Папки-передвижки

Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста в игре

Наталья Федорищева
Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста в игре

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос развития интеллектуальной активности детей дошкольного возраста в игре.

Ключевые слова

Игра, интеллектуальная игра, интеллектуальные способности :

Публикация «Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста в игре» размещена в разделах

Одна из главных сфер дошкольного возраста – игра. В ней все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимосвязи. Значит, одним из ведущих средств развития интеллектуальной активности детей дошкольного возраста является игровая самостоятельная деятельность. Следует отметить, что игровая деятельность занимает большое место во времени ребенка дошкольного возраста. В игре он воспроизводит, отображает то, чему он научился, что увидел в жизни [3,с. 96].

В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к познавательной и творческой деятельности ребенка.

Игра является потребностью растущего организма. Работая в образовательной деятельности, мы в снову своей педагогической работы, в первую очередь, должны опираться на развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь [1, с. 186].

Проанализировав исследования психологов: Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А. В. Запорожца, В. Н. Сенеренко, А. П. Усовой. Можно сделать вывод, мы пришли к выводу, что большое внимание уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника [5,с. 92,2, с. 152].

В ходе наблюдения за детьми хочется отметить, что в игре создается особое благоприятное условие для формирования способности воспроизводить действия, проявляя интеллектуальную активность. При этом возникает связь мышления с развитием разных сторон личности ребенка [3, с. 128].

Однако совершенно особое место занимает проявление инициативности, познавательной активности в игре ребенка. В большей степени это зависит от умения педагога ставить перед ребенком игровую задачу. Уровень решения этих задач зависит от реального и игрового опыта ребенка. Одним из эффективных методов игры является создание проблемных ситуаций, которые эмоционально насыщены так называемая «напряженная ситуация» [1, с. 200, 4, с. 54].

Постепенно ребенок начинает решать проблему, которая опирается на их опыт: «заболела», «спать хочет», «машина сломалась», «бензин кончился» и др. В дальнейшем ребенок начинает решать более сложные задачи.

Хотелось бы обратить внимание, что игры не только способствуют развитию интеллектуальных операций, необходимых для дальнейшего обучения, учебной деятельности. Ребенок не только уточняет и закрепляет знания, но и благодаря соединению в ней двух начал – игрового и познавательного, - приобретает новое. В играх перед ребенком раскрывается мир вещей и предметов;

- развитие речи и устного общения;

- развитие воображения и пространственного мышления;

- развитие логического мышления (соотношения, классификации);

- улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графическое символы);

- формирование способности наблюдать, строить предложения, описывать;

Из этого следует, что игровой и занимательный характер процесса обучения и воспитания способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов.

В результате наблюдений мы увидели, что дети умеющие решать проблемы в игре, более инициативны в ДОУ, легко ориентируется в новой среде, с интересом относится к играм и образовательной деятельности. Мы точно можем сказать, что игра выступает формированием интеллектуальной готовности к школьному обучению, как умение принимать задачи на упражнение, что характеризует отношение ребенка к учебной задаче; способность учиться у взрослого; умение принимать условность ситуации. Ниже в таблице представлены результаты нашего наблюдения.

Таблица 1. Виды интеллектуальной деятельности

Виды интеллектуальной деятельности Выполнение деятельности

Использование предметов заместителей 15%

Использование воображаемых предметов 8%

Замена простых действий словом 23%

Решение проблемы в игре 17%

Умеет сам ставить проблему в игре 20%

Выходит за пределы заданного в игре 17%

Таким образом мы можем утверждать, что одним из ведущих средств развития интеллектуальной активности детей дошкольного возраста является игра. Проявление инициативности это является важнейший навыком в жизни детей, в их познавательной деятельности в ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Азаров Ю. П. Игра в дошкольном возрасте. М. : Мысль, 2000.-234с.

2. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина – М. : Просвещение, 1998 – 460с.

3. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль: Академия развития, 1996 – 192 с.

4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. : Просвещение, 2001 – 96 с.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 2013 – 228 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчет об интеллектуальной игре для детей дошкольного возраста «Что? Где? Когда?»Фотоотчет об интеллектуальной игре для детей дошкольного возраста «Что? Где? Когда?» Сегодня, в соответствие с недельным планированием, у нас прошла интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?". В игре участвовали дети средней.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста в игре
Опубликовано: 17 июля 2021 в 21:17
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД