МААМ-картинки

Развитие фонематического восприятия

Елена Шарапова
Развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия

Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки у них точного, тонко дифференцированного произнесения звукосочетаний, одновременно у них развивают фонематическое восприятие. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Вот почему, если при логопедическом обследовании устанавливается нарушение фонематического слуха, то, прежде всего, следует начинать работу по его развитию. Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Публикация «Развитие фонематического восприятия» размещена в разделах

Начинается эта работа на материале внеречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме того, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) развитие навыков элементарного звукового анализа.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях предлагается детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? И т. д. Затем предлагается послушать звуки, доносящиеся из коридора, соседней группы, кухни, зала и т. д.

Далее проводится такая игра. Логопед предлагает ребенку закрыть глаза, а сам прячет игрушку. Ребенок должен найти игрушку, ориентируясь на силу ударов в барабан: если ребенок приближается к месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громче, если удаляется - тише.

Эту игру следует повторить и на других занятиях, поддерживая тем самым у детей интерес к ним. Звуки, направляющие поиски ребенка, можно варьировать, заменяя барабан то бубном, то колокольчиком, хлопками в ладоши, ударами молоточка и т. д. Следует обращать внимание на то, чтобы переходы силы звука барабана или других предметов были плавными: от сильного к среднему и тихому. На занятиях по различению звуков проводятся разнообразные игры с предметами: карандашами, посудой, бумагой, озвученными игрушками.

На втором этапе занятий детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Начать можно с такой игры. Логопед показывает игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находиться близко,- а как - когда далеко. Затем произносит «мяу», чередуя силу голоса, а ребенок должен отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Потом логопед просит ребенка мяукать в зависимости от команды «близко» или «далеко».

В вариантах этой игры ребенка учат различать, например, далеко или близко гудит пароход, какая дудочка играет - большая или маленькая (низкий и высокий звук); плачет мальчик или девочка; разговор трех медведей из сказки и т. д.

На занятиях третьего этапа детей учат различать слова, близкие по звуковому составу.

С этой целью проводиться вначале такая игра. Логопед, показывая картинку, громко произносит: «Вагон». Затем он говорит: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как только я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Логопед произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т. д. Следует отметить, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

Усложнение подобных игр-упражнений происходит еще и за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, поднимают в соответствии с инструкцией логопеда то красный, то зеленый кружок, что позволяет развивать внимание детей.

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Логопед произносит слоговой ряд, например: «на-на-на-Па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-НО-на», «ка-ка-Га-ка», «па-Ба-па-па» и т. д.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки и жеребенка и объясняет: «Поезд гудит: «у-у-у», девочка укачивает куклу: «а-а-а»,

жеребенок кричит: «и-и-и». Затем попеременно произносит эти звуки, а дети, реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных звуков.

Задачей последнего, шестого этапа занятий является выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, отхлопывая двух- и трехсложные слова. Логопед должен показать детям, как отхлопывать слова с различным количеством слогов, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию логопеда дети упражняются в отхлопывании различных предложенных им слов. Слова подбираются в соответствии с лексической темой недели.

На занятиях по формированию фонетического восприятия все звуки мы заменяем картинками-символами. Например: «У Оли болит зуб - звук [о]», «Стучат колеса вагона - звук [т] и т. д. После этого проводится анализ звуков (сначала гласных). У детей комплект пройденных звуковых картинок-символов. Логопед произносит один, два или три гласных звука. Дети анализируют на слух количество произнесенных звуков, а затем выкладывают их на столах.

После гласных приступаем к анализу согласных звуков. При этом следует соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных. Затем дети анализируют обратные слоги типа: «ат», «ук» и т. д. Звуковые сочетания также выкладываются из картинок-символов.

Соблюдение всех этапов работы по формированию фонематического восприятия и звукового анализа дает хорошие результаты в логопедической работе.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия
Опубликовано: 20 августа 2020 в 10:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД