Получи документы

Консультация «Развитие фонематических процессов»

Светлана Митяева
Консультация «Развитие фонематических процессов»

I. Этап: узнавание неречевых звуков

Упражнение 1. «Закрой глаза» Предложить детям послушать звуки за окном (шум деревьев, свист ветра, шум проезжающих машин, сигналы различных автомобилей, смех детей, различные крики и т. д.) и описать то, что они слышат. Разнообразить игру можно, предложив детям определить, какая именно машина проехала по улице, и в какую сторону.

Публикация «Консультация „Развитие фонематических процессов“» размещена в разделах

Упражнение 2. «Что звучало, кто звучал?» Предложить детям прислушаться в тишине к различным звукам (скрип стула при покачивании; шаги человека; шорох тетрадей при перекладывании; шум ручек в пенале; шум мела при работе на доске и др.). После чего дети должны рассказать какие звуки были услышаны и какими предметами они издавались.

Упражнение 3. «Прятки» Выбрать ведущего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, спятать какую-нибудь игрушку (в шкаф или за спину одного из детей). Ребенок должен её найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребёнок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, удары становятся громче, если удаляется - тише.

Эту игру полезно повторять на многих занятиях, при этом варьировать звуки, на-правляющие поиски ребёнка, ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т. п. Нужно стремиться к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно: от громких к звукам средней силы и тихим.

Упражнение 4. «У кого колокольчик?» Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенит колокольчик.

Упражнение 5. «Большой и маленький» Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и маленький - тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой заяц сейчас играл.

Эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, мишками, обезьянами и т. д.

Упражнение 6. «Угадай, что это?» Логопед демонстрирует детям, какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если её мять; толстая бумага, если её разрывать; ступ, если им двигать, и т. д. Затем эти же действия и в другой последовательности и за ширмой. Дети должны подробно рассказать о том, что слышат.

Упражнение 7. «Магазин» В коробочки из одинакового материала (пластмассовые, стеклянные, металлические) помещаются различные сыпучие продукты: манная и рисовая крупа, сахарный песок, горох, фасоль. Логопед предлагает детям послушать и запомнить звучание каждого предмета, находящегося в коробке. Затем закрывает коробки ширмой и за ней встряхивает их, предлагая детям отгадать какой предмет находится в коробке.

Постепенно количество коробочек может увеличиваться.

Упражнение 8. «Музыкальные игрушки» Логопед предлагает детям прослушать звуки различных музыкальных инструментов или звучащих игрушек: бубна, погремушки, пианино, губной гармошки, дудочки, аккордеона, трещоток и др., находящихся за ширмой, и отгадать, что прозвучало?

Игру можно усложнить, предложив отгадавшим детям, повторить определённый ритмический рисунок по заданию логопеда или другого ребёнка.

Упражнение 9 «Где шарик гулял?» Можно взять деревянную коробочку, пластмассовую, картонную, металлическую, стеклянную.

Кинуть шарик в одну коробочку, погреметь. Затем в другую – погреметь и т. д.

Раз, два, три - глазки затвори.

Угадай, где гулял мой шарик.

Упражнение 10 «Что упало?» Ложка, молоток, погремушка лежат на столе. Слушай, сейчас что-то упадет. Если я роняю это - будет такой звук, а если упадет это - будет такой звук. Если упадет молоток, то будет такой звук. Теперь, я буду с тобой играть. Закрывай глазки и слушай. Что упало? (тут же положить на место). Что упало? Какой был звук?

Упражнение 11 «Найди пару» Яички, наполненные разным материалом – монетки, бисер, деревянные палочки и т. д. Сделать по 2 одинаковых яичка с каждым наполнителем. Погремев одним яичком, предложить найти ему пару.

Упражнение 12 Упражнение на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании.

+ одинарный хлопок в ладоши; - двойной хлопок в ладоши.

+ + + - + + - + - + - - - + - + + -

- - - + - - + - + - + - - - - - + +

Публикации по теме:

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» ВидеоКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Консультация «Развитие артикуляционного аппарата»Консультация «Развитие артикуляционного аппарата» Хочу представить вашему вниманию очередную работу на тему "ЗКР". Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие фонематических процессов»
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 19:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД