Мария Трегубова
Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
НАЗОВИ ЦВЕТ
Публикация «Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: Упражнять в подборе к существительному прилагательного, обозначающего цвет. Закреплять название предметов и цвета в речи.
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках
Ход игры:
Ребенку предлагается подобрать цвета к предмету.
«Есть предмет, у него есть цвет.
Подбери к предмету цвет.
Назови предмет и цвет»
Взрослый, называет предмет, а ребенок должен подобрать к изображению цвет, прикрепить и назвать его.
Яблоко – зеленое, красное, желтое;
Мяч- красный, синий, желтый
Машина - зеленая, красная, желтая; и т. д.
ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТ
Цель: Упражнять в подборе к прилагательному существительного, в изображении которого встречается данный цвет. Закреплять название предметов и цвета в речи.
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках
Ход игры:
Ребенку предлагается подобрать предмет к цвету.
«Есть цвет, рядом с ним предмет.
Подбери к цвету предмет.
Назови предмет и цвет»
Взрослый, называет цвет, а ребенок должен подобрать изображение с предметом такого цвета, прикрепить и назвать его.
Зеленый –яблоко, машинка, мяч
Красный – цветок, помидор…
КТО ТАК ДЕЛАЕТ?
Цель: Расширять активный и пассивный словарный запас.
Материал: сектор-основа, карточки с липучками
Ход игры:
Ребенок отвечает на вопрос и прикрепляет картинку к кругу.
«Прикрепи картинки к кругу,
а теперь скажи по кругу
Кто купил продукты детям?
В школу ходит на рассвете?
Палку в путь берет с собой?
Прочитал газеты, книги,
В курсе о событиях в мире?
В ползунках и с соской, мал?
Кто носочки нам связал?
На работе день-деньской,
Трудиться для нас с тобой?
Помогает маме, папе,
Пылесосит, не шумит?
Скачет бодро на батуте?
Делает зарядку утром?»
УГАДАЙ ЧТО ВНУТРИ
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Материал:сектор-основа, карточки с липучками
Ход игры:
Ребёнку предлагается рассмотреть картинку. С помощью загадки попробовать определить «Что в стакане?» Если угадывает правильно, прикрепляет к сектору.
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
(молоко)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(вода)
Напиток, отжатый
Из сочных томатов,
Яблочек спелых,
Груш загорелых,
Ягод рубиновых.
Он богат витаминами.
(сок)
Мы порой как будто ушки,
Бантики, рожки, ракушки.
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти.
А добавь в нас тертый сыр –
Будет настоящий пир.
(макароны)
Интересное зерно —
Треугольное оно,
Немного необычный
Цвет светло-коричневый.
Каша из него вкусна,
И полезная она.
(гречка)
Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он тверже всех,
Называется.
(орехи)
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
Очень я его люблю,
Утром с молоком я пью,
Но не кофе и не чай,
Ну-ка быстро отвечай!
(какао)
ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО
Цель: Упражнять в подборе к прилагательному существительного, в изображении которого встречается данный признак. Закреплять название предметов и признаков в речи.
Материал: сектор-основа, карточки с липучками
Ход игры:
Ребёнку предлагается рассмотреть картинку и подобрать к чему подходит слово-признак…. Если находит и называет правильно, прикрепляет к сектору.
«Ты попробуй угадать
Про что можно так сказать»
«Чистый»…
«Грязный»…
«Тяжёлый»…
«Легкий»…
«Горячий»…
«Холодный»…
«Кислый» …
«Сладкий» …
«Длинное» …
«Короткое» …
НАОБОРОТ
Цель: Учить детей употреблять слова-антонимы
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках
Ход игры:
Ребенку надо назвать слово с противоположным значением и прикрепить
«На картинку посмотри
И подружку ей найди.
Но подружку не простую,
А совсем-совсем другую.
Чтоб картинки не дружили,
А наоборот были»
Холодный – горячий
Длинный – короткий
Кислый – сладкий
Грязный – чистый
Тяжёлый – легкий
КТО ПОДБЕРЕТ БОЛЬШЕ СЛОВ?
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Материал: сектор-основа, карточки с липучками
Ход игры:
Для ответов на вопросы можно использовать устный ответ, картинки и прикреплять их на круг.
«На картинки посмотри
Как можно больше слов найди
- Что можно пить из кружки,
Чем жажду утолить?
- Что можно есть из миски,
Чем голод одолеть?
- Что тонкое такое,
что можно легко лопнуть?
- Что может таять на глазах?
- Что подниматься в небеса?
РОДСТВЕННИКИ
Цель: Учить детей употреблять слова, обозначающие родство
Материал: карточки с рисунками на прищепках
Ход игры:
Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?
Взрослый, задает вопрос, на который ребенок, должен ответить и прикрепить картинку, если ответ верный.
Примерные вопросы:
- Кто ты маме?
- Кто ты для бабушки?
- Кто ты папе?
- Кто ты для дедушки?
- У тебя сестра или брат? и т. д.
- Кого родила мама?
- Кто ходит в детский сад?
- Кто ходит в школу?
- Кто ходит на работу?
- Кто сидит на пенсии?
КТО И ГДЕ?
Цель: Закреплять знания детей о жилищах диких животных
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках
Ход игры:
В игре ребенок должен соотнести животное и его дом, прикрепить и назвать. «Ты подумай, посмотри
Ответ быстро мне найди:
Кто живет в норе?
Кто живет в дупле?
Кто пасется на лугу?
Кого встретишь ты в лесу?
Кто зимою спит в берлоге?
Кто же плавает в пруду?
Кто спешит в конуру?»
ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования.
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках
Ход игры:
Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Прикрепляет к маме.
У лисы – лисёнок
У медведя – медвежонок
У зайца – зайчонок
У волка – волчонок
У белки – бельчонок
У ежа – ежонок
у льва – львёнок
У оленя – оленёнок
у слона – слонёнок
у собаки – щенок
у кошки - котенок
у коровы – телёнок
у лошади – жеребёнок
у свиньи – поросёнок
ПРИКРЕПЛЯЙ И НАЗЫВАЙ
Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках
Ход игры:
Взрослый называет обобщающее понятие. Ребенок должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. И прикрепить карточки к кругу с овощами, фруктами, или ягодами, домашними животными, дикими животными.
Как все вместе назовем, в огороде соберем….
Овощи - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь, лук, перец, тыква…
Эти вкусные продукты, Вместе все зовутся …
Фрукты - Яблоко, груша, лимон, апельсин, персик, ананас, банан, слива.
Бусы разные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Собирать в лукошко дети….
Ягоды – Клубника, арбуз, малина, черника, крыжовник, черная смородина, вишня, виноград…
Человеку все друзья, кто-то даст нам молока, кто-то дом наш охраняет, кто-то спит в ногах в кроватке, кто-тог хрюкает на грядке…
Домашние животные –лошадь, кошка, собака, поросенок, овца, корова…
Звери водятся в лесу, не живут у нас в дому….
Дикие животные – волк, медведь, лиса, заяц, белка…
БОРЩ
Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия овощей, развивать внимание.
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках
Ход игры:
Детям надо подобрать овощи для борща, назвать и прикрепить.
После прослушивания стихотворения должны определить, какие овощи не положили в борщ
стихотворение С. С. Михалкова «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох.
И суп овощной оказался не плох!
ЯГОДНЫЙ КОМПОТ
Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия ягод, развивать внимание, мышление.
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках
Ход игры:
Детям надо подобрать ягоды для компота, назвать и прикрепить. После прослушивания стихотворения должны определить, из чего компот не делают.
стихотворение С. Дружининой «Компот»
Я решил сварить компот
В мамин день рожденья,
Взял изюм, орехи, мёд,
Килограмм варенья.
Всё в кастрюлю поместил,
Размешал, воды налил,
На плиту поставил
И огня прибавил.
Чтобы вышло повкуснее,
Ничего не пожалею!
Две морковки, лук, банан,
Огурец, муки стакан,
Половину сухаря
В мой компот добавил я.
Всё кипело, пар клубился…
Наконец, компот сварился!
Маме я отнё с кастрюлю:
— С днём рождения, мамуля!
Мама очень удивилась,
Засмеялась, восхитилась,
Я налил компот ей —
Пусть попробует скорей!
Мама выпила немножко
И… закашлялась в ладошку,
А потом сказала грустно:
— Чудо-щи! Спасибо! Вкусно!
ФРУКТОВЫЙ КОМПОТ
Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия фруктов, развивать внимание, мышление.
Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках
Ход игры:
Детям надо подобрать фрукты для компота, назвать и прикрепить. После прослушивания стихотворения должны определить, из чего компот не делают.
стихотворение О. Карелина «Компот»
В нём есть яблоки и груши,
Виноград и абрикос.
Он на летнем солнце сушен,
Чтобы я зимой подрос.
Жаль, что пёс не ест такого,
И не пьё т его мой кот:
Чтоб я умным был, здоровым,
Мама варит мне компот.
ИТОГ:
Дидактические игры с использованием пособия можно проводить в условиях организованной и самостоятельной образовательной деятельности, как часть занятия или элемент деятельности в режиме дня.
Наиболее удобно использовать дидактические игры с пособием при работе с небольшой подгруппой детей (2-3) или индивидуально, чтобы на каждого играющего падала большая нагрузка.
При знакомстве с новой игрой обязательно объяснять правила, желательно, чтобы дети к моменту введения новой игры ее элементы отработали на занятиях с логопедом.
При проведении дидактических игр с дошкольниками воспитатель больше советует, помогает, поощряет детей, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.
В процессе игр все действия проговариваются.
На заключительном этапе частично были апробированы дидактические игры с пособием.
Фото с дидактическим материалом предоставляю ниже