Ирина Волкова
Развитие логического мышления с помощью дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе. Ежегодно первого сентября школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками — семилетками. Возникает вопрос, а готов ли ребёнок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития — развития памяти, логического мышления, речи, то есть тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний.
Публикация «Развитие логического мышления с помощью дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную деятельность. Современные программы школьного обучения требуют от детей высокого уровня развития мышления, умения самостоятельно приобретать, обобщать, синтезировать знания, творчески их перерабатывать, обладать длительной работоспособностью. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте вести работу по развитию логического мышления у детей.
На основании полученных результатов диагностики мы сформулировали цель, определили задачи, составили перспективный план работы по развитию логического мышления.
Цель:
способствовать дальнейшему развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Задачи:
- развивать у детей умение самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификация и др.);
- учить детей обобщать предметы по признакам и находить отличия между предметами;
- учить детей выполнять действия по заданию, алгоритму;
- развивать у дошкольников последовательное и доказательное мышление, строить простые высказывания о сущности выполненного действия
В своей работе мы столкнулись с определенными трудностями - контрастность в развитии дошкольников : некоторые дети опережают сверстников в развитии, кто-то наоборот очень сильно отстает, поэтому необходим индивидуальный подход в обучении.
Для успешной работы над развитием логического мышления, в группе, совместно с родителями, была создана предметно-развивающая среда.
Формы работы, которые мы использовали: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей.
Развитие логического мышления у детей - это сложный и длительный процесс. В своей работе для развития логического мышления дошкольников используем разнообразные средства: дидактические игры логико - математического содержания, словесно - логические упражнения, задачки-шутки, загадки, кубики «Сложи узор», счетные палочки, пазлы, разрезные картинки, разные виды плоскостных конструкторов, журналы с занимательными играми. В дидактических играх и упражнениях детей привлекают необычность постановки задачи (догадайся, найди, сравни и т. д.) и способ её подачи (помоги герою).
Свою работу начинали с наиболее лёгких и простых упражнений, таких как «Подбери пару». Помимо этого использовали такие игры и упражнения:
1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.
2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.
3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.
4. «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.
5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
Когда дети справлялись с такими заданиями, им предлагались более сложные игры.
1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.
3. «Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.
4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Лабиринты, головоломки и т. д.
Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов : зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных. Поэтому в своей работе использовали такие игры:
1. «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Кто ушёл?» - на развитие зрительной памяти.
2. «Учимся запоминать», «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что стучит?», «Угадай, где звенит?» - развитие слуховой памяти.
3. «На что похоже?», «Забавные превращения» - развитие воображения, фантазии, образной памяти.
4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.
Организуя свою работу, мы старались подбирать материал в соответствии с тематикой недели. Если по календарному плану была прописана неделя «Транспорт», то и математические загадки были о транспорте; из геометрических фигур мы собирали машины, автобусы, самолеты; на волшебных видах транспорта мы «путешествовали» в страну математики.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагалось узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
В свободное время использовали дидактическую игру «Геометрическая мозаика», с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения у детей
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дают возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Знакомлю детей со способами присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ присоединения фигур, будем осваивать способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
Переходя от простых заданий к более сложным, мы уделяли большое внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она еще называется «Головоломкой из картона». По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов я предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость.
Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например: «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих?»
Большое внимание уделялось словесным упражнениям: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Подбери слово», «Так бывает или нет?». Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей : ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Например, детям предъявляем текст от имени какого-либо героя: Саша проснулся утром невесёлый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла на работу. Вопросы: Почему Саша проснулся невесёлый? Какая на улице погода? Такие упражнения учат детей рассуждать, доказывать.
Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности их мышления. Здесь на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература, и конечно же эксперименты. Так, например, сначала я предлагала детям послушать небольшой текст: «Серёжа нашёл на берегу, какой - то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме: «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный…» Мама спросила: «Как ты догадался, что шарик не деревянный?» Вопрос: Как ты думаешь, что ответил Серёжа? Дети высказывали свои предположения на основе слухового восприятия, а потом мы проводим опыт с деревянным и металлическим шариками. И уже на наглядной основе дети подтверждали или опровергали свои выводы.
Во время прогулок мы устанавливали с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. Например, такие вопросы, как: Что было бы, если бы? Верно, ли сказано: «Ветер дует, потому что деревья качаются?» или «На улице лужи, потому что мы надели сапоги? и т. д. - помогают детям устанавливать причинно - следственные связи между явлениями природы.
Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему?» озадачиваю ребё нка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?» - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать.
Развитие логического мышления невозможно без развития мелкой моторики. Поэтому в своей работе использовали пальчиковые гимнастики, а так же такие упражнения, как: «Проведи дорожку», «Заштрихуй», «Соедини по точкам, «Продолжи узор».
Необходимым условием для успешной работы с детьми по развитию логического мышления является система работы с родителями. В течение года мы проводили консультации с родителями, например, «Игры и упражнения для развития умственных операций у детей».
Большую ценность имели индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается. В процессе индивидуальной беседы даем рекомендации, отвечаем на интересующие вопросы по логическому развитию детей.
Таким образом, развитие логического мышления в дошкольном возрасте, значительно повышает качество речевого развития детей : обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм, возрастает степень их активности в самостоятельной деятельности. А это является важным показателем для успешного обучения в школе.