Елена Синицына
Развитие графомоторных навыков как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития тонкой моторики пальцев рук это один из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе. Дети у которых развита мелкая моторика, обычно имеют хорошую память и внимание. Но практика показывает, что дети идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма.
Публикация «Развитие графомоторных навыков как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.
Графомоторные навыки – это определенное положение и движение пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Современные образовательные стандарты не подразумевают плотной работы по формированию графомоторных навыков у детей. Несмотря на свою сложность и витиеватость, дошкольное и начальное образование уделяет очень мало внимания постановке руки. Да и в домашних условиях детский досуг довольно часто исключает необходимость для ребенка упражняться в письме и рисовании, причина тому – разрешение родителями игры с планшетом, смартфоном или компьютером.
Современные программы начальной школы подразумевают, что ребенок должен начать обучение, уже владея азами письма. При этом на уроках в начальной школе внимание развитию мелкой моторики рук стало уделяться меньше. Между тем все дальнейшее образование, по базовым дисциплинам, все так же строится на динамичном письме.
Таким образом, перед дошкольным образованием и родителями, желающими не пускать образование ребенка на самотек, стоит важная, но при ответственном и грамотном подходе вполне выполнимая и в целом элементарная задача – развитие мелкой мускулатуры рук, развитие моторики. Графомоторные навыки могут формироваться и вне стен образовательных учреждений, да и, объективно говоря, формируются гораздо успешнее, когда им уделяется ежедневное внимание дома.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Это пальчиковые игры, игры-шнуровки, пальчиковые краски, конструкторы, аппликации, лепка, оригами и другие занятия с бумагой. Задания которые помогут развить моторику рук ребё нка: игры с нитками, уход за срезанными и живыми цветами, чистка металла, переливание воды (мытье посуды, стирка белья, переливание воды из одного стакана в другой, эти занятия не только развивают моторику, а также успокаивают детей., собирание разрезных картинок, рисование карандашами или красками, разбор круп и многое другое. Развивать тонкую моторику руки можно в домашних условиях и в транспорте, на прогулке, в песочнице.
Подготовка руки к письму важная часть при подготовке к школе. И подготавливать её надо постепенно путём разнообразных игровых тренировок. Необходимо развивать не только мелкую моторику и координацию движений руки, а так же укреплять мышцы рук. Обязательно должны быть включены графические виды деятельности.
Письмо –это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
При письме пишущий инструмент лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным; большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего конца пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2 см. Конец пишущего предмета направлен на плечо. Кисть находится в движении, а локоть от стола не отрывается.
Особое внимание уделяется умению правильно сидеть за столом и держать ручку (карандаш, фломастер и др.) Вот несколько правил:
1. Сидеть при письме нужно прямо, не сгибаясь.
2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).
4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).
Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,— на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки и бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела.
Есть ряд предшествующих упражнений, которые стоит выполнять, перед тем как начинать обучение письму.
1. Упражнения для укрепления руки.
Графические упражнения по типу : соедини точки, обведи изображение, заштрихуй фигуру и т. п. Эти письменные упражнения разрабатывают мышцы рук, а так же формируют двигательные навыки, и помогают правильному расположению пальцев при написании букв, и готовят руку для безотрывного письма.
2. Упражнения для формирования четкости линий.
Данные задания помогают ребенку научиться копировать, проводить прямые и волнистые линии, научат рисовать, штриховать. Благодарят таким упражнениям, ребенок научится соблюдать размер и наклон, а так же расположение на строке.
3. Занятия с прозрачными страницами, обводилки и лабиринты.
Перенесение изображения через прозрачную страничку развивают навыки для формирования красивого почерка, а так же помогут научиться рисовать, писать и выучить буквы. Обводилки помогают развитию графомоторных навыков и гармоничному развитию ребенка. А лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.
4. Упражнения для разминки пальчиков или пальчиковая гимнастика.
Делать разминку стоит через 10-15 минут занятий. Это позволит ребенку дольше работать продуктивно.
5. Массаж пальчиков.
Ребенок старался удерживать ручку, он был в напряжении и сосредоточен, мышцы рук его устали. По окончании занятия хорошо сделать массаж пальчиков, для того чтобы расслабить мышцы.
Массаж можно сделать массажными мячиками.
6. Используйте инструмент для обучающих игр по методике Монтессори.
Облегчить задачу помогут современные инструменты для обучающих игр: щипчики, пинцеты с тремя концами, пинцеты-ложки, ножницы-ложки, пипетка для игр с водой.
С помощью щипчиков у ребёнка совершенствуется хватательный навык – основной навык в мелкой моторике. Одновременно это и подготовка руки к письму. Ненавязчивая подготовка ребё нка к самообслуживанию: тренировка маленьких ручек для выполнения каждодневных действий- застёгивание пуговиц, молнии, умения держать зубную щётку и аккуратно брать еду. С помощью щипчиков можно брать и двигать любые предметы. Этот инструмент поможет развить малышу зрительно-двигательную координацию (визуально-моторная интеграция)
Работа с пинцетом хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой ребёнок потом будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и содержит в себе внутренний контроль. Если ребёнок неловко сработал пинцетом, и предмет упал, он всегда может исправить свою ошибку. Работа требует большой точности в движениях, максимально качественно приближена к технически правильному манипулированию ручкой, карандашом. При работе с пинцетом совершаются циклические, тонко скоординированные движения пальцев руки, что несомненно ведёт к развитию мелких мышц кисти и помогает ребёнку более уверенно держать ручку в руке.
Щипчики-ложки развивают у ребенка такие навыки : умение работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий. Сортировка предметов с помощью пинцета развивает мелкую моторику в интересной игровой форме.
Ножницы –ложки - как и обычные ножницы, отличный тренажер, который является, одним из лучших способов развития мелкой моторики ребёнка. Они развивают ручную умелость малыша, учат ориентироваться в микропространстве, внимательности, развивают мышление, а кроме того, ножницы гармонизируют работу обоих полушарий головного мозга. Работа с ножницами-ложками способствует переключению внимания гиперактивного ребёнка. Это игровой инструмент идеально подходит для работы с мелкими сыпучими наполнителями или водой. Перекладывайте мягкие помпоны, бусины, вылавливайте предметы из воды, используйте их в играх с кинетическим песком. С ними большое множество упражнений котонные укрепят мышцы кистей рук.
Если же всё- таки кисть руки слабая и ребёнку тяжело удерживать пишущий инструмент используйте мягкие резиновые насадки из нетоксичных материалов.
Ваше желание помочь ребенку развиваться а также соблюдение простых правил и рекомендаций помогут эффективно подготовить ребенка к школе. Ежедневные занятия на развитие графомоторных навыков и игровые упражнения с использованием игровых инструментов, а также любая деятельность, связанная с задействованием тонкой моторики пальцев рук, поможет сформировать правильное положение кисти и пальцев рук при письме, разовьёт координацию, глазомер, образное и логическое мышление, внимание и усидчивость.