Васина Маргарита
Развитие комбинаторных способностей в процессе коррекционных занятий с детьми — дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему: «Развитие комбинаторных способностей в процессе коррекционных занятий с детьми».
Комбинаторное мышление представляет собой как бы переходную форму от образного мышления к абстрактно-логическому, а также наоборот, так как оно включает в себя самые разные элементы: мотивационные, операционные, содержательные, абстрактно-логические и образные.
Публикация «Развитие комбинаторных способностей в процессе коррекционных занятий с детьми — дошкольниками» размещена в разделах
Комбинаторное мышление – способность решать комбинаторные задачи. Изучается в математике, в языкознании, в искусстве, в химии, в программировании, в генетике, в психологии, связи, литературе.
Формирование комбинаторных способностей – важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Они включают в себя умения:
- находить оптимальную комбинацию, отвечающую требованиям ситуации (шахматной, коммуникативной и т. д.) :
- видеть все разнообразия возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию;
- прогнозировать как можно более полно возможные эффекты и последствия комбинаций.
Формирование комбинаторного мышления требует специальных педагогических методов, поскольку самостоятельно такое мышление не формируется.
Профиль интеллекта строится по следующим критериям:
- дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение.
Эти критерии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс.
В быту и в профессиональной деятельности часто приходится использовать математические знания для выполнения повседневных дел и обязанностей. Встречаются задачи, решая которые следует составлять различные комбинации из определенного конечного числа элементов и подсчитывать число получившихся комбинаций. Такого вида задачи называются комбинаторными. Программа начального общего образования по математике показала необходимость формирования умения решать задачи логического и комбинаторного характера у младших школьников (разделы «Решение текстовых задач», «Работа с данными»). Поэтому дошкольников необходимо подготовить к изучению комбинаторики в школе. Пропедевтика по формированию знаний, умений, определенных Программой, говорит о необходимости соблюдения принципа преемственности всех ступеней образования. Овладение математическими знаниями, умениями и навыками должны стать средством творческого развития дошкольников. Наиболее успешными в школе те дети, которые умеют применять свои знания, умения и навыки в нестандартной ситуации. Т. е. обладают гибкостью мышления (быстрая смена способов решения, перестройка интерпретации ситуаций). Они предлагают сразу несколько вариантов решений, комбинируя и варьируя известные элементы задачи.
У детей с ЗПР многие авторы (Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович и другие) отмечают низкую познавательную активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы с ЗПР. У детей обнаруживается недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям. Поэтому такие дети без специальной коррекционной работы будут испытывать стойкие трудности в обучении.
Предметное моделирование – важная основа, обеспечивающая переход в умственном развитии ребенка от наглядно- действенного мышления к наглядно-образному. Во 2 младшей группе ребенок заменяет объекты окружающей действительности геометрическими фигурами (яблоко – кругом, сливу – овалом) и наоборот – геометрическим фигурам ставят в соответствие объекты окружающей действительности. Это элементарное кодирование и декодирование информации.
Дети старшего возраста овладевают умением создавать целостную модель в форме рисунка рассматриваемой ситуации. У детей развивается творческое мышление. Сначала дети учатся составлять различные неупорядоченные наборы (компот из сухофруктов, салат из овощей) и упорядоченные (бусы, башенка из кубиков) наборы, а в старшем возрасте определять и число таких наборов. А затем дети используют действия моделирование комбинаторных действий для описания понятий, связанных с живой и неживой природой (окружающий мир). Они овладевают методами комбинаторных заданий поэтапно.
Многие авторы (Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева) освещают опыт использования комбинаторных заданий и игр в развитии детей 4-7 лет и показывают, как комбинаторные задачи могут являться одним из эффективных средств развития комбинаторных действий (сравнения, классификации, анализа, синтеза, обобщения, аналогии, моделирования) и гибкости мышления у детей, а также познавательной мотивации, внимания, памяти, связной объяснительной речи.
Для успешного освоения способов решения комбинаторных задач следует научить ребенка выделять различные признаки предметов и классифицировать их по разным основаниям. Поэтому комбинаторные задачи для дошкольников должны включать данные операции. Комбинаторные задания должны быть практической направленности, чтобы дети могли их решать не только способом перебора, но и с помощью составления таблиц. На основе практических действий дети используют комбинации на сочетания, размещения, перестановки, а также на правила суммы и произведения. Комбинаторные задания допускают не одно возможное решение, а несколько. Основным средством творческого мышления является выполнение комбинаторных заданий разных видов.
Например, детям предлагается выбирать из ряда опорных карточек те, которые связаны с понятием «домашние животные» (человек, дом, сарай (двор, убирает, кормит (поит, содержит из-за уюта, получает продукты (шерсть, молоко, не боится хозяина.
После составления нужной комбинации графических моделей дети «читают» понятие «домашние животные» : домашние животные живут в доме или во дворе, рядом с человеком, человек о них заботится, строит им жилье, убирает, кормит, поит; животных человек разводит ради уюта, для получения продуктов, они не боятся хозяина.
С помощью моделирования и комбинаторных действий дети составляют понятия «рыбы», «птицы».
Математическое развитие детей протекает во взаимосвязи с другими направлениями развития, в том числе и с речевыми. Например, задания следующего вида.
Задание 1.
«Зашифруй фрукты» (киви, слива, абрикос). Надо выложить в пустых табличках, соответствующих фрукту, столько кругов, сколько букв «И» и «В» в слове, и столько квадратов, сколько в них других букв, тогда ты сможешь «зашифровать» (представить) название фруктов в виде кругов и квадратов.
Задание 2.
«Зашифрованные» тобой фрукты расположились на тарелках. Надо выяснить, какие фрукты находятся на каждой из тарелок, а затем тарелки с одинаковыми фруктами раскрась в одинаковые цвета.
В таких заданиях решаются комбинаторные задачи на размещения и сочетания и сделать вывод об их отличии и сформировать понимание, что в одних случаях порядок расположения предметов важен для решения задачи, а в других случаях – нет. Это подготавливает основу для понимания детьми того, что при размещении предметов порядок их следования учитывается, а при сочетании – нет.
После выполнения основного задания целесообразно задать следующие вопросы:
- Можно ли другим способом положить два фрукта на тарелку. (нет).
- Если «да, то попробуйте их найти.
- Сколько разных способов расположения двух фруктов из трех вы увидели на картинке. (6 или 3, если ребенок способен обнаружить одинаковые наборы.
- Почему тарелки под номерами 1 и 6, 2 и 4, 3 и 5 можно закрасить в одинаковые цвета. (Потому что на этих тарелках одни и те же наборы фруктов).
- Как вы думаете, важна ли последовательность расположения фруктов на тарелке для их узнавания и почему. (нет, так как неважно, в какой последовательности называть фрукты, главное – перечислить их все, не пропустив ни один и не назвав один и тот же несколько раз).
Для решения комбинаторных задач на перестановки можно предложить дошкольникам задания следующего вида.
Задание 3.
- Оля, Валя и Костя пошли в магазин купить себе мороженое. Какими разными способами они могли встать в очередь у кассы?
Зашифруй имена детей квадратами по количеству букв в имени и расположи их по трем местам в очереди.
- Сколько разных способов получилось? (6 разных способов последовательности детей в очереди).
При решении задач на перестановки важно обратить внимание на логику последовательности перебора, чтобы не пропустить ни одного возможного варианта. Здесь важно выстроить рассуждения в следующем виде: «Первым в очереди может быть любой из детей.
Если первой в очереди встала Оля, то вторым в очереди может быть Валя или Костя. Если второй в очередь встала Валя, то третьим будет Костя. А если вторым в очередь встал Костя, тогда третьей будет Валя». По аналогии рассмотреть очереди, где первой будет Валя, а затем – где первым будет Костя.
Эти комбинаторные задания имеют интегрированный характер, поскольку в процессе их выполнения дети применяют знания из речевого (чтение и письмо) и познавательного развития (математические представления). Решение подобных заданий позволяет ребенку осваивать различные формы представления информации для наглядности, выстраивать рассуждения и понимать смысл сочетаний размещений, перестановок, что способствуют дальнейшему освоению соответствующих комбинаторных формул.
Интегрированное обучение предполагает овладение, а затем использование детьми действий моделирования и комбинаторных действий для описания понятий, связанных с живой и неживой природой (окружающий мир).
Занятия по ФЭМП проводятся в игровой форме, например, кукла Даша ставит перед детьми проблемы, задачи, решение которых педагог организует через практические виды деятельности, доступные ребенку (сравнение, преобразование, воссоздание, счет, вычисление, комбинирование, моделирование и др.). Дети совершают увлекательное путешествие в деревню, лес, на речку и т. д. С детьми ведется активный диалог.
В интегрированном занятии «Разбиваем клумбу» дети применяют комбинаторные действия и действие моделирования при решении практических задач: - формировать умение по разному разбивать площадь прямоугольника на разные части и по разному размещать в этих участках элементы множества, умение создавать проект клумбы, развивать творческое мышление.
У каждого ребенка прямоугольник из бумаги размером 20*10 см. -модель клумбы. Задача – на каждой клумбе необходимо сделать ямки для посадки 5 кустов (дети рисуют карандашом ямки-5, их расположение не имеет значения. Далее педагог говорит, что приготовлена рассада цветов (бархатцы (ж, астры (фиол., цинний (роз., календулы (оранж.). Дети, используя карандаши желтого, фиолетового, розового и оранжевого цветов, размещают в ямки рассаду. Все варианты вывешиваются на доске и выбирают наиболее удачные. Среди критериев может быть симметричность ямок, сочетание окраски, высота стеблей и др.
Или другой вариант – в клумбу квадратной формы, которую надо разделить на 4 равные части, посадить по 1 кусту роз (есть 2 куста белых и 2 куста красных роз).
- Как можно по-разному разделить площадь этой клумбы на 4 равные части?
Затем рассматриваются разные комбинации расположения кустов на клумбе.
Можно составлять разные модели букетов, например, из 10 цветов (3 желтых, 2 красных тюльпанов и 5 нарциссов). Цветы заменяют кружками желтого, красного (тюльпаны)
и белого (нарциссы) цветов. Получается 8 моделей букетов цветов.
Другое комбинаторное задание – на цветной клумбе сидели шмель, жук, стрекоза, бабочка и муха. Двое насекомых улетели.
Какие пары насекомых могли улететь? (можно составить 10 пар насекомых).
Состав числа – тоже вид комбинаторных заданий о разностном отношении между числами.
В комбинаторных заданиях допускаются не одно возможное решение, а несколько.
Задание: У детей есть геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты. Надо сделать карточки для геометрического домино (получается 10 карточек).
Задание: Для составления башенок взяли 4 кубика: 1 синий и 3 зеленых. Сколько разных вариантов башенок можно из них составить? (4 варианта).
Целенаправленно можно организовать в игровой форме ситуации, с которыми ребенок встречается на практике (составить меню для кролика, накрыть стол к приходу гостей, разбить грядку в огороде, разместить животных в сарае и т. д.).
Подготовила учитель-дефектолог Васина М. В. МБДОУ №205.
ЛИТЕРАТУРА.
1 К. А. Киричек, А. А. Вендина «Комбинаторные задачи как одно из средств развития математических представлений дошкольников». Журнал «Дошкольная педагогика», № 3, 2018 год.
2 Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева «Комбинаторные задания как средство развития познавательных действий у детей дошкольного возраста». Ж. «Научный поиск», 2015 г., №2.
3 Авторы те же. «Развитие гибкости мышления детей дошкольного возраста с использованием комбинаторных заданий».
Журнал «Одаренный ребенок», 2015 г., №5.
4 И. И. Целищева, И. Б. Румянцева «Современные подходы к развитию познавательных способностей дошкольников».
Журнал «Одаренный ребенок», 2014 г., №4.