Татьяна Заворотная
Развитие фразовой речи у детей с ТНР в процессе сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.
Публикация «Развитие фразовой речи у детей с ТНР в процессе сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дети с ТНР обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тому, что такие дети полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.
Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие и коррекция у них различных характеристик речи является первостепенной задачей коррекционной педагогики.
Сюжетно-ролевая игра является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Как показывает практика, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади). Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.
В своей работе по развитию фразовой речи я использую свое пособие, с помощью которого дети играют в сюжетно ролевые игры по заданию педагога или придумывают их сами. Пособие состоит из нескольких частей, все части могут быть взаимосвязаны между собой, все зависит от настроения детей и их фантазии. Дети сами выбирают план своих действий, придумывают сюжет, педагог лишь изредка поправляет детей и следит за их речью. Представлю вашему вниманию несколько сюжетно- ролевых игр, которые мы провели с детьми.
1) «Забота о домашних животных»
Цель игры : закрепление знаний о домашних животных, о их жилищах (лошадям-конюшня, коровам-коровник, свиньям-свинарник и т. д.) Воспитание желания заботиться о домашних животных, трудолюбия, добрых чувств к животным. Обогащение, закрепление и активация словаря, развитие связной речи и мелкой моторики.
2) «Приготовим обед»
Цель игры : Знакомство детей с разными способами приготовления блюд (суп, борщ, салат, компот и т. д.) Учить детей проговаривать качество продукта и действия с ним (порезать, почистить, посолить, размешать и т. д.) Обогащение, закрепление, активация словаря, развитие связной речи и мелкой моторики.
3) «Фермерское хозяйство»
Цель игры : Расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных профессиях, формировать понятие о значимости и важности сельского труда, развитие связной речи-рассуждения, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики.
4) «Ветеринарная клиника»
Цель игры : Обогащение и закрепление знаний о деятельности мед. персонала в процессе лечения животных, воспитывать заботливое отношение к животным, обогащение и расширение словарного запаса, связной речи и мелкой моторики
Сюжетно-ролевая игра — это не только обязательная принадлежность детства, но и средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.