Светлана Митяева
Консультация «Развитие фонематических процессов»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Этап: узнавание неречевых звуков
Упражнение 1. «Закрой глаза» Предложить детям послушать звуки за окном (шум деревьев, свист ветра, шум проезжающих машин, сигналы различных автомобилей, смех детей, различные крики и т. д.) и описать то, что они слышат. Разнообразить игру можно, предложив детям определить, какая именно машина проехала по улице, и в какую сторону.
Публикация «Консультация „Развитие фонематических процессов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Упражнение 2. «Что звучало, кто звучал?» Предложить детям прислушаться в тишине к различным звукам (скрип стула при покачивании; шаги человека; шорох тетрадей при перекладывании; шум ручек в пенале; шум мела при работе на доске и др.). После чего дети должны рассказать какие звуки были услышаны и какими предметами они издавались.
Упражнение 3. «Прятки» Выбрать ведущего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, спятать какую-нибудь игрушку (в шкаф или за спину одного из детей). Ребенок должен её найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, удары становятся громче, если удаляется - тише.
Эту игру полезно повторять на многих занятиях, при этом варьировать звуки, на-правляющие поиски ребёнка, ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т. п. Нужно стремиться к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно: от громких к звукам средней силы и тихим.
Упражнение 4. «У кого колокольчик?» Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенит колокольчик.
Упражнение 5. «Большой и маленький» Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и маленький - тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой заяц сейчас играл.
Эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, мишками, обезьянами и т. д.
Упражнение 6. «Угадай, что это?» Логопед демонстрирует детям, какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если её мять; толстая бумага, если её разрывать; ступ, если им двигать, и т. д. Затем эти же действия и в другой последовательности и за ширмой. Дети должны подробно рассказать о том, что слышат.
Упражнение 7. «Магазин» В коробочки из одинакового материала (пластмассовые, стеклянные, металлические) помещаются различные сыпучие продукты: манная и рисовая крупа, сахарный песок, горох, фасоль. Логопед предлагает детям послушать и запомнить звучание каждого предмета, находящегося в коробке. Затем закрывает коробки ширмой и за ней встряхивает их, предлагая детям отгадать какой предмет находится в коробке.
Постепенно количество коробочек может увеличиваться.
Упражнение 8. «Музыкальные игрушки» Логопед предлагает детям прослушать звуки различных музыкальных инструментов или звучащих игрушек: бубна, погремушки, пианино, губной гармошки, дудочки, аккордеона, трещоток и др., находящихся за ширмой, и отгадать, что прозвучало?
Игру можно усложнить, предложив отгадавшим детям, повторить определённый ритмический рисунок по заданию логопеда или другого ребёнка.
Упражнение 9 «Где шарик гулял?» Можно взять деревянную коробочку, пластмассовую, картонную, металлическую, стеклянную.
Кинуть шарик в одну коробочку, погреметь. Затем в другую – погреметь и т. д.
Раз, два, три - глазки затвори.
Угадай, где гулял мой шарик.
Упражнение 10 «Что упало?» Ложка, молоток, погремушка лежат на столе. Слушай, сейчас что-то упадет. Если я роняю это - будет такой звук, а если упадет это - будет такой звук. Если упадет молоток, то будет такой звук. Теперь, я буду с тобой играть. Закрывай глазки и слушай. Что упало? (тут же положить на место). Что упало? Какой был звук?
Упражнение 11 «Найди пару» Яички, наполненные разным материалом – монетки, бисер, деревянные палочки и т. д. Сделать по 2 одинаковых яичка с каждым наполнителем. Погремев одним яичком, предложить найти ему пару.
Упражнение 12 Упражнение на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании.
+ одинарный хлопок в ладоши; - двойной хлопок в ладоши.
+ + + - + + - + - + - - - + - + + -
- - - + - - + - + - + - - - - - + +