МААМ-картинки

Развитие конструктивных способностей дошкольников в рамках программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Светлана Пашкова
Развитие конструктивных способностей дошкольников в рамках программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В данной статье освещается опыт работы воспитателя МДОУ «Оредежский детский сад» по внедрению парциальной программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров». Рассматриваются понятия: конструирование, конструктивная деятельность, конструктивное и техническое творчество. Освещаются условия успешного внедрения Программы, приводятся примеры из опыта работы.

Публикация «Развитие конструктивных способностей дошкольников в рамках программы „От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров“» размещена в разделах

Ключевые слова: педагогическая инновация, Ф. Фрёбель, «Дары Фрёбеля», конструирование, техническое творчество.

Одной из характеристик современного мира является проникновение инноваций и технологий во все сферы жизни и деятельности. И поэтому обществу все больше и больше нужны люди, которые будут способны не только пользоваться техникой и технологиями, но и вносить нечто новое, нестандартно решать возникающие проблемы и задачи. И закладываться новые знания должны уже с раннего детства.

Современные дети, живя в эпоху развития информационно-коммуникационных технологий, компьютеризации и роботостроения, с ранних дней сталкиваются с огромных числом гаджетов и новых технологий. И, учитывая современные тенденции, должны уметь пользоваться всем этим чуть ли не с первых дней жизни. Как бы мы не хотели, чтобы дети не играли в компьютер, не пользовались планшетами и сотовыми телефонами, мы не в состоянии остановить технический прогресс, а значит, и процесс обучения, даже в условиях непосредственно образовательной деятельности в детской дошкольной организации, должен проходить с учетом современных тенденций, то есть – готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих высокими интеллектуальными способностями и возможностями. Именно в них остро нуждается наше государство. И начинать готовить будущих специалистов и инженеров необходимо готовить не в вузах, а уже с момента поступления в дошкольную образовательную организацию.

Нужно отметить, что у современных дошкольников очень выражен повышенный интерес к техническому творчеству. Этому есть простое объяснение. Сегодня выбор развивающих игр огромен, включая планшеты для детей и разнообразные конструкторы. Это позволяет развивать у детей аналитический ум, техническую пытливость и другие качества личности.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу поиска такого подхода к развитию дошкольника, который позволит развивать активные навыки не только за счет развития мелкой моторики и конструктивного мышления, но и учить размышлять и рассказывать о полученных навыках. В отличие от прошлых периодов, когда приоритетом было просто конструктивное мышление, современный Стандарт требует всестороннего развития ребенка, в особенности развития творчества и конструктивных способностей.

Конструирование позволяет развить в ребенке дошкольного возраста очень многое – эмоциональную сферу (радость от того, что получилось; огорчение от неудачи; стремление к продолжению работы над конструкцией и волевые усилия и т. д.); познавательную активность (во время конструирования ребенок получает различные знания; углубляет и уточняет свои представления об окружающем мире); формирует наглядно-действенное мышление (в процессе решения конструктивных задач) [2].

Что представляет собой конструирование и конструктивная деятельность? Термин происходит от лат. «construere», что означает «построение». Детское же конструирование понимается достаточно широко – и как строительство с помощью различных конструкторов, и как изготовление поделок из различных материалов [3,c.49].

Конструктивная деятельность также трактуется по-разному. Отечественные исследователи конечным итогов данного процесса видят некий продукт, заранее определенный и тщательно продуманный. Зарубежные ученые трактуют термин более широко – и как способность выполнять целесообразные действия по инструкции, и как новшества, которые вносятся ребенком в процесс «постройки» [6].

О том, насколько ценен процесс конструирования, говорили еще классики педагогической науки. Например, еще А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру [3, c. 53].

Выделяются два типа конструирования : техническое (из строительного материала, из деталей конструктора, из специальных блоков) и художественное (из бумаги и конструирование из бросового материала) [6]. Оба типа конструирования одинаково важны для развития ребенка. При техническом конструировании дети могут отражать в процессе деятельности, как реальные объекты, так и фантастические (из сказок, мультипликационных фильмов, собственной фантазии и пр.). В художественном конструировании дети чаще всего отображают свое отношение к создаваемым образом, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой; нежели отображают их структуру.

Неважно, какой вид конструирования используется, в процесс дети обязательно проходят два этапа. На первом идет творчество – создание замысла. На втором – замысел воплощается в деятельности. Оба этапа развивают в ребенке конструкторское мышление, которое позволяет раскрыть так называемые конструкторские умения – умения видеть невидимые линии и части, умение мысленно его разбирать, собирать и преобразовывать [4].

Конструирование и моделирование в дошкольном возрасте занимает немаловажное значение. Сформированные в этом возрасте конструктивные умения и навыки используются в дальнейшей учебной деятельности. Особенно важна деятельность по формированию таких умений в старшем дошкольном возрасте.

Для того чтобы полноценно развивать детское творчество в технической сфере и развивать конструктивное мышление в ДОУ, где работает автор была внедрена парциальная программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» [1]. На сегодняшний день данная программа олицетворяет инновационный подход к развитию детского технического творчества и конструирования.

Программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» позволяет решить сразу несколько задач – сформировать основы технической грамотности воспитанников; развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности; обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования) [5].

Задумка Фридриха Фрёбеля – конструктор, который на сегодняшний день носит название «Дары Фрёбеля», представляет собой набор разных типов игр для каждого возраста. Специально подобранный предмет материал позволяет так построить образовательный процесс, чтобы процесс моделирования и конструирования превратился в увлекательную игру. А также осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности.

Программа «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров», авторами которой является коллектив в составе Т. В. Волосовец, Ю. В. Карповой, Т. В. Тимофеевой, в своей основе использует сразу несколько педагогических подходов: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуальный и дифференцированный. Все это позволяет таким образом организовать процесс конструирования и технического творчества, чтобы выявить самобытность каждого ребенка, учесть индивидуальные особенности и при этом развить коммуникативные умения.

Для успешного внедрения Программы в работу Оредежского детского сада, автором были созданы следующие условия:

правильная организация рабочего пространства в группе;

детям предоставлялся выбор целей и средств в процессе конструирования, которые соответствовали бы их силе и интересам;

учет индивидуальных особенностей детей, то есть воспитанники работали в своем темпе.

Таким образом в группе был организован общий стол для работы, поверхности которого хватало для всех участников процесса конструирования из наборов «Дары Фрёбеля» (см. Рисунок 1).

Рис. 1 – Организация рабочего пространства

Места за столом не определялись «жестко» и не «закреплялись» за каждым участником творческого процесса. Каждый ребенок перед началом занятия выбирал себе место «по душе». Кроме того, дети могли свободно перемещаться при необходимости.

Также для всех были доступны разные виды материалов, и можно было выбрать любой материал для творчества согласно замыслу (см. Рисунок 2).

Рис. 2 – Творческий процесс

Автор статьи – воспитатель – не является статичной фигурой, он полноценный участник технического творчества. Это очень важно – не отделять себя от детей, стать старшим товарищем, помощником (см. Рис. 3). Особенно важно это для тех детей, которые более других нуждаются в помощи. Но помощь не осуществляется в виде сухих инструкций, напротив, воспитатель становится примером для подражания. Вместе с детьми обсуждается то, что будет происходить на занятии, обсуждается замысел и сам процесс творчества. Таким образом, педагог «заражает» детей своим энтузиазмом и ориентирует их на достижение цели.

Рис. 3 – Работа педагога с детьми

Чтобы процесс конструирования был максимально результативным, помимо помощи и свободы выбора необходимо, чтобы цели, предложенные педагогом, соответствовали возможностям и способностям детей. Но при этом дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его.

Процесс творческого конструирования можно разделить на несколько стадий. Сначала дети активно включаются в игру, у них возникает интерес и желание играть, обсуждается замысел, появляется цель. На второй стадии педагог знакомит ребенка с тем видом деталей конструктора, с которым предстоит работа, при этом учитывается желание ребенка и предоставляется ему возможность в выборе необходимых деталей, которые понадобятся в процессе конструирования. На данном этапе ребенку предстоит выполнять конструкцию, действуя по сюжету или по замыслу. Следующая стадия – творческое проявление. Ребенок занят поиском самостоятельных решений и действий. Он подбирает, придумывает (см. Рис 4). Основной задачей творческого конструирования является формирования у детей образного мышления.

Рис. 4 – Результаты творчества

Незаметные поначалу, маленькие шаги в техническом творчестве и конструировании в дальнейшем станут большими успехами в сфере инженерного дела. Ведь именно в детском саду находится начало цепочки: «конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации». Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.

Развитие конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования «Даров Фрёбеля» позволит заложить основы логического мышления, развить индивидуальные творческие способности в области моделирования, открыть мир инженерного творчества. И это огромный вклад в будущее нашей страны.

Список литературы

1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.

2. Запорожец А. В. Восприятие и действие/ А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и др. - М. : Просвещение, 1967 – 287с.

3. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология /

И. Ю. Кулагина. – М. : Академический Проект, Трикста, 2011. – 320 с.

4. Лоренсо, Л. С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада/ Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве /Л. С. Лоренсо. - М. : 2010. – 175 с.

5. Николаева А. В. Педагогическое наследие Ф. Фребеля в реализации современного стандарта дошкольного образования // Ист. -пед. журн. – 2018. – № 4. – С. 188–200

6. Полушина, Н. В. Использование инновационных технологий в работе с бумагой // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.)./Н. В. Полушина. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 51-53.

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Использование бросового материала (картонных коробок) для развития конструктивных способностейИспользование бросового материала (картонных коробок) для развития конструктивных способностей В народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Преимущества и возможности образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»Преимущества и возможности образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Экономика страны сегодня нуждается в модернизации. Современный инженер должен не только осуществлять «трансфер научных идей в технологию.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Внедрение образовательной программы в ДОУ «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»Внедрение образовательной программы в ДОУ «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» В программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» предлагается технология образовательной деятельности с детьми, предусматривающая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие конструктивных способностей дошкольников в рамках программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Опубликовано: 18 октября 2021 в 14:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие конструктивных способностей дошкольников в рамках программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пашкова (УИ 274810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД