Получи документы

Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослым и сверстникам

Евгения Полякова
Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослым и сверстникам

1 слайд «Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования»

Полякова Евгения Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г. Воркуты

Та страна, которая будет учить своих детей искусству,

превзойдет все остальные

Д. Дидро.

Публикация «Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослым и сверстникам» размещена в разделах

2 слайд Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя такой незнакомый, но удивительный окружающий мир. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром, а значит, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

3 слайд Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из приоритетных задач является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. В связи с этим ключевая роль педагога – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Из всех ее видов рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников.

4 слайд Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

5 слайд Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на РАЗВИТИЕ ребенка, учет его личностных особенностей, индивидуальной логики его развития.

Поэтому особенностью работы по развитию творческого потенциала у дошкольников станет :

- развитие у ребенка позиции активного участника в творческой деятельности;

- ориентир на возрастные и индивидуальные особенности, т. е. на конкретную ситуацию развития ребенка;

- учёт детских интересов и предпочтений;

- развитие инициативы и самостоятельности, т. е. личностных качеств ребенка, что позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности. Важно лишь побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву может являться рисование с использованием современных техник. Современные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся мыслить, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Можно сказать, что современные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, и чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с современными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В своей работе в соответствии с возрастными особенностями я активно использую самые разнообразные современные техники рисования:

6 слайд На пример на младшем дошкольном возрасте, дети рисуют руками, пальчиками, ладошками, также используются различные оттиски из картофеля, моркови, пенопласта, рисование ватными палочками.

7 слайд На среднем возрасте добавляется тычок жесткой полусухой кистью, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, печатки листьев, монотипия предметная.

8 слайд Старший дошкольный возраст использует такие техники, как кляксография, набрызг, граттаж, ниткография и многое другое.

9 слайд С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Они готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В данном взаимодействии, мною были продуманы этапы и направления работы с детьми:

10 слайд 1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

11 слайд Обучение с помощью современных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов современной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов современной техники рисования.

12 слайд Развитие художественно-творческих способностей рассматривается в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и осуществляется в трех основных формах :

-непосредственно образовательная деятельность;

-самостоятельная деятельность детей;

-и, конечно, совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

13 слайд Побудить ребенка к деятельности возможно с помощью таких методов и приемов, как:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

музыкальное сопровождение, художественное слово.

14 слайд Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения. Детей очень привлекают современные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников. В процессе рисования дети учатся рассуждать и делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Совместная художественно-творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе, который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности, становится субъектом деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

15 слайд Развитию творческого воображения и повышение интереса детей к изобразительной деятельности будет способствовать использование современных развивающих технологий :

личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

проектная деятельность. Так, нами был реализован проект «Овощи и фрукты - полезные продукты»,

16 слайд где дети, выбрав один из овощей (фруктов) изучали его, наблюдали, придумывали способы его использования, все это фиксируя в дневнике и изображая его разыми способами и техниками.

17 слайд Организуя педагогический процесс с детьми, мы обращаем внимание на связь художественно-эстетической деятельности с разнообразными играми. Поэтому предусмотрено создание изображений предметов для игр: «Красивые салфетки в кукольный уголок», «Угощение для игрушек», «Подарки игрушкам», «Поделки для кукол» и др.

18 слайд Большое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе работы, формирование у ребенка уверенности в своих возможностях уважительное отношение взрослых к результатам детской художественной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности я уделяю внимание такой форме работы, как выставки детских и совместных работ по темам: «Морское царство», «Зимний лес», «Веточка рябины», «Цветные бабочки», «Осенний лес». В результате у детей формируется уверенность в своих возможностях; дети активно используют средства выразительности для образности рисунка; воплощают в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания; совершенствуют изобразительные навыки, экспериментируют с разными художественными материалами; развивают творческую фантазию. Работы детей служат украшением группы, приемной.

19 слайд В группе постоянно действует выставка, готовятся подарки к праздникам, что оказывает положительное влияние на интерес к творчеству. Часто к нам в гости приходят любимые герои., которым нужна помощь (они чего-то не знают, допускают неточности и т. п., тем самым появляется мотив деятельности, который помогает ее организовать.

Формированию положительной самооценки и стимулирование интереса к дальнейшей деятельности способствует ситуация успеха. В своей работе я поощряю не только творческую деятельность детей и самостоятельность, но и любые усилия, направленные на приобретение новых знаний.

Одним из приемов совместного творчества детей и взрослого считаю прием сотворчества, когда все участники в равной степени вносят свой вклад в изготовлении продукта, так называемая, коллективная работа, где воспитатель подготавливает фон, заражая детей идеей создания композиции, а дети дополняют ее соответствующими деталями.

20 слайд Так, нами были изготовлены коллективные композиции, посвященные празднованию Международного женского дня, Дню защитника Отечества и др. Каждый ребенок выбрал, то, что он хочет сделать, каким материалом, какой техникой.

Одной из важнейших составляющих работы в данном направлении - обеспечение условий для развития творческих способностей - создание развивающей предметно-пространственной среды, насыщенной разнообразными предметами и игровыми материалами, способствующая художественно-эстетическому развитию дошкольников.

21 слайд Для поддержания интереса к продуктивной деятельности и с целью развития художественно-творческих способностей в группе оформлен центр детского творчества, где имеются варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунков или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещены на видном месте листы разной формы и цвета для рисования, заготовки с нанесенными фигурами, художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.

22 слайд Мною подобраны репродукции картин художников, музыкальные произведения для использования синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности. Для рассматривания и обыгрывания представлены предметы народных промыслов, интересные фотографии, элементы росписей (альбомы, листы, иллюстрации.

23 слайд Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения в группе мною разработаны:

- упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию исследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов;

- настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы;

- игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже»;

- упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта;

- презентации и виртуальные экскурсии.

24 слайд Привлечь детское внимание и зажечь искру творческой активности, формировать умение самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве призвана «ИЗО-лаборатория», организация которой в доступной форме позволяет детям проводить эксперименты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, рисованием соком овощей (свёкла, морковь) и ягод (смородина, малина).

25 слайд Включение родителей в процесс развития творческих способностей детей реализовывался в следующих формах: мною разработаны памятки и буклеты, в форме творческих мастерских проведены мастер-классы, оформлена серия наглядной информации - «Рисуем пальчиками», «Не бойтесь экспериментировать», «Современные техники рисования в совместной со взрослым деятельности». Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми, стали главными помощниками в группе и активными участники мероприятий, таких как совместные праздники, акции, выставки творческих работ.

26 слайд Так появилась идея создания «Портфолио юного художника». Родители с огромным удовольствием и гордостью участвовали в оформлении портфолио своих детей, а дети не только выполняли творческие работы, но и вносили предложения, по их размещению в альбоме.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития творческого потенциала у дошкольников в процессе изобразительной деятельности и использования современных техник рисования, что подтверждается итоговой диагностикой. В течение ряда лет положительная динамика отмечается по всем критериям:

27 слайд - повысился уровень сформированности художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; технических умений и навыков;

-уровень развития познавательных процессов (воображение, мышление, память, восприятие);

- уровень художественных умений и навыков;

-развитие личностных характеристик воспитанников;

-творческие способности.

28 слайд Что несомненно является залогом будущих успехов в школьном обучении. Мои воспитанники - победители и лауреаты творческих конкурсов различных уровней, в которых проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Их шедевры живут, дышат, а главное, каждый рисунок по праву можно назвать маленьким произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе и чувствуют себя настоящими художниками. Творческий процесс - это настоящее чудо! Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за той радостью, которую им доставляет рисование. Наша задача как педагогов, помочь им и поддержать творческую инициативу, а главное, желание фантазировать и творить.

29 слайд И закончить свое выступление мне хочется знаменитыми словами Платона: «… От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте».

30 слайд Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Стихотворения для детей в возрасте от 4 до 9 лет на тему «Будем взрослым помогать, чтоб скорее взрослым стать» Наблюдения показывают, что дети привыкают к труду если занимаются им вместе со взрослыми. Я сочинил несколько стихотворений для разъяснения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослым и сверстникам
Опубликовано: 11 сентября 2022 в 19:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД