Получи документы

Развитие информационно-социальной компетентности старших дошкольников

Наталья Коновалова
Развитие информационно-социальной компетентности старших дошкольников

Понятие информационно-социальной компетентности дошкольников специалисты трактуют как готовность ребёнка продуктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе распознавания, обработки и использования критически осмысленной информации для планирования и осуществления своей деятельности, а также ценностное отношение к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности.

Публикация «Развитие информационно-социальной компетентности старших дошкольников» размещена в разделах

Актуальность данной темы можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, необходимость развития информационно-социальной компетентности дошкольников обусловлена требованиями нормативно-правовых и программно-методических документов, а именно ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования. В соответствии со ст. 12 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» наши с вами основные образовательные программы (далее - ООП ДО) разрабатываются на основе ФГОС ДО и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ПООП ДО). Это рамочный документ, но не учитывать его при разработке и реализации нашей ООП ДО мы не можем.

В соответствии с ПООП ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации к основным задачам образовательной деятельности относятся создание условий для:

развития информационно-социальной компетентности;

развития компетентности в виртуальном поиске.

В области познавательного развития ребенка одной из основных задач образовательной деятельности является создание условий для развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

Вместе с тем в тексте ПООП ДО нет никакой информации по методам решения этих задач и дальнейшего пояснения к содержанию образовательной деятельности в обозначенном направлении. Можно в целом отметить недостаточное программно-методическое обеспечение данного раздела работы в дошкольной педагогике. В данном случае разработка авторских программ является наиболее актуальной.

С другой стороны, необходимость развития информационно-социальной компетентности дошкольников подтверждает анализ современной реальности, событий в окружающем нас мире в аспекте «Ребёнок и гаджеты». Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей.

По данным исследований, стремительно снижается возраст пользователей сети Интернет. Сегодняшние дети 3-4 лет умеют пользоваться мобильными телефонами и компьютером. Ребенок 6-7 лет, имеющий аккаунты, — обычное для наших дней явление. Данные тенденции актуальны для разных стран, в том числе и для России.

Так, по итогам опроса старших дошкольников нашего детского сада, большинство из них пользуются компьютером, планшетами, смартфонами и умеют самостоятельно выходить в сеть. У многих воспитанников подготовительной группы есть собственные мобильные телефоны. Среди самых популярных занятий в сети Интернет: просмотр мультфильмов, фильмов, онлайн-игры, скачивание игр, просмотр детских ютуб-каналов. Вместе с тем абсолютное большинство детей уверено, что в сети Интернет нет никаких опасностей.

Анкетирование родителей также выявило ряд проблем, а именно: 38% дошкольников пользуется гаджетами и компьтером более 1 часа в день, 55% родителей считают, что чрезмерное увлечение родителей гаджетами никак не влияет на развитие ребёнка и др.

Вопросы безопасности использования гаджетов, сети Интернет и профилактика их негативного влияния на поведение детей и подростков обсуждаются на конференциях и совещаниях на федеральном, региональном и муниципальном уровне, что говорит о значимости данной темы для всех уровней образования. Всё это ставит перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ряд вопросов. Как выстроить образовательную работу с воспитанниками и взаимодействие с родителями, чтобы минимизировать для детей риски использования гаджетов и сети Интернет? Какова наша роль как образовательной организации?

Вопросы очень серьёзные, и опыт работы нашего учреждения показывает, что в одиночку педагогам на них не ответить и их эффективно не решить. Необходима самая серьёзная курсовая подготовка в этом направлении. Мне и моим коллегам ответы на многие вопросы помогли получить курсы в ГЦИ «Эгида» (г. Новосибирск) по теме «Методические аспекты безопасного использования сети Интернет в образовательной деятельности». Результатом моего обучения на курсах стала разработка проекта и авторской парциальной программы «Школа профессора Интернетикуса». Проект отмечен дипломом лауреата XI конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании» и большой золотой медалью конкурса выставки образования «Учебная Сибирь – 2019». На программу получен положительный отзыв ГЦИ «Эгида».

Одним из мотивов к разработке проекта и программы стало изучение материалов интернет-журнала «Дети в информационном обществе» и Управления «К» МВД России, которое в пределах своей компетенции осуществляет выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере компьютерной информации, а также преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) и направленных против здоровья несовершеннолетних и общественной нравственности. Те страшные ситуации, в которые попадают в сети дети 8, 9 лет и старше, то есть уже практически через год после выпуска из детского сада морально не позволяют нам оставаться в стороне. Наш опыт показывает, что со старшими дошкольниками можно и нужно говорить об аспектах безопасного использования сети Интернет.

И теперь о программе. Программа «Школа профессора Интернетикуса» входит в часть нашей ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений. Программа реализуется в подготовительных к школе группах, которые посещают дети 6-7 лет.

Цель программы: создание условий для формирования у детей представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета; развитие компетентности дошкольников в виртуальном поиске.

Задачи:

- расширять представления детей о принципах работы интернета и его полезных и нужных для человека возможностях;

- повысить уровень осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;

- формировать информационную культуру детей;

- развивать познавательную активность, внимание, мышление, речь;

- воспитывать интерес и ценностное отношение к информационным процессам.

Занятия проводятся 1 раз неделю, в подгрупповой форме (не более 8 человек, в методическом кабинете, с использованием интерактивной доски. Всего в программу включено 6 занятий – 5 тематических и 1 итоговое.

Начинается все с сюрпризного момента: дети получают приглашение в школу профессора Интернетикуса. Они самостоятельно должны разделиться на четыре группы. Для этого используем различные социоигровые приемы. В дальнейшем занятия проводятся именно в этих подгруппах, численностью не более 8 человек. Это позволяет каждому ребёнку проявить максимальную познавательную и речевую активность, способствует индивидуализации образовательного процесса.

На первом занятии выясняется, что практически все дети уже умеют выходить в сеть Интернет, а значит необходимо познакомиться с правилами ее безопасного использования. Именно поэтому они и получили приглашение. Легенда такова - таинственный профессор Интернетикус живет в сети, его никто не видел. Мы получаем от него различные сообщения и задания. Занятия веду я – его помощница. Кроме того, нашими помощниками являются герои мультфильмов. Детям предлагается отправиться в увлекательное сетевое приключение и пройти различные испытания. За каждое успешно пройденное испытания ребята получают специальный знак в дневничке с изображением профессора.

Структура занятия включает следующие компоненты :

1. Мотивационный этап (вступительная беседа, сюрпризный момент, проблемная ситуация и др.).

2. Просмотр и обсуждение видеоматериала (мультфильмов, видео).

3. Физминутка.

4. Практическая работа с интерактивной доской.

5. Рефлексия.

Тема первого занятия «Что такое Интернет?». Наши помощники – Фиксики. С помощью мультфильма ««Фиксики. Интернет», видеоматериалов канала ютюб и интернет-бродилки «Волшебный лес» узнают о том, как работает интернет и чем полезен для человека, почему его называют сетью, всемирной паутиной и бесконечным лесом. Именно эта аналогия с бесконечным лесом помогает детям прийти к самостоятельному выводу о том, что как в обычном лесу есть не только приятные и полезные для человека занятия, но и опасности, так и в интернете. На следующих занятиях с помощью мультфильмов из серии «Маша и медведь», «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Робот Каспер спешит на помощь» (данная серия создана при поддержке лаборатории Касперского) дети знакомятся с темами «Гаджеты: хорошо или плохо?», «Береги персональные данные!», «Осторожно! Вирусы, пираты, мошенники», «Тролли и опасные незнакомцы». Самостоятельное выполнение заданий с помощью интерактивной доски активизирует познавательную активность и формирует предпосылки функциональной грамотности, т. е. умению применять полученные знания на практике. Для дистанционного взаимодействия с родителями после каждого занятия размещаются материалы в закрытых группах ВКонтакте.

Итоговое шестое занятие, на котором ребята выбирают индивидуальный секретный файл с заданиями, является также и инструментом педагогической диагностики. И результаты, которые мы наблюдаем - радуют. Дети не только проявляют очень большой интерес к занятиям, но и демонстрируют успешное освоение программы. После прохождения всех испытаний каждый ребенок в торжественной обстановке получает именной диплом выпускника школы профессора Интернетикуса.

Мы очень надеемся, что и отсроченный результат реализации программы «Школа профессора Интернетикуса» себя обязательно проявит и наши подросшие дети будут компетентными и культурными пользователями сети Интернет и не попадут в неприятные ситуации. Материалы программы и ссылка на сайт «Дети России онлайн» остаются в закрытой группе ВК доступны для детей и родителей и после выпуска из детского сада.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Совместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традицийСовместная работа ДОУ и семьи в воспитании у детей социальной компетентности и культурных традиций Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников. Тюрина Надежда Александровна Тема: «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников». В настоящее время развитие детей.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие информационно-социальной компетентности старших дошкольников
Опубликовано: 27 апреля 2022 в 08:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД