ЕЛЕНА ПОЛЕЩУК
Развитие фразовой речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Полещук Елена Григорьевна учитель – логопед. Сегодня вам расскажу, и покажу, как мы работаем над развитием фразовой речи у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (слайд 1)
Работой над построением фразы занимаются все специалисты: учителя - логопеды, дефектологи, психологи, мы даем образцы тех правильных фраз, с помощью которых ребенок в дальнейшем будет коммуницировать (слайд2)
Публикация «Развитие фразовой речи у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Идея создания фразового конструктора взята у западных коллег, и адаптирована нашими российскими специалистами: Тамарой Новиковой – Иванцовой, Татьяной Грузиновой, Натальей Коняхиной, Еленой Круогла.
В своей логопедической практике для расширения и обогащения словаря, обучения построению предложений, использую авторское пособие Е. Круогла «Фразовый конструктор», который строится на основе метода наглядного моделирования фразы Валерии Ивановны Балаевой (12 моделей). Эти фразы очень хорошо ложатся в простые схемы, которые понятны детям.
Данный метод выбран мною не случайно. На коррекционно – развивающих логопедических занятиях параллельно с пониманием речи (через предметно – практические действия с игрушками и соотнесением их с картинками, развиваем зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы, что так необходимо для данной категории детей.
Следует заметить, что прежде, чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, т. к. именно она является отправным пунктом к построению предложений.
Работа строится в вопросно – ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Используются приемы сопряженной и отраженной речи.
Ну, а сейчас непосредственно о конструкторе (слайд 3)
Часть 1 фразового конструктора позволяет отработать простое двухсоставное предложение на материале слов, доступных обучающемуся по звуко – слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Параллельно с построением двухсловной фразы отрабатывается звукопроизношение и слоговая структура слова. Используем слова 1 типа слоговой структуры слова (простые слова с открытым слогом – мама, папа, баба, зая и т. д со звуками раннего онтогенеза). Если ребенок не соотносит рисунок со словом папа, то используем фотографии родителей и родственников. Глаголы берем из обихода: есть, пить, спать, сидеть.
По мере усвоения и автоматизации двухсоставной фразы отрабатываются навыки самостоятельного выполнения действий.
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент работы с первой частью фразового конструктора. (слайд 4)
После работы с картинками переводим данную фразу в игровые и обиходные действия в реальной жизни.
Во 2 части фразового конструктора отрабатывается трёхсловная фраза с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что, обращается внимание на окончания существительных и обобщающие слова. Давайте посмотрим видеофрагмент
В 3 части фразового конструктора вводится косвенное дополнение (Кто? Что делает? Где, добавляются самые первые простые предлоги (в, на, за) и самые простые социальные места, где бывает ребенок.
В 4 части фразового конструктора добавляется определение, подключается работа над развитием логического мышления с помощью вопросов: Это зеленое солнце? А какое?. Учим отвечать на вопросы словами – да или нет (или с помощью кивка головы, если ребенок невербальный).
В 5 части фразового конструктора отрабатывается фраза, состоящая из 4 слов
Таким образом, проработав разные модели фраз, ребенок имеет возможность пользоваться ими.
При формировании фразовой речи, не ограничиваемся механическим повторением фразы, а учим детей употреблять полученные навыки в спонтанных жизненных ситуациях. (Слайд 5)
Спасибо за внимание!