Лучший педагог года

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников посредством ознакомления с профессиями

Анна Снежицкая
Развитие лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников посредством ознакомления с профессиями

Снежицкая, А. В. ,

Детский сад № 111 ОАО «РЖД»,

г. Саратов

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОФЕССИЯМИ

Речевое развитие является одним из важнейших направлений в обучении дошкольников, поскольку оно обуславливает не только усвоение системы родного языка, но и открывает широкие коммуникативные возможности, способствует адаптации ребенка среди сверстников. Овладение родным языком невозможно без усвоения лексики, грамматической структуры языка. Скудность словарного запаса, трудности в построении собственных высказываний, а также в понимании сложных грамматических конструкций в речи окружающих – всё это создает пространство для непрерывной работы, направленной на речевое развитие в частности и личности ребенка в целом. Таким образом, обогащение и развитие словаря, его закрепление и введение в речь, а также совершенствование грамматического строя речи занимают значительное место в общей системе речевой работы.

Публикация «Развитие лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников посредством ознакомления с профессиями» размещена в разделах

Представленные ниже упражнения ставят своей целью обогащение словаря детей (младший дошкольный возраст) новыми словами, а также развитие грамматического строя речи. В связи с поставленной целью, выдвинуты следующие задачи:

1. обогащать и активизировать словарь по теме «Профессии»;

2. развивать связную речь;

3. стимулировать потребность в общении, развивать социальную перцепцию;

4. воспитывать интерес и уважение к профессиям.

Рассмотрим упражнение, направленное на обогащение и активизацию словаря по лексической теме «Профессии». Дети рассматривают изображения с представителями различных профессий, ниже представлены предметы, относящиеся к данным профессиям. Педагог называет каждого специалиста отдельно, задача детей — определить, какие атрибуты/предметы подходят каждому из них. Речевым материалом в данном случае служат понятия: повар, врач,воспитатель, продавец, бухгалтер, водитель, диспетчер, машинист, билетный кассир и др.

Из анализа методической литературы видно, что формирование словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

1. единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления);

2. целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия;

3. наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности;

4. единство реализации задач словарной работы на занятиях и в свободное время.

После ознакомления детей с новыми словами для успешного введения их в речь можно использовать составление рассказа по серии сюжетных картин. Педагог предлагает детям установить связи между картинами, выделить сюжетную линию. Стоит отметить, что составление рассказа с опорой на сюжетные картины способствует не только развитию грамматического строя речи, но и развитию внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, что в свою очередь способствует гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка, повышает его мотивацию к обучению. В качестве закрепления дошкольникам предлагается прослушать записанную на диктофон аудиозапись составленного одним из детей рассказа с последующим разбором и рефлексией.

После проведения этой работы рекомендуется включение в образовательный процесс игр-инсценировок, сюжетно-ролевых моделей для отработки и закрепления пройденного лексического материала.

Таким образом, развитие лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников на примере лексической темы «Профессии» является важным направлением работы над речью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойченко Н. А. Cюжетно-ролевые игры дошкольников. – Киев. : Издательство «Радяньска школа», 2015. – 78 с.

2. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений, специалистов метод. и ресурс. центров, работников органов управления образованием / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 123 с.

4. Короткова Н., Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, М. : 2019, – 164 с.

5. Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение игры детей 2–4 лет [Текст] / А. Н. Харченикова / Современное дошкольное образование : новые форматы модернизации. Сборник научных статей (По материалам международной научнопрактической конференции). Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт детства. 2015. — С. 203–208.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников посредством ознакомления с профессиями
Опубликовано: 19 марта 2024 в 14:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД