Лучший педагог года

Развитие комбинаторных способностей в процессе коррекционных занятий с детьми — дошкольниками

Васина Маргарита
Развитие комбинаторных способностей в процессе коррекционных занятий с детьми — дошкольниками

Сообщение на тему: «Развитие комбинаторных способностей в процессе коррекционных занятий с детьми».

Комбинаторное мышление представляет собой как бы переходную форму от образного мышления к абстрактно-логическому, а также наоборот, так как оно включает в себя самые разные элементы: мотивационные, операционные, содержательные, абстрактно-логические и образные.

Публикация «Развитие комбинаторных способностей в процессе коррекционных занятий с детьми — дошкольниками» размещена в разделах

Комбинаторное мышление – способность решать комбинаторные задачи. Изучается в математике, в языкознании, в искусстве, в химии, в программировании, в генетике, в психологии, связи, литературе.

Формирование комбинаторных способностей – важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Они включают в себя умения:

- находить оптимальную комбинацию, отвечающую требованиям ситуации (шахматной, коммуникативной и т. д.) :

- видеть все разнообразия возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию;

- прогнозировать как можно более полно возможные эффекты и последствия комбинаций.

Формирование комбинаторного мышления требует специальных педагогических методов, поскольку самостоятельно такое мышление не формируется.

Профиль интеллекта строится по следующим критериям:

- дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение.

Эти критерии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс.

В быту и в профессиональной деятельности часто приходится использовать математические знания для выполнения повседневных дел и обязанностей. Встречаются задачи, решая которые следует составлять различные комбинации из определенного конечного числа элементов и подсчитывать число получившихся комбинаций. Такого вида задачи называются комбинаторными. Программа начального общего образования по математике показала необходимость формирования умения решать задачи логического и комбинаторного характера у младших школьников (разделы «Решение текстовых задач», «Работа с данными»). Поэтому дошкольников необходимо подготовить к изучению комбинаторики в школе. Пропедевтика по формированию знаний, умений, определенных Программой, говорит о необходимости соблюдения принципа преемственности всех ступеней образования. Овладение математическими знаниями, умениями и навыками должны стать средством творческого развития дошкольников. Наиболее успешными в школе те дети, которые умеют применять свои знания, умения и навыки в нестандартной ситуации. Т. е. обладают гибкостью мышления (быстрая смена способов решения, перестройка интерпретации ситуаций). Они предлагают сразу несколько вариантов решений, комбинируя и варьируя известные элементы задачи.

У детей с ЗПР многие авторы (Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович и другие) отмечают низкую познавательную активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы с ЗПР. У детей обнаруживается недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям. Поэтому такие дети без специальной коррекционной работы будут испытывать стойкие трудности в обучении.

Предметное моделирование – важная основа, обеспечивающая переход в умственном развитии ребенка от наглядно- действенного мышления к наглядно-образному. Во 2 младшей группе ребенок заменяет объекты окружающей действительности геометрическими фигурами (яблоко – кругом, сливу – овалом) и наоборот – геометрическим фигурам ставят в соответствие объекты окружающей действительности. Это элементарное кодирование и декодирование информации.

Дети старшего возраста овладевают умением создавать целостную модель в форме рисунка рассматриваемой ситуации. У детей развивается творческое мышление. Сначала дети учатся составлять различные неупорядоченные наборы (компот из сухофруктов, салат из овощей) и упорядоченные (бусы, башенка из кубиков) наборы, а в старшем возрасте определять и число таких наборов. А затем дети используют действия моделирование комбинаторных действий для описания понятий, связанных с живой и неживой природой (окружающий мир). Они овладевают методами комбинаторных заданий поэтапно.

Многие авторы (Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева) освещают опыт использования комбинаторных заданий и игр в развитии детей 4-7 лет и показывают, как комбинаторные задачи могут являться одним из эффективных средств развития комбинаторных действий (сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения, аналогии, моделирования) и гибкости мышления у детей, а также познавательной мотивации, внимания, памяти, связной объяснительной речи.

Для успешного освоения способов решения комбинаторных задач следует научить ребенка выделять различные признаки предметов и классифицировать их по разным основаниям. Поэтому комбинаторные задачи для дошкольников должны включать данные операции. Комбинаторные задания должны быть практической направленности, чтобы дети могли их решать не только способом перебора, но и с помощью составления таблиц. На основе практических действий дети используют комбинации на сочетания, размещения, перестановки, а также на правила суммы и произведения. Комбинаторные задания допускают не одно возможное решение, а несколько. Основным средством творческого мышления является выполнение комбинаторных заданий разных видов.

Например, детям предлагается выбирать из ряда опорных карточек те, которые связаны с понятием «домашние животные» (человек, дом, сарай (двор, убирает, кормит (поит, содержит из-за уюта, получает продукты (шерсть, молоко, не боится хозяина.

После составления нужной комбинации графических моделей дети «читают» понятие «домашние животные» : домашние животные живут в доме или во дворе, рядом с человеком, человек о них заботится, строит им жилье, убирает, кормит, поит; животных человек разводит ради уюта, для получения продуктов, они не боятся хозяина.

С помощью моделирования и комбинаторных действий дети составляют понятия «рыбы», «птицы».

Математическое развитие детей протекает во взаимосвязи с другими направлениями развития, в том числе и с речевыми. Например, задания следующего вида.

Задание 1.

«Зашифруй фрукты» (киви, слива, абрикос). Надо выложить в пустых табличках, соответствующих фрукту, столько кругов, сколько букв «И» и «В» в слове, и столько квадратов, сколько в них других букв, тогда ты сможешь «зашифровать» (представить) название фруктов в виде кругов и квадратов.

Задание 2.

«Зашифрованные» тобой фрукты расположились на тарелках. Надо выяснить, какие фрукты находятся на каждой из тарелок, а затем тарелки с одинаковыми фруктами раскрась в одинаковые цвета.

В таких заданиях решаются комбинаторные задачи на размещения и сочетания и сделать вывод об их отличии и сформировать понимание, что в одних случаях порядок расположения предметов важен для решения задачи, а в других случаях – нет. Это подготавливает основу для понимания детьми того, что при размещении предметов порядок их следования учитывается, а при сочетании – нет.

После выполнения основного задания целесообразно задать следующие вопросы:

- Можно ли другим способом положить два фрукта на тарелку. (нет).

- Если «да, то попробуйте их найти.

- Сколько разных способов расположения двух фруктов из трех вы увидели на картинке. (6 или 3, если ребенок способен обнаружить одинаковые наборы.

- Почему тарелки под номерами 1 и 6, 2 и 4, 3 и 5 можно закрасить в одинаковые цвета. (Потому что на этих тарелках одни и те же наборы фруктов).

- Как вы думаете, важна ли последовательность расположения фруктов на тарелке для их узнавания и почему. (нет, так как неважно, в какой последовательности называть фрукты, главное – перечислить их все, не пропустив ни один и не назвав один и тот же несколько раз).

Для решения комбинаторных задач на перестановки можно предложить дошкольникам задания следующего вида.

Задание 3.

- Оля, Валя и Костя пошли в магазин купить себе мороженое. Какими разными способами они могли встать в очередь у кассы?

Зашифруй имена детей квадратами по количеству букв в имени и расположи их по трем местам в очереди.

- Сколько разных способов получилось? (6 разных способов последовательности детей в очереди).

При решении задач на перестановки важно обратить внимание на логику последовательности перебора, чтобы не пропустить ни одного возможного варианта. Здесь важно выстроить рассуждения в следующем виде: «Первым в очереди может быть любой из детей.

Если первой в очереди встала Оля, то вторым в очереди может быть Валя или Костя. Если второй в очередь встала Валя, то третьим будет Костя. А если вторым в очередь встал Костя, тогда третьей будет Валя». По аналогии рассмотреть очереди, где первой будет Валя, а затем – где первым будет Костя.

Эти комбинаторные задания имеют интегрированный характер, поскольку в процессе их выполнения дети применяют знания из речевого (чтение и письмо) и познавательного развития (математические представления). Решение подобных заданий позволяет ребенку осваивать различные формы представления информации для наглядности, выстраивать рассуждения и понимать смысл сочетаний размещений, перестановок, что способствуют дальнейшему освоению соответствующих комбинаторных формул.

Интегрированное обучение предполагает овладение, а затем использование детьми действий моделирования и комбинаторных действий для описания понятий, связанных с живой и неживой природой (окружающий мир).

Занятия по ФЭМП проводятся в игровой форме, например, кукла Даша ставит перед детьми проблемы, задачи, решение которых педагог организует через практические виды деятельности, доступные ребенку (сравнение, преобразование, воссоздание, счет, вычисление, комбинирование, моделирование и др.). Дети совершают увлекательное путешествие в деревню, лес, на речку и т. д. С детьми ведется активный диалог.

В интегрированном занятии «Разбиваем клумбу» дети применяют комбинаторные действия и действие моделирования при решении практических задач: - формировать умение по разному разбивать площадь прямоугольника на разные части и по разному размещать в этих участках элементы множества, умение создавать проект клумбы, развивать творческое мышление.

У каждого ребенка прямоугольник из бумаги размером 20*10 см. -модель клумбы. Задача – на каждой клумбе необходимо сделать ямки для посадки 5 кустов (дети рисуют карандашом ямки-5, их расположение не имеет значения. Далее педагог говорит, что приготовлена рассада цветов (бархатцы (ж, астры (фиол., цинний (роз., календулы (оранж.). Дети, используя карандаши желтого, фиолетового, розового и оранжевого цветов, размещают в ямки рассаду. Все варианты вывешиваются на доске и выбирают наиболее удачные. Среди критериев может быть симметричность ямок, сочетание окраски, высота стеблей и др.

Или другой вариант – в клумбу квадратной формы, которую надо разделить на 4 равные части, посадить по 1 кусту роз (есть 2 куста белых и 2 куста красных роз).

- Как можно по-разному разделить площадь этой клумбы на 4 равные части?

Затем рассматриваются разные комбинации расположения кустов на клумбе.

Можно составлять разные модели букетов, например, из 10 цветов (3 желтых, 2 красных тюльпанов и 5 нарциссов). Цветы заменяют кружками желтого, красного (тюльпаны)

и белого (нарциссы) цветов. Получается 8 моделей букетов цветов.

Другое комбинаторное задание – на цветной клумбе сидели шмель, жук, стрекоза, бабочка и муха. Двое насекомых улетели.

Какие пары насекомых могли улететь? (можно составить 10 пар насекомых).

Состав числа – тоже вид комбинаторных заданий о разностном отношении между числами.

В комбинаторных заданиях допускаются не одно возможное решение, а несколько.

Задание: У детей есть геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты. Надо сделать карточки для геометрического домино (получается 10 карточек).

Задание: Для составления башенок взяли 4 кубика: 1 синий и 3 зеленых. Сколько разных вариантов башенок можно из них составить? (4 варианта).

Целенаправленно можно организовать в игровой форме ситуации, с которыми ребенок встречается на практике (составить меню для кролика, накрыть стол к приходу гостей, разбить грядку в огороде, разместить животных в сарае и т. д.).

Подготовила учитель-дефектолог Васина М. В. МБДОУ №205.

ЛИТЕРАТУРА.

1 К. А. Киричек, А. А. Вендина «Комбинаторные задачи как одно из средств развития математических представлений дошкольников». Журнал «Дошкольная педагогика», № 3, 2018 год.

2 Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева «Комбинаторные задания как средство развития познавательных действий у детей дошкольного возраста». Ж. «Научный поиск», 2015 г., №2.

3 Авторы те же. «Развитие гибкости мышления детей дошкольного возраста с использованием комбинаторных заданий».

Журнал «Одаренный ребенок», 2015 г., №5.

4 И. И. Целищева, И. Б. Румянцева «Современные подходы к развитию познавательных способностей дошкольников».

Журнал «Одаренный ребенок», 2014 г., №4.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей и детской инициативы в процессе ознакомления с культурой Кубани Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска муниципального образования Ейский.

Развитие творческой активности и инициативности педагога в процессе работы с дошкольниками в условиях реализации ФГОС Что такое творчество? Творчество – это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных.

Презентация «Развитие творческой активности и инициативности педагога в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС» В данном опыте работы представлены методические продукты, соответствующие основным направлениям ФГОС. Это красиво, познавательно, развивает.

Доклад на педсовете «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116» комбинированного вида Подготовила воспитатель: Веряскина.

Презентация «Развитие коммуникативных способностей детей в процессе игровой деятельности» Развитие коммуникативных способностей детей в процессе организации игровой деятельности. Рыжова Ю. Ю. Актуальность Последние исследования.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД N 15» (МБДОУ ДС N 15) Проект на тему:" Развитие творческих.

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр Коммуникативные способности позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на.

Развитие творческих способностей вне занятий изобразительной деятельностью В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка. (Уильям Блейк).

Реализация LEGOтехнологий в образовательном процессе коррекционных групп Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Введение федеральных государственных стандартов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие комбинаторных способностей в процессе коррекционных занятий с детьми — дошкольниками
Опубликовано: 18 марта 2019 в 15:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД