Вахрушева Ольга Ануфриевна
Развитие коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей через сюжетно-ролевую игру.
Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.
К. А. Аксаков.
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дошкольное детство – большой отрезок жизни детей. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включаться во взрослую жизнь, что ему еще недоступно. Кроме того, он сильно стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними действия.
Развитие речи – одно из важнейших направлений воспитательной работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. В период младшего дошкольного детства совершенствуется речь.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. По проблеме развития связной речи у детей на разных исторических этапах уделяли много внимания такие психологи и педагоги, как С. Л. Рубенштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.
Развитие связной речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников. А. С. Выготский, А. Н. Леонтьев утверждают, что формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять в сюжет но-ролевой игре, потому что она оказывает положительное влияние на ее развитие. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за «партнера», подражает гудению самолета, голосам животных.
Игра – это не прост о развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь.
Д. Родари утверждает, что именно в сюжетно-ролевой игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка.
Высоко оценивая роль сюжетно-ролевой игры, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе». Как показывают исследования, если до наступления зрелого возраста человек не приобрел определенных умений и опыта общения и сотрудничества, потом компенсировать приходится очень трудно (А. В. Мудрик). Поэтому необходимо прививать детям навыки коммуникативного общения с раннего возраста. Это предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи.
Проблема повышения коммуникативной активности остается одной из важнейших проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Развивать коммуникативные способности следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Детям раннего возраста свойственны подражательность, легкая внушаемость.
Поэтому в младшем дошкольном возрасте воспитатель является примером в игре. Мы, воспитатели, в этом возрасте играем «рядом», а затем «вместе». Все свои действия проговариваем. Играя «вместе» с детьми, мы ведем с ними беседу, показывая пример общения между членами семьи.
Важнейшим источником и средством коммуникативного развития детей является художественная литература. До введения той или иной профессии, мы знакомим детей с произведением, где описываются люди данной профессии. Например, введением в игру роли врача, мы ходили на экскурсию в медицинский кабинет, читали сказку К. И. Чуковского «Доктор Айболит, смотрели мультфильм о нем. Обсуждали обязанности врача, его действия в различных ситуациях. Затем, надев белую шапочку доктора, объясняем, я – доктор, буду вас лечит. Прошу показать животик, горлышко и т. д.
Полечив детей, мы предлагаем принять роль доктора кого-то из детей. Одна и та же ситуация проигрывается нами несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения в различных ситуациях. В конце игры мы обсуждаем, какой доктор больше понравился, и обязательно каждого доктора хвалим за игру.
Суть ролевой игры как средство коммуникативного развития, по мнению А. Б. Добрович, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязать контакт, правильно вести беседу) решается участниками игры путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации.
Игровая деятельность есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение коммуникативной активности ребенка.
Не поучать и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку!
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при помощи речи ребенок создает игру, а в игре ребенок развивает и совершенствует свои коммуникативные способности.
Развитие речи осуществляется также в совместной деятельности по другим разделам программы. Проводятся ежедневно беседы, артикуляционные и пальчиковые игры, дидактические и режиссерские игры, настольный театр, чистоговорки и скороговорки, составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, экскурсии при знакомстве с профессиями, чтение художественной литературы, слушание и просмотр сказок.