МААМ-картинки

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности

Гущина Екатерина Геннадьевна
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдая в последние годы возрастающую тенденцию к одиночеству у дошкольников, их нежелание быть вместе, в коллективе, играть со сверстниками, я пришла к мысли о необходимости усиления работы по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности» размещена в разделах

Наиболее эффективным и интересным для меня способом стала совместная деятельность художественно-эстетического направления. Способы организации совместной практической деятельности, которые задают конкретную форму такой связи, могут быть самыми различными. Например, совместная деятельность группы детей (к примеру, при изготовлении аппликации по образцу) может быть организована так, что отдельные части работы приблизительно равной трудности будут выполняться разными детьми, после чего последует их объединение (ребенком или взрослым) в единый продукт. При такой организации деятельности, возникающие эмоциональные проявления обнаруживают себя преимущественно в момент соединения отдельных частей в целое.

Задача организации у детей совместной деятельности не столь проста, как кажется. Нередко здесь имеет место упрощенческий подход, когда детям предлагается работать вместе (строить, лепить, клеить, не раскрывая перед ними, что же означает «вместе». Чтобы совместная деятельность действительно способствовала развертыванию между детьми положительных взаимоотношений, чтобы ребенок видел сверстника, понимал его и откликался на его состояние, недостаточно только постановки общей задачи, которая должна воплотиться в совокупном продукте. Очень важно задать конкретную форму взаимосвязи и взаимозависимости отдельных предметных действий (распределить этапы деятельности, действия, обозначить точки соприкосновения, выделить воздействия и т. п., которая способствовала бы развертыванию между детьми активного общения по поводу работы, включая обсуждение социального смысла деятельности, ее назначения, вклада отдельных участников, условий ее успешного осуществления. Это - задача трудная, но очень важная в воспитательном отношении, и на ее решении мне пришлось сосредоточить свои усилия при организации совместной деятельности детей.

Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы разъяснить, как следует договариваться, учитывая желания товарищей, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить на другой задаче. Начинать работу надо таким образом, чтобы задача стояла как коллективная (т. е. ставим цель, для достижения которой требуются общие усилия; разъясняем целесообразность организации коллективной деятельности, в какой форме оценивается результат работы как итог усилий, стараний всех участников.

Способы сотрудничества формируется у детей постепенно. Вначале я предлагала несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. Таким образом, можно предположить, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные нравственные качества работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

В преддверии праздника Осени мы с ребятами решили создать осеннее панно. В процессе создания общей работы каждый ребенок смог подобрать то направление работы, которое было ему наиболее интересно. Кто-то рисовал деревья, некоторые ребята вырезали листья, нов создании итоговой работы участвовала вся группа. В процессе создания панно между детьми возникла дружественная обстановка, я наблюдала взаимопомощь у детей и видела то, как дети, предпочитающие одинокие игры, в процессе совместной деятельности с легкостью вливаются в детский коллектив. В их глазах я вижу интерес, стремление внести свою лепту в общий шедевр. Появилось желание к совместному труду и играм со сверстниками

Сформированные способы сотрудничества оказались достаточно устойчивыми, так как они реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт социально нравственных качеств дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру, а также в повседневное общение.

Опираясь на свой опыт, я могу сказать, что воспитателю следует принимать участие в том случае, когда он не уверен в том, что дети доведут дело до конца. Воспитатель поддерживает интерес детей к работе, не давая ему угаснуть на полпути. Можно оценивать промежуточный результат, например: "Вот мы уже половину работы сделали, осталось немного и дело сделано". Таким образом, фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, мы ведем их к достижению конечной цели.

Совместная деятельность взрослых и детей обогащает тех и других, открывает детские сердцу глубокому нравственно-социальному воздействию. Не случайно В. А. Сухомлинский считал совместную работу с детьми самыми радостными часами педагогического труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения, их нравственные качества.

Литература:

1. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», издание четвертое, Издательство «Радянська школа», г. Киев, 1973

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности
Опубликовано: 8 июля 2022 в 00:47
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Гущина Екатерина Геннадьевна (УИ 1531101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД