Наталия Балакирева
Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений
— одна из важных задач воспитания личности
ребёнка дошкольного возраста”
В. А. Сухомлинский
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Публикация «Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В новейшем философском словаре термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей : игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной и т. д.
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Способность к общению состоит из: 1) желания вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умения организовать общение («Я умею!»); 3) знания норм и правил поведения («Я знаю!»). Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.
По определению ученого Б. Н. Головина, «коммуникативные качества речи — это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи»
Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
Правильность речи – это ее соответствие нормам современного литературного языка.
Точность речи – это, прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности.
Логичность речи - отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в речи.
Чистотой можно назвать «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности…
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Богатство – разнообразие речи.
Уместность речи (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь, отвечающей целям и условиям общения».
В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом.