Афанасьева Ольга
Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Координационные способности характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами. Координация движений обеспечивается сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным, имеют выраженные возрастные особенности.
Публикация «Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети 5-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая. В возрасте 7 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
Наиболее широкую и доступную группу средств, для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими папками, скакалками и другие, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей (элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие, упражнения в равновесии).
Для развития способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег.
Профессор Е. П. Ильин установил, что те или иные двигательные способности, в том числе координационные (и даже их отдельные компоненты, обусловлены не одним каким-то свойством нервной системы, а определяются сочетанием определенных сочетаний этих свойств.
Оптимальный возраст для развития КС определить сложно. Условия кажутся лучшими в раннем возрасте, однако пожизненная чувствительность позволяет процессу моторики продолжаться на протяжении всей жизни, при наличии частых повторений и соответствующей мотивации, в зависимости от сложности задачи обучения. Тем не менее, периоды до полового созревания должны использоваться особенно интенсивно для соответствующих стимулов (особенно в отношении координации и скорости, поскольку имеет смысл влиять на созревающие функции. Было также доказано, что координационные способности особенно хорошо тренируются в данном возрасте. Однако это не означает, что никакие эффекты не могут быть достигнуты в более позднем возрасте. Широкая координация, по-видимому, благоприятствует более позднему успеху в моторном обучении.
Основой для проявления координационных способностей является слаженное функционирование всех систем организма, но прежде всего нервной системы. Координационные способности по своей сути – психомоторные процессы, обеспечивающую разнообразную двигательную активность человека. Разнообразие определений таких понятий как «координация» и «координационные способности» связано с тем, что данные способности представляют собой сложное образование, которое служит основой для воспитания физических способностей, и в то же время управляет двигательными действиями.
Развитие и совершенствование координационных способностей дает возможность экономить силы и точно выполнять движения по времени и в пространстве, регулируя при этом напряженность мышц. Первые попытки анализа и обобщения координационных способностей описаны в трудах такого исследователя как Н. Таппен, который классифицировал координационные способности по функциям на четыре группы и выявил 18 видов координационных проявлений, в последующем выделив 6 факторов на которых основывается вся структура координационных способностей.
Рассматривая группу школьников, многие авторы сходятся во мнении, что координационные способности – это способности к равновесию, воспроизведению ритма, ориентировки в пространстве, дифференциации, реакциям. Способностью к дифференцированию – это точность силовых, временных и пространственных параметров движения, которая может проявляться во многих упражнениях и рассматривается в единстве с другими физическими способностями.
Способность к реакциям проявляется в быстром реагировании на сигналы, различные новые движения, которое существуют во всех специфических упражнениях. Способность к ритму – это ритмизации движений в рамках определенного ритма, то есть способность выполнять движение в выбранном или заданном темпе. Способность к равновесию – это способность к быстрому перемещению и движению на площадке с разной площадью опоры или при неустойчивом положении. Способность к ориентировке в пространстве связана с изменением положения тела в пространстве и во времени. При этом двигательные упражнения А. А. Гужаловский и В. И. Лях делят на группы в зависимости от проявления общих или специальных координационных способностей.
По данным исследований автора Т. А. Куликовой, к 6-7-летнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения. Последовательное торможение хорошо концентрируется, т. е. показывает интенсивное, но стремительно проходящее воздействие на процессы возбуждения, все типы внутреннего торможения в данном возрасте формируются легко и являются более крепкими.
Дети дошкольного возраста в состоянии координировать свои действия заблаговременно до выданной инструкции, предугадывать акцептор действия. В дошкольном возрасте наблюдается способность детей к произвольной осмысленной регуляции мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, бег, прыжки. Дети только к семи-восьми годам способны к управлению симметричными прыжковыми движениями, т. е. к синхронной работе двух ног. По мнению авторов Л. Т. Майоровой, А. П. Панфиловой, Т. А. Куликовой, дошкольный возраст является благоприятным периодом развития скоростных, скоростно-силовых, гибкости и координационных способностей.
Двигательный анализатор у человека хорошо совершенствуется: дошкольнику доступны точные и тонкие двигательные акты такие, как игра на музыкальных инструментах, рисование, письмо и так далее, требующие дифференцированных реакций разнообразных мышечных групп. Двигательные и структурные особенности двигательного анализатора, которые связаны с тем, что он взаимодействует со всеми структурами центральной нервной системы (ассоциативными, проекционными и т. д.) и принимает участие в их деятельности, дают возможность говорить об особом значении двигательного анализатора в формировании деятельности головного мозга.
Как считает Л. И. Пензулаева при развитии координационных способностей важно следующие факторы. Начинать эту работу нужно с возможно более раннего возраста. Необходимо постоянное пополнение двигательного опыта, освоение новых движений и действий, что приводит к формированию в коре головного мозга новых связей и расширяет функциональные возможности в соответствующих направлениях. Обладая большим двигательным опытом, человек легче и эффективнее решает неожиданно возникшие двигательные задачи. Прекращение подобной работы ведет к остановке в развитии координационных способностей. При обучении необходимо учитывать исходный уровень развития координационных движений.
Для развития координационных возможностей целесообразно применять достаточно сложные по двигательной структуре упражнения с элементами новизны. Привычные движения в привычных условиях малоэффективны, как средство совершенствования координационных возможностей. Они могут быть использованы лишь в случае внесения изменений в их пространственные, временные или динамические характеристики: смена партнера, изменение рисунка или темпа боя, сбивающие факторы и т. д. В этом случае формируются достаточно двигательные умения и способности. Необходимо постоянно совершенствовать пространственно-динамическую точность движений путем упражнений, позволяющих повышать уровень оценки дистанции, характеристики направления, силы и времени ударов.
Работа координационной направленности требует расслабления неработающих мышц, что позволяет выполнить движения именно с заданными характеристиками. Развитие координационных способностей требует систематичности. Значительные перерывы в данной работе приводят к потере тонкой дифференцировки мышечных усилий и т. д. Упражнения должны быть не реже 3-х раз в неделю.
По мнению В. Н. Клещева совершенствование координационных способностей нужно проводить в условиях отсутствия заметного утомления. В структуре отдельного тренировочного занятия упражнения на координацию следует выполнять в начале основной части занятия. Между отдельными упражнениями должны быть достаточные интервалы отдыха. Это не исключает возможности совершенствования ловкости на фоне значительного утомления, что ведет к повышению экономичности техники движений и действий, совершенствует координационную выносливость.
Для развития функции равновесия можно рекомендовать комплексы упражнений включающих совершение игровых действий стоя на одной ноге; совершение игровых действий в положении стоя на шаткой опоре (скейт-борде, цилиндрах, полусфере, корзинах для мячей) совершение игровых действий стоя на коленях. После уверенного освоения игры на шаткой опоре можно рекомендовать их повторение с закрытыми глазами. Упражнения по развитию вестибулярной чувствительности: вращения с последующим удержанием равновесия; акробатические кувырки, перевороты, стойки на руках; прыжки с поворотом на заданный угол; напрыгивания и спрыгивания с возвышений и т. п. Прыжки с поворотом и прыжки с (на) возвышения с фиксацией позы упругости после приземления также являются подводящими упражнениями для формирования игровой стойки. В упражнения по развитию вестибулярной функции должны быть включены перемещения с изменением направления движения и изменением скорости перемещения: челночный бег, подвижные игры с мячом.
Для совершенствования координации целесообразно использовать игры с предметами (скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п.). Очень полезны использовать игры совместные вдвоем или небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или выполнение их в разных вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности. Чем больше у ребенка накапливается двигательных способностей, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
К спортивно-прикладным упражнениям для развития координационных способностей детей относятся :
– метание – при выполнении упражнений в катании, перекатывании мяча, обруча учить детей мягко касаться этих предметов пальцами, точно направлять их движение соизмерять усилие мышечное, пространственные и временные параметры;
– ползание, лазание – ползание на четвереньках с толканием мяча головой под дугами, змейкой, преодолевая препятствия в сочетании с другими видами движений. Учить детей пролезанию в обруч разными способами (сверху, снизу, прямо, боком). Лазание по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами. Темп меняется тогда, когда дети хорошо усвоили способы передвижения (координации движений частей тела в сочетании с движениями всего тела);
– движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему);
– упражнения с предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки, теннисные мячи и пр.);
– упражнения, требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, мячами, с длинными палками, в колонне – при передаче мяча и т. д.);
Подвижные игры классифицируются на индивидуальные (одиночными, которые дети могут провести сами (игры с мячом, скакалкой, классики и т. д., и используются в целях организации досуга, активного отдыха (на переменах, при продленном дне и в других случаях). Особое педагогическое значение имеют коллективные подвижные игры, в которых участвуют группы играющих. Во всех коллективных играх присутствует взаимовыручка, взаимопомощь в достижении установленной цели. Для коллективных игр характерна постоянно изменяющаяся ситуация игры, которая требует от игроков быстрой реакции. В связи с этим, в ходе игры происходит смена взаимоотношений, когда: каждый участник пытается создать для своей команды наиболее удачное относительно «противника» положение.
Воспитание специальной ловкости возможно при использовании подвижных игр на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию. Такие игры позволяют совершенствовать чувство мышечных усилий, чувство пространства, чувство времени, совершенствовать функции анализаторов, точность и своевременность движений. Игры такого типа должны проводиться в то время, когда организм не утомлен предшествующей нагрузкой. При их использовании необходимо включать интервалы отдыха между играми. Примерами таких игр являются два лагеря, попади в мяч, бег командам, защита товарища.
Примером подвижных игр, способствующих развитию координации, являются такие: «Пожарные», «Самый меткий», «Собери ленты», «Кот и мыши», «Перелет птиц», «Не дай мяч водящему», «С кочки на кочку», «Ловля бабочек» и др. Совершенствование статического равновесия можно в таких играх: «Морская фигура», «Замри», «Зеркало», «Совушка Сова». Умение быстро менять деятельность можно развивать в эстафетах с различными препятствиями. Для развития способности ориентироваться в пространстве использовались подвижные игры: «Постройся быстро в колонну», «Тройки, четвёрки», «Пилоты», «Найди себе пару», «Шишки, жёлуди, орехи»; ведение мяча по различным разметкам и линиям; эстафеты, включающие ходьбу и бег с преодолением различных препятствий и т. д.
Игра «Попади в корзину».
Цель игры: развить координацию движений, ловкость и глазомер. Инвентарь: мячи для метания, корзины, разметка.
Ход игры. На игровой площадке или в спортивном зале устанавливают корзины для мячей, по количеству корзин дети делятся на команды, расстоянии 2-3-4 м от корзин проводится черта, обозначающая место, с которого дети выполняют броски. У каждого игрока – по мячу. Задача команды – забросить как можно больше мячей в корзину. Команда победительница определяется по наибольшему количеству мячей в корзине.
Подвижная игра «Вышибалы».
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции. Инвентарь: мяч.
Ход игры. Два или более игроков занимают места напротив друг друга, в длину спортивной площадки или спортивного зала- это «вышибалы». Остальные игроки располагаются между ними, на середине. «Вышибалы» должны постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, убегая от мяча и возвращаясь на свое место в игре.
Для развития пространственных ориентировок целесообразно выполнять следующие упражнения:
– движения рук, контролируемые зрением (поднимание вверх, в стороны, назад);
– со сгибанием, вращением в суставах – в каком-либо одном направлении);
– движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости;
– движения ног вперед, в стороны, назад;
– движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево);
– движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему);
– движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону (тоже – в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе);
– бег с преодолением всевозможных препятствий, установленных в зале, на площадке;
– ходьба, бег и ведение мяча (рукой, ногой) по линиям и разметкам;
– прыжки на точность и всевозможные метания вдаль;
– прыжки через гимнастические круги, палки, расположенные на различном расстоянии друг от друга, прыжки с поворотом на установленное количество градусов;
– подвижные игры: «Быстро в колонну», «Тройки, четверки», «Найди и промолчи», «Найди себе пару», «Шишки, желуди, орехи» и т. д. ;
– упражнения требующие согласованных действий, нескольких детей (упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне - при передаче мяча и т. д.);
– упражнения с некоторыми предметами (мячи, скакалки и пр.).
Литература:
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн – М. : Физкультура и спорт, 2011. – 288 с.
2. Гурфинкель B.C. Центральные программы и многообразие движений / B.C. Гурфинкель, Ю. С. Левик // Управление движениями: под ред. А. А. Митькин Г. Пика. – М., 1990. – С. 32 – 42
3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль – М. ,1965. –587 с.
4. Дробышева С. А. Методика развития координационных способностей слабовидящих дошкольников в процессе адаптивного физического воспитания / С. А. Дробышева, Е. И. Сивко //Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения. – 2020. – С. 66–71.
5. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, – 2000. – 486 с.
6. Клещев В. Н. Взаимосвязь показателей соревновательной деятельности как характеристика особенностей приспособления боксера к экстремальным условиям соревнований мирового уровня / Клещев В. Н., Галочкин П. В. //Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2013. – №. 1. – С. 4–5.
7. Кравцов А. П. Особенности развития координационных способностей у
детей дошкольного возраста / Кравцов А. П. //Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. – 2019. – С. 236–239.
8. Кузьменко Т. А., Игнатьева Е. Н. Развиваем координацию у дошкольников / Кузьменко Т. А., Игнатьева Е. Н. // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – №. 2. – С. 86–89.
9 .Лях В. И. Координационные способности : диагностика и развитие / Лях В. И. – М, ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
10. Мартынова А. С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / Мартынова А. С. //Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – С. 389–398.
11. Мирошников А. А. Влияние занятий различной направленности на двигательно–координационные способности мальчиков 3–6 лет / Мирошников А. А. // Дис.. канд. пед. наук, М., РГАФК, 2000. – 159 с.
12. Назаров В. П. Координация движений рук и её совершенствование у детей младшего школьного возраста / Назаров В. П. // Дис.. канд. пед. наук, ГЦОЛИФК, М., 1964. – 217 с.
13. Пащенко Л. Г. Развитие координационных способностей у старших дошкольников средствами вида спорта" прыжки на батуте" / Пащенко Л. Г., Калашников А. //Восемнадцатая всероссийская студенческая научно–практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2016. – С. 1631–1633.
14. Пензудаева Л. И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста / Пензудаева Л. И. // Автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 1973. – 20 с.
15. Пичугина З. М. Особенности развития координационных способностей дошкольников при занятии спортивным туризмом / Пичугина З. М. //Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – №. 10–2. – С. 136–139.
16. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста : методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ/ Т. А. Тарасова. – М. : Сфера, 2006. – 36 с.