Приложение МААМ

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста

Афанасьева Ольга
Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Координационные способности характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами. Координация движений обеспечивается сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным, имеют выраженные возрастные особенности.

Публикация «Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети 5-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая. В возрасте 7 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

Наиболее широкую и доступную группу средств, для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими папками, скакалками и другие, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях при различных положениях тела или его частей (элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и другие, упражнения в равновесии).

Для развития способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой, высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег.

Профессор Е. П. Ильин установил, что те или иные двигательные способности, в том числе координационные (и даже их отдельные компоненты, обусловлены не одним каким-то свойством нервной системы, а определяются сочетанием определенных сочетаний этих свойств.

Оптимальный возраст для развития КС определить сложно. Условия кажутся лучшими в раннем возрасте, однако пожизненная чувствительность позволяет процессу моторики продолжаться на протяжении всей жизни, при наличии частых повторений и соответствующей мотивации, в зависимости от сложности задачи обучения. Тем не менее, периоды до полового созревания должны использоваться особенно интенсивно для соответствующих стимулов (особенно в отношении координации и скорости, поскольку имеет смысл влиять на созревающие функции. Было также доказано, что координационные способности особенно хорошо тренируются в данном возрасте. Однако это не означает, что никакие эффекты не могут быть достигнуты в более позднем возрасте. Широкая координация, по-видимому, благоприятствует более позднему успеху в моторном обучении.

Основой для проявления координационных способностей является слаженное функционирование всех систем организма, но прежде всего нервной системы. Координационные способности по своей сути – психомоторные процессы, обеспечивающую разнообразную двигательную активность человека. Разнообразие определений таких понятий как «координация» и «координационные способности» связано с тем, что данные способности представляют собой сложное образование, которое служит основой для воспитания физических способностей, и в то же время управляет двигательными действиями.

Развитие и совершенствование координационных способностей дает возможность экономить силы и точно выполнять движения по времени и в пространстве, регулируя при этом напряженность мышц. Первые попытки анализа и обобщения координационных способностей описаны в трудах такого исследователя как Н. Таппен, который классифицировал координационные способности по функциям на четыре группы и выявил 18 видов координационных проявлений, в последующем выделив 6 факторов на которых основывается вся структура координационных способностей.

Рассматривая группу школьников, многие авторы сходятся во мнении, что координационные способности – это способности к равновесию, воспроизведению ритма, ориентировки в пространстве, дифференциации, реакциям. Способностью к дифференцированию – это точность силовых, временных и пространственных параметров движения, которая может проявляться во многих упражнениях и рассматривается в единстве с другими физическими способностями.

Способность к реакциям проявляется в быстром реагировании на сигналы, различные новые движения, которое существуют во всех специфических упражнениях. Способность к ритму – это ритмизации движений в рамках определенного ритма, то есть способность выполнять движение в выбранном или заданном темпе. Способность к равновесию – это способность к быстрому перемещению и движению на площадке с разной площадью опоры или при неустойчивом положении. Способность к ориентировке в пространстве связана с изменением положения тела в пространстве и во времени. При этом двигательные упражнения А. А. Гужаловский и В. И. Лях делят на группы в зависимости от проявления общих или специальных координационных способностей.

По данным исследований автора Т. А. Куликовой, к 6-7-летнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения. Последовательное торможение хорошо концентрируется, т. е. показывает интенсивное, но стремительно проходящее воздействие на процессы возбуждения, все типы внутреннего торможения в данном возрасте формируются легко и являются более крепкими.

Дети дошкольного возраста в состоянии координировать свои действия заблаговременно до выданной инструкции, предугадывать акцептор действия. В дошкольном возрасте наблюдается способность детей к произвольной осмысленной регуляции мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, бег, прыжки. Дети только к семи-восьми годам способны к управлению симметричными прыжковыми движениями, т. е. к синхронной работе двух ног. По мнению авторов Л. Т. Майоровой, А. П. Панфиловой, Т. А. Куликовой, дошкольный возраст является благоприятным периодом развития скоростных, скоростно-силовых, гибкости и координационных способностей.

Двигательный анализатор у человека хорошо совершенствуется: дошкольнику доступны точные и тонкие двигательные акты такие, как игра на музыкальных инструментах, рисование, письмо и так далее, требующие дифференцированных реакций разнообразных мышечных групп. Двигательные и структурные особенности двигательного анализатора, которые связаны с тем, что он взаимодействует со всеми структурами центральной нервной системы (ассоциативными, проекционными и т. д.) и принимает участие в их деятельности, дают возможность говорить об особом значении двигательного анализатора в формировании деятельности головного мозга.

Как считает Л. И. Пензулаева при развитии координационных способностей важно следующие факторы. Начинать эту работу нужно с возможно более раннего возраста. Необходимо постоянное пополнение двигательного опыта, освоение новых движений и действий, что приводит к формированию в коре головного мозга новых связей и расширяет функциональные возможности в соответствующих направлениях. Обладая большим двигательным опытом, человек легче и эффективнее решает неожиданно возникшие двигательные задачи. Прекращение подобной работы ведет к остановке в развитии координационных способностей. При обучении необходимо учитывать исходный уровень развития координационных движений.

Для развития координационных возможностей целесообразно применять достаточно сложные по двигательной структуре упражнения с элементами новизны. Привычные движения в привычных условиях малоэффективны, как средство совершенствования координационных возможностей. Они могут быть использованы лишь в случае внесения изменений в их пространственные, временные или динамические характеристики: смена партнера, изменение рисунка или темпа боя, сбивающие факторы и т. д. В этом случае формируются достаточно двигательные умения и способности. Необходимо постоянно совершенствовать пространственно-динамическую точность движений путем упражнений, позволяющих повышать уровень оценки дистанции, характеристики направления, силы и времени ударов.

Работа координационной направленности требует расслабления неработающих мышц, что позволяет выполнить движения именно с заданными характеристиками. Развитие координационных способностей требует систематичности. Значительные перерывы в данной работе приводят к потере тонкой дифференцировки мышечных усилий и т. д. Упражнения должны быть не реже 3-х раз в неделю.

По мнению В. Н. Клещева совершенствование координационных способностей нужно проводить в условиях отсутствия заметного утомления. В структуре отдельного тренировочного занятия упражнения на координацию следует выполнять в начале основной части занятия. Между отдельными упражнениями должны быть достаточные интервалы отдыха. Это не исключает возможности совершенствования ловкости на фоне значительного утомления, что ведет к повышению экономичности техники движений и действий, совершенствует координационную выносливость.

Для развития функции равновесия можно рекомендовать комплексы упражнений включающих совершение игровых действий стоя на одной ноге; совершение игровых действий в положении стоя на шаткой опоре (скейт-борде, цилиндрах, полусфере, корзинах для мячей) совершение игровых действий стоя на коленях. После уверенного освоения игры на шаткой опоре можно рекомендовать их повторение с закрытыми глазами. Упражнения по развитию вестибулярной чувствительности: вращения с последующим удержанием равновесия; акробатические кувырки, перевороты, стойки на руках; прыжки с поворотом на заданный угол; напрыгивания и спрыгивания с возвышений и т. п. Прыжки с поворотом и прыжки с (на) возвышения с фиксацией позы упругости после приземления также являются подводящими упражнениями для формирования игровой стойки. В упражнения по развитию вестибулярной функции должны быть включены перемещения с изменением направления движения и изменением скорости перемещения: челночный бег, подвижные игры с мячом.

Для совершенствования координации целесообразно использовать игры с предметами (скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п.). Очень полезны использовать игры совместные вдвоем или небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или выполнение их в разных вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности. Чем больше у ребенка накапливается двигательных способностей, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

К спортивно-прикладным упражнениям для развития координационных способностей детей относятся :

– метание – при выполнении упражнений в катании, перекатывании мяча, обруча учить детей мягко касаться этих предметов пальцами, точно направлять их движение соизмерять усилие мышечное, пространственные и временные параметры;

– ползание, лазание – ползание на четвереньках с толканием мяча головой под дугами, змейкой, преодолевая препятствия в сочетании с другими видами движений. Учить детей пролезанию в обруч разными способами (сверху, снизу, прямо, боком). Лазание по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами. Темп меняется тогда, когда дети хорошо усвоили способы передвижения (координации движений частей тела в сочетании с движениями всего тела);

– движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему);

– упражнения с предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки, теннисные мячи и пр.);

– упражнения, требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, мячами, с длинными палками, в колонне – при передаче мяча и т. д.);

Подвижные игры классифицируются на индивидуальные (одиночными, которые дети могут провести сами (игры с мячом, скакалкой, классики и т. д., и используются в целях организации досуга, активного отдыха (на переменах, при продленном дне и в других случаях). Особое педагогическое значение имеют коллективные подвижные игры, в которых участвуют группы играющих. Во всех коллективных играх присутствует взаимовыручка, взаимопомощь в достижении установленной цели. Для коллективных игр характерна постоянно изменяющаяся ситуация игры, которая требует от игроков быстрой реакции. В связи с этим, в ходе игры происходит смена взаимоотношений, когда: каждый участник пытается создать для своей команды наиболее удачное относительно «противника» положение.

Воспитание специальной ловкости возможно при использовании подвижных игр на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию. Такие игры позволяют совершенствовать чувство мышечных усилий, чувство пространства, чувство времени, совершенствовать функции анализаторов, точность и своевременность движений. Игры такого типа должны проводиться в то время, когда организм не утомлен предшествующей нагрузкой. При их использовании необходимо включать интервалы отдыха между играми. Примерами таких игр являются два лагеря, попади в мяч, бег командам, защита товарища.

Примером подвижных игр, способствующих развитию координации, являются такие: «Пожарные», «Самый меткий», «Собери ленты», «Кот и мыши», «Перелет птиц», «Не дай мяч водящему», «С кочки на кочку», «Ловля бабочек» и др. Совершенствование статического равновесия можно в таких играх: «Морская фигура», «Замри», «Зеркало», «Совушка Сова». Умение быстро менять деятельность можно развивать в эстафетах с различными препятствиями. Для развития способности ориентироваться в пространстве использовались подвижные игры: «Постройся быстро в колонну», «Тройки, четвёрки», «Пилоты», «Найди себе пару», «Шишки, жёлуди, орехи»; ведение мяча по различным разметкам и линиям; эстафеты, включающие ходьбу и бег с преодолением различных препятствий и т. д.

Игра «Попади в корзину».

Цель игры: развить координацию движений, ловкость и глазомер. Инвентарь: мячи для метания, корзины, разметка.

Ход игры. На игровой площадке или в спортивном зале устанавливают корзины для мячей, по количеству корзин дети делятся на команды, расстоянии 2-3-4 м от корзин проводится черта, обозначающая место, с которого дети выполняют броски. У каждого игрока – по мячу. Задача команды – забросить как можно больше мячей в корзину. Команда победительница определяется по наибольшему количеству мячей в корзине.

Подвижная игра «Вышибалы».

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции. Инвентарь: мяч.

Ход игры. Два или более игроков занимают места напротив друг друга, в длину спортивной площадки или спортивного зала- это «вышибалы». Остальные игроки располагаются между ними, на середине. «Вышибалы» должны постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, убегая от мяча и возвращаясь на свое место в игре.

Для развития пространственных ориентировок целесообразно выполнять следующие упражнения:

– движения рук, контролируемые зрением (поднимание вверх, в стороны, назад);

– со сгибанием, вращением в суставах – в каком-либо одном направлении);

– движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости;

– движения ног вперед, в стороны, назад;

– движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево);

– движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему);

– движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону (тоже – в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе);

– бег с преодолением всевозможных препятствий, установленных в зале, на площадке;

– ходьба, бег и ведение мяча (рукой, ногой) по линиям и разметкам;

– прыжки на точность и всевозможные метания вдаль;

– прыжки через гимнастические круги, палки, расположенные на различном расстоянии друг от друга, прыжки с поворотом на установленное количество градусов;

подвижные игры: «Быстро в колонну», «Тройки, четверки», «Найди и промолчи», «Найди себе пару», «Шишки, желуди, орехи» и т. д. ;

– упражнения требующие согласованных действий, нескольких детей (упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне - при передаче мяча и т. д.);

– упражнения с некоторыми предметами (мячи, скакалки и пр.).

Литература:

1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн – М. : Физкультура и спорт, 2011. – 288 с.

2. Гурфинкель B.C. Центральные программы и многообразие движений / B.C. Гурфинкель, Ю. С. Левик // Управление движениями: под ред. А. А. Митькин Г. Пика. – М., 1990. – С. 32 – 42

3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль – М. ,1965. –587 с.

4. Дробышева С. А. Методика развития координационных способностей слабовидящих дошкольников в процессе адаптивного физического воспитания / С. А. Дробышева, Е. И. Сивко //Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения. – 2020. – С. 66–71.

5. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, – 2000. – 486 с.

6. Клещев В. Н. Взаимосвязь показателей соревновательной деятельности как характеристика особенностей приспособления боксера к экстремальным условиям соревнований мирового уровня / Клещев В. Н., Галочкин П. В. //Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2013. – №. 1. – С. 4–5.

7. Кравцов А. П. Особенности развития координационных способностей у

детей дошкольного возраста / Кравцов А. П. //Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. – 2019. – С. 236–239.

8. Кузьменко Т. А., Игнатьева Е. Н. Развиваем координацию у дошкольников / Кузьменко Т. А., Игнатьева Е. Н. // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – №. 2. – С. 86–89.

9 .Лях В. И. Координационные способности : диагностика и развитие / Лях В. И. – М, ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

10. Мартынова А. С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / Мартынова А. С. //Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – С. 389–398.

11. Мирошников А. А. Влияние занятий различной направленности на двигательно–координационные способности мальчиков 3–6 лет / Мирошников А. А. // Дис.. канд. пед. наук, М., РГАФК, 2000. – 159 с.

12. Назаров В. П. Координация движений рук и её совершенствование у детей младшего школьного возраста / Назаров В. П. // Дис.. канд. пед. наук, ГЦОЛИФК, М., 1964. – 217 с.

13. Пащенко Л. Г. Развитие координационных способностей у старших дошкольников средствами вида спорта" прыжки на батуте" / Пащенко Л. Г., Калашников А. //Восемнадцатая всероссийская студенческая научно–практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2016. – С. 1631–1633.

14. Пензудаева Л. И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста / Пензудаева Л. И. // Автореферат дис. канд. пед. наук. – М., 1973. – 20 с.

15. Пичугина З. М. Особенности развития координационных способностей дошкольников при занятии спортивным туризмом / Пичугина З. М. //Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – №. 10–2. – С. 136–139.

16. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста : методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ/ Т. А. Тарасова. – М. : Сфера, 2006. – 36 с.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 11:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Афанасьева Ольга (УИ 3193049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД