Папки-передвижки

Развитие интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста через «Тико-конструирование»

Кристина Михайлова
Развитие интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста через «Тико-конструирование»

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей. В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции : сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство. (2)

Публикация «Развитие интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста через „Тико-конструирование“» размещена в разделах

Для подготовки детей к школьному обучению, развитие логического мышления имеет особое значение. Важно, не только, какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, готов ли он самостоятельно делать выводы, рассуждать, фантазировать, строить замыслы конструкций, рисунков.

Основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 - 6 летнего возраста, это доказано такими учеными как: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин и др.

Дошкольная логика – это своеобразный мир со своими приемами, умениями, способами. Дети в дошкольном возрасте постоянно сопоставляют, сравнивают, классифицируют различные предметы, явления.

В старшем дошкольном возрасте дети способны овладеть условно-символическими действиями и конкретными обобщенными действиями. Наиболее успешно формирование этих способностей происходит в процессе конструирования.

Соглашаясь с мнением Л. Я. Береславского о том, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе, и мнением Д. Б Эльконина и Л. А. Венгера что конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся считаем, что целесообразно развивать интеллект и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному конструированию. К такому инновационному конструированию относиться «ТИКО – конструирование».

Термин “конструирование” (от латинского слова construere - построение) обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, в котором предмет предстаёт как единое целое. (7) Конструирование обозначает процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения. (7)

Оригинальный производитель НПО "РАНТИС" дает следующую характеристику «ТИКО-конструктору»- Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО, который не имеет отечественных аналогов и состоит из 21 различного плоского многоугольника с длиной стороны 5 и 10 см. В составе ТИКО - треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники.

Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно.

ТИКО-конструирование имеет большое значение, так как является новой технологией для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально- коммуникативное развитие). Играя с детьми в «ТИКО», воспитатель сочетает образование, развитие и воспитание дошкольников, формирует навыки общения и сотворчества, познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, таким образом, объединяя игру с экспериментальной и с исследовательской деятельностью.

Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития. Педагогическая значимость внедрения технологии ТИКО моделирования в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста определяется следующим: с помощью системы логических заданий, у дошкольников развиваются пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме осваиваются математические понятия и объемное моделирование.

ТИКО - моделирование направлено на развитие ключевых компетентностей дошкольников, таких как: коммуникативная, деятельностная, социальная. Также при работе с ТИКО педагог добивается решения образовательных задач: это самостоятельность, любознательность, инициативность воспитанников.

Благодаря наборам "ТИКО", происходит обучение детей вне организованной образовательной деятельности развивающей предметно-пространственной среде) и стимулируется активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности.

Игра с «ТИКО» позволяет познакомить детей с обликом плоскостных фигур, таких как прямоугольники,квадраты, трапеции и др. сформировать у дошкольников элементарные представления из области геометрии; познакомить детей такими понятиями как «угол», «грань», «ребро» и др.

Главное отличие ТИКО от других развивающих пособий и игр : работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.

Для развития логического мышления и интеллекта у детей старшего дошкольного возраста необходимы не только игровые занятия с ТИКО–конструктором (сюжетно-ролевые, игры-театрализация и т. д.) но, и как отмечалось ранее, система в виде разнообразных, интегрированных, тематических занятий с включением созданных ТИКО построек детьми. Наглядная демонстрация результата конструирования детьми положительно влияет на мотивацию к деятельности, повышает самооценку ребенка.

И самое главное ТИКО-конструирование это игровая деятельность отвечающая интересам детей. Дети с удовольствием играют с наборами «ТИКО».

Список литературы

1. Басов А. В., Тихомирова Л. Ф Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1997.

2. Бурмистрова, Е. В. Развитие логического мышления детей старшего школьноговозраста через дидактические игры/ Логические исследования 1996, № 5.

3. Береславский Л. Я. ,. Береславская А. «Современные игровые методики развития интеллекта». Школьная пресса, Москва, 2010 г.

4. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.

5. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н. М. Карпова, И. В. Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.

6. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера Москва, «Педагогика», 1988г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

9. Интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста через «Тико-конструирование»
Опубликовано: 7 октября 2022 в 18:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД