Приложение МААМ

Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр (11 фото)

Мария Трегубова
Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Введение:

Правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

НАЗОВИ ЦВЕТ

Публикация «Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр» размещена в разделах

Цель: Упражнять в подборе к существительному прилагательного, обозначающего цвет. Закреплять название предметов и цвета в речи.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

Ребенку предлагается подобрать цвета к предмету.

«Есть предмет, у него есть цвет.

Подбери к предмету цвет.

Назови предмет и цвет»

Взрослый, называет предмет, а ребенок должен подобрать к изображению цвет, прикрепить и назвать его.

Яблоко – зеленое, красное, желтое;

Мяч- красный, синий, желтый

Машина - зеленая, красная, желтая; и т. д.

ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТ

Цель: Упражнять в подборе к прилагательному существительного, в изображении которого встречается данный цвет. Закреплять название предметов и цвета в речи.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

Ребенку предлагается подобрать предмет к цвету.

«Есть цвет, рядом с ним предмет.

Подбери к цвету предмет.

Назови предмет и цвет»

Взрослый, называет цвет, а ребенок должен подобрать изображение с предметом такого цвета, прикрепить и назвать его.

Зеленый –яблоко, машинка, мяч

Красный – цветок, помидор…

КТО ТАК ДЕЛАЕТ?

Цель: Расширять активный и пассивный словарный запас.

Материал: сектор-основа, карточки с липучками

Ход игры:

Ребенок отвечает на вопрос и прикрепляет картинку к кругу.

«Прикрепи картинки к кругу,

а теперь скажи по кругу

Кто купил продукты детям?

В школу ходит на рассвете?

Палку в путь берет с собой?

Прочитал газеты, книги,

В курсе о событиях в мире?

В ползунках и с соской, мал?

Кто носочки нам связал?

На работе день-деньской,

Трудиться для нас с тобой?

Помогает маме, папе,

Пылесосит, не шумит?

Скачет бодро на батуте?

Делает зарядку утром?»

УГАДАЙ ЧТО ВНУТРИ

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Материал:сектор-основа, карточки с липучками

Ход игры:

Ребёнку предлагается рассмотреть картинку. С помощью загадки попробовать определить «Что в стакане?» Если угадывает правильно, прикрепляет к сектору.

Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в кашу нашу,

(молоко)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(вода)

Напиток, отжатый

Из сочных томатов,

Яблочек спелых,

Груш загорелых,

Ягод рубиновых.

Он богат витаминами.

(сок)

Мы порой как будто ушки,

Бантики, рожки, ракушки.

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир.

(макароны)

Интересное зерно —

Треугольное оно,

Немного необычный

Цвет светло-коричневый.

Каша из него вкусна,

И полезная она.

(гречка)

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину,

Из плодов он тверже всех,

Называется.

(орехи)

Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

(камень)

Очень я его люблю,

Утром с молоком я пью,

Но не кофе и не чай,

Ну-ка быстро отвечай!

(какао)

ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО

Цель: Упражнять в подборе к прилагательному существительного, в изображении которого встречается данный признак. Закреплять название предметов и признаков в речи.

Материал: сектор-основа, карточки с липучками

Ход игры:

Ребёнку предлагается рассмотреть картинку и подобрать к чему подходит слово-признак…. Если находит и называет правильно, прикрепляет к сектору.

«Ты попробуй угадать

Про что можно так сказать»

«Чистый»

«Грязный»

«Тяжёлый»

«Легкий»

«Горячий»

«Холодный»

«Кислый»

«Сладкий»

«Длинное»

«Короткое»

НАОБОРОТ

Цель: Учить детей употреблять слова-антонимы

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

Ребенку надо назвать слово с противоположным значением и прикрепить

«На картинку посмотри

И подружку ей найди.

Но подружку не простую,

А совсем-совсем другую.

Чтоб картинки не дружили,

А наоборот были»

Холодный – горячий

Длинный – короткий

Кислый – сладкий

Грязный – чистый

Тяжёлый – легкий

КТО ПОДБЕРЕТ БОЛЬШЕ СЛОВ?

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Материал: сектор-основа, карточки с липучками

Ход игры:

Для ответов на вопросы можно использовать устный ответ, картинки и прикреплять их на круг.

«На картинки посмотри

Как можно больше слов найди

- Что можно пить из кружки,

Чем жажду утолить?

- Что можно есть из миски,

Чем голод одолеть?

- Что тонкое такое,

что можно легко лопнуть?

- Что может таять на глазах?

- Что подниматься в небеса?

РОДСТВЕННИКИ

Цель: Учить детей употреблять слова, обозначающие родство

Материал: карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?

Взрослый, задает вопрос, на который ребенок, должен ответить и прикрепить картинку, если ответ верный.

Примерные вопросы:

- Кто ты маме?

- Кто ты для бабушки?

- Кто ты папе?

- Кто ты для дедушки?

- У тебя сестра или брат? и т. д.

- Кого родила мама?

- Кто ходит в детский сад?

- Кто ходит в школу?

- Кто ходит на работу?

- Кто сидит на пенсии?

КТО И ГДЕ?

Цель: Закреплять знания детей о жилищах диких животных

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

В игре ребенок должен соотнести животное и его дом, прикрепить и назвать. «Ты подумай, посмотри

Ответ быстро мне найди:

Кто живет в норе?

Кто живет в дупле?

Кто пасется на лугу?

Кого встретишь ты в лесу?

Кто зимою спит в берлоге?

Кто же плавает в пруду?

Кто спешит в конуру?»

ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Прикрепляет к маме.

У лисы – лисёнок

У медведя – медвежонок

У зайца – зайчонок

У волка – волчонок

У белки – бельчонок

У ежа – ежонок

у льва – львёнок

У оленя – оленёнок

у слона – слонёнок

у собаки – щенок

у кошки - котенок

у коровы – телёнок

у лошади – жеребёнок

у свиньи – поросёнок

ПРИКРЕПЛЯЙ И НАЗЫВАЙ

Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие. Ребенок должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. И прикрепить карточки к кругу с овощами, фруктами, или ягодами, домашними животными, дикими животными.

Как все вместе назовем, в огороде соберем….

Овощи - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь, лук, перец, тыква…

Эти вкусные продукты, Вместе все зовутся …

Фрукты - Яблоко, груша, лимон, апельсин, персик, ананас, банан, слива.

Бусы разные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Собирать в лукошко дети….

Ягоды – Клубника, арбуз, малина, черника, крыжовник, черная смородина, вишня, виноград…

Человеку все друзья, кто-то даст нам молока, кто-то дом наш охраняет, кто-то спит в ногах в кроватке, кто-тог хрюкает на грядке…

Домашние животные –лошадь, кошка, собака, поросенок, овца, корова…

Звери водятся в лесу, не живут у нас в дому….

Дикие животные – волк, медведь, лиса, заяц, белка…

БОРЩ

Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия овощей, развивать внимание.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Детям надо подобрать овощи для борща, назвать и прикрепить.

После прослушивания стихотворения должны определить, какие овощи не положили в борщ

стихотворение С. С. Михалкова «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох.

И суп овощной оказался не плох!

ЯГОДНЫЙ КОМПОТ

Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия ягод, развивать внимание, мышление.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Детям надо подобрать ягоды для компота, назвать и прикрепить. После прослушивания стихотворения должны определить, из чего компот не делают.

стихотворение С. Дружининой «Компот»

Я решил сварить компот

В мамин день рожденья,

Взял изюм, орехи, мёд,

Килограмм варенья.

Всё в кастрюлю поместил,

Размешал, воды налил,

На плиту поставил

И огня прибавил.

Чтобы вышло повкуснее,

Ничего не пожалею!

Две морковки, лук, банан,

Огурец, муки стакан,

Половину сухаря

В мой компот добавил я.

Всё кипело, пар клубился…

Наконец, компот сварился!

Маме я отнё с кастрюлю:

— С днём рождения, мамуля!

Мама очень удивилась,

Засмеялась, восхитилась,

Я налил компот ей —

Пусть попробует скорей!

Мама выпила немножко

И… закашлялась в ладошку,

А потом сказала грустно:

— Чудо-щи! Спасибо! Вкусно!

ФРУКТОВЫЙ КОМПОТ

Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия фруктов, развивать внимание, мышление.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Детям надо подобрать фрукты для компота, назвать и прикрепить. После прослушивания стихотворения должны определить, из чего компот не делают.

стихотворение О. Карелина «Компот»

В нём есть яблоки и груши,

Виноград и абрикос.

Он на летнем солнце сушен,

Чтобы я зимой подрос.

Жаль, что пёс не ест такого,

И не пьё т его мой кот:

Чтоб я умным был, здоровым,

Мама варит мне компот.

ИТОГ:

Дидактические игры с использованием пособия можно проводить в условиях организованной и самостоятельной образовательной деятельности, как часть занятия или элемент деятельности в режиме дня.

Наиболее удобно использовать дидактические игры с пособием при работе с небольшой подгруппой детей (2-3) или индивидуально, чтобы на каждого играющего падала большая нагрузка.

При знакомстве с новой игрой обязательно объяснять правила, желательно, чтобы дети к моменту введения новой игры ее элементы отработали на занятиях с логопедом.

При проведении дидактических игр с дошкольниками воспитатель больше советует, помогает, поощряет детей, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.

В процессе игр все действия проговариваются.

На заключительном этапе частично были апробированы дидактические игры с пособием.

Фото с дидактическим материалом предоставляю ниже

Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр
Введение Правильная речь это важнейшее условие всестороннего полноценного Развитие ребенка Материалы для педагогов развития детей Общее недоразвитие речи Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие речи Речевые игры дидактические пособия Темочки Цель Упражнять в подборе к существительному прилагательного обозначающего цвет Закреплять название предметов и цвета в речи Материал сектор основа карточки с рисунками на прищепках Ход игры Ребенку предлагается подобрать цвета к предмету Есть предмет у него есть цвет Подбери к предмету цвет
Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 21:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Мария Трегубова (УИ 2202585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД