руки вниз —назад.)Тук, тук, тук, тук, (Руки вперед — вверх) Пауков найдет он тут. (Руки вниз — назад)

7. Упражнение «Шагают ножки»Во время ходьбы на месте руки поднимаем вверх — вдох, опускаем руки — выдох.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки,

По пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам.

В ямку — бух! (Присесть)

Динамические дыхательные упражнения

1. Упражнение «Ныряльщики»

Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» — присесть.

Встать («вынырнуть») — выдох.

2. Упражнение «Насос»

накачивание насосом колеса (со звуком С);

3. Упражнение «Электричка»

поездка в электричке с показом открывания и закрывания автоматических дверей (со звуком Ш)

4. Упражнение «Пилка дров»

дети становятся парами, берутся за руки и имитируют соответствующие движения: руки на себя - вдох, руки от себя – выдох.

5. Упражнение «Рубка дров»

дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняются вперед – выдох. Дифференциация ротового и носового выдохов

В результате выполнения упражнений на дифференциацию ротового и носового выдохов ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на этом этапе рекомендуется выполнять три комплекса упражнений.

Первый комплекс направлен на формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков ([ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], й], х).

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха

1. Упражнение «Вдох-выдох»

• Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

• Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.

• Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м).

• Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).

• Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыт) сначала без голоса, затем с голосом (а___).

• Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (ф___).

• Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

• Вдох через нос, выдох — высунуть широкий язык, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

2. Упражнение. «Ветер дует»И. п. - стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко, (Руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

Я подую низко, (Руки вытянуты перед собой, наклон вперед и подуть)

Я подую далеко, (Руки вытянуты перед собой, подуть)

Я подую близко. (Ладони поднести к губам и подуть на них)

Развитие силы диафрагмального выдоха.

1. Упражнение. «Деревце качается»Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста. Ветер дует нам в лицо,

(Выдох через рот, воздушная струя сильная, машем кистями рук на лицо).

Закачалось деревцо. (Наклоны туловища вправо, влево)

Ветер тише, тише, тише, (Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)

Деревцо все выше, выше. (Потянуться, руки вверх).

2. Упражнение. «Снежинки»Стоя, держать на ладонях кусочки ваты. Произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

3. Упражнение. «Повороты»Стоя, держать руки на поясе. Повороты туловища в стороны, влево поворот — вдох, вправо — выдох.

Боком —боком,

боком — боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

4. Упражнение. «Перекаты»И. п. - стоя, держать руки на поясе. Подниматься на носки — вдох, опускаться на пятки — выдох («перекатываться»). Корпус держать прямо.

Ты носочки поднимай,

Ты носочки опускай.

Чики-чики-чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка — на дудочке,

Петушок — на будочке,

Зайчик — на тачке,

Мальчик — на собачке.

5. Упражнение. «Стирка»И. п. - стоя, опустить руки вдоль туловища. Поднять руки вверх — вдох. Наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями — выдох.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю,

С ручек воду отряхаю.

6. Упражнение «Ищем землянику»

И. п. - руки на поясе. Ноги на ширине плеч.

Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальчиками пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе — выдох.

Выпрямиться — вдох. Наклоняясь, правой рукой коснуться пальчиками пальцев левой ноги, левая рука остается на поясе — выдох.

Мы шли, шли, шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять

Ищем ягодку опять.

7. Упражнение. «Зайка скачет»

Стоя, держать руки на поясе.

Делать прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.

Прыг-скок, прыг-скок,

Зайки скачут, скок-поскок,

На зелененький лужок.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-зайчонок под кусток.

8. Упражнение. «Зарядка»Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное. Все выходят на зарядку, (Ходьба на месте.)

Дружно делают зарядку.

Влево-вправо! Влево-вправо! (Наклоны.)

Получается на славу! (Присесть.)

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть! (Потрясти руками.)

Теперь можно отдохнуть. (Встряхнуть ступни ног.)

Раз — два! Раз — два! (Наклоны туловища.)

Замелькали пятки, (Бег на месте.)

Как чудесно босиком (Бег на носках.)

Бегать на зарядке! (Бег на пятках.)

Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки. (Соответствующие движения.)

Вдохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!

Теперь можно отдохнуть.

После того как отработаны упражнения первого комплекса, необходимо последовательно переходить к следующему комплексу.

Второй комплекс предназначен для формирования форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков ([п], [б], [т], [д], [к], [г]).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха

1. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.

2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф).

3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

4. Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).

5. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м).

6. Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

7. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у).

Третий комплекс направлен на формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикативных звуков ([ц], [ч]) и групп согласных звуков разного способа образования ([тс], [пл], [вр], тр, др и т. д.)

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдох

1. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф).

2. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У___у! у).

3. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! У! У___).

4. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдохнуть через нос с усилением в конце с голосом (м м! м).

5. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м).

6. Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот с усилением в конце (с ___с! с).

7. Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с).

8. Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с усилением в конце (ш___ш! ш).

9. Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш).

Главной особенностью работы над дыханием в этот период является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

Публикации по теме:

Игра на развитие речевого дыхания «Воздушный лабиринт»Игра на развитие речевого дыхания «Воздушный лабиринт» Цели игры:. 1. Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм; 2. выработать плавный, экономный выдох; 3. Активизировать работу мышц губ.

Игры для развития физиологического и речевого дыхания у детей раннего возраста Игры для развития физиологического и речевого дыхания 1. «Ветерок». Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных.

Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание помогает детям не только четко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного.

Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи МОУ «Средняя школа №44» г. Ярославль Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной.

Картотека по укреплению физиологического дыхания у детей «Дыхательная гимнастика» Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот.

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания» Консультация для родителей Развитие речевого дыхания. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шебекино» учитель-логопед Абрамова.

Развитие физиологического, речевого дыхания, развитие голоса Дыхательный аппарат Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер.

Развитие речевого дыхания у дошкольников ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно.

Развитие слухового восприятия. Развитие речевого дыхания. Вам следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать.

Советы логопеда «Развитие речевого дыхания» Уважаемые родители! Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Правильное речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие физиологического и речевого дыхания
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 14:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД