Наталья Нечитайлова
Развитие мелкой моторики и двигательной координации у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители задаются вопросом, что же такое координация движения и может ли из-за нее быть плохо развита речь? Давайте рассмотрим се по по- рядку.
Координация движений – разновидность физического качества. Это согла- сование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, кото- рое обеспечивает наиболее эффективное выполнение двигательных действий.
Публикация «Развитие мелкой моторики и двигательной координации у детей с нарушениями речи в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как известно, нарушение речи у ребёнка является следствием отягощённой наследственности, патологических или травматических процессов в организме матери и плода в период беременности, родов, на ранней стадии развития ребёнка. У детей с патологией речи так или иначе страдают структуры коры головного мозга, подкорковые образования, проводящие пути, как это бывает при дизартрии.
Часто моторика детей с патологией речи отличается общей неловкостью, недостаточной скоординированностью.
У детей страдает ориентация в пространстве и пространственная память.
Принимая во внимание, что у детей с патологией речи страдает не только воспроизведение, т. е. активная речь, но и восприятие услышанного – пассивная речь, нужно учитывать отсутствие понимания инструкции, правил игры, взаимодействия. Страдает восприятие не только лексическое, но и восприятие формы слова и фразы. В силу нарушения восприятия детям с патологией речи трудно понять и выполнить инструкцию, связанную с формированием движения рук, движения в игре, в танце, в построении, учесть и точно исполнить все двигательные требования данного момента.
Это проявляется не только на логопедических занятиях, но и при освоении всех видов деятельности с родителями, воспитателями, при формировании навыков движений под музыку и выполнении заданий руководителя по физической культуре.
В коррекционной работе занятия по формированию общей и мелкой моторики занимают особое место. У детей с патологией речи эти упражнения обязательно сопровождаются стихами или словесными задачами.
Логопед использует подвижные игры для формирования синхронности движений у группы детей : умение одновременно и в нужном направлении останавливаться, двигаться, выполнять те или иные движения синхронно или по инструкции с текстом песен, стихов. Стихи определяют содержание движений, их темп и ритм.
В работе с детьми младшего и среднего возраста игры, сопровождаемые движениями и направленные на развитие координации общей и мелкой моторики, используются логопедом каждый день.
В старшей и подготовительной группе меняется соотношение игр и упражнений по развитию моторики, их роль и место в логопедическом занятии и преодолении дефекта.
На шестом и седьмом году жизни в коррекционной работе на первый план выходят задачи по формированию аналитико-синтетической сферы языка, подготовка к обучению письменной речи, окончательное формирование фонетико- фонематического строя речи.
В старшем и подготовительном возрасте движения сопутствуются играми больше связанными со звуко-буквенным анализом, формированием слога, слова и даже предложения, также идёт активная и целенаправленная работа по подготовке руки к письму.
Мышечные возможности руки ребёнка с патологией речи требуют особой тренировки и коррекции.
Для детей с дизартрией, которая сопровождается пониженным тонусом, необходимо тренировать мышечные усилия руки. Для детей с повышенным тонусом необходим общий массаж и упражнения на расслабление мышц кисти.
Упражнения для мелкой моторики, а именно для пальцев и кистей рук становятся неотъемлемой составляющей фронтальных, подгрупповых и, в сложных случаях, индивидуальных занятий. Необходимо формировать точность, целенаправленность движений рук и пальцев, тренировать двигательные реакции.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи детей и способствует преодолению речевого дефекта. Это объясняется тем, что развитие тонкой моторики пальцев положительно воздействует на развитие лобно-височных областей коры головного мозга. Именно там располагаются речевые зоны.
Пальчиковая гимнастика, обязательно сопровождаемая речью, должна про- водиться систематически, тогда мы будем иметь долговременный, положительный эффект.
Сочетание движений пальцев со стихотворным текстом делает речь и движения ритмичными, эмоционально окрашенными. Это способствует обучению, развивает мотивацию детей.
Эти упражнения дети с удовольствием повторяют в свободных играх, обучают приёмам пальчиковых упражнений родителей и других членов семьи, ощущая в случае успеха, свою значимость.
Дети «конструируют» из пальцев различные предметы, растения, животных. Показывают сценки или маленькие спектакли при помощи пальцев.
Эмоциональная окраска упражнений стимулирует речевую и двигательную память, развивает внимание.
Подводя итог, хочется сказать, что пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением положительно влияет на развитие речевых зон головного мозга, способствует подготовке руки к письму, развитию внимания и памяти, которые необходимы для успешного преодоления дефектов речи и дальнейшего обучения в школе.
По структуре тренируя мелкую моторику рук, так же не стоит забывать про тренировку общей моторики, координации движений со словом, развитие тонкой моторики рук является мощным средством развития нейронных связей в коре головного мозга. Существует тесная взаимосвязь развития моторики и речевой деятельности. А если у ребёнка не нарушена моторика, то используется тренировка сохранной функции для коррекции нарушенной, в нашем случае речевой деятельности.
Коррекция речевого дефекта проходит медленно и менее эффективно, если аспект развития моторики синхронно со словом выпадает из поля деятельности логопеда.
Примеры игр, стихов, сопровождаемых движениями:
Цель упражнений: развитие координации и самоконтроль движений, общей и мелкой моторики, согласованности между работой зрительного и слухового анализаторов, «командами» мозга и соответствующими движениями тела, рук и ног.
«Грядка»
Я давно ждала весну. Дети идут по кругу, взявшись за руки.
У меня свои дела.
Мне участок в огороде.
Нынче мама отвела, Меняют направление движения.
Я возьму свою лопатку
Я пойду, вскопаю грядку Останавливаются, показывают, как копают.
Это любят семена. Идут по кругу, изображая, что разбрасы вают
Посажу на ней морковку семена
И редиску. А с боков
Будут кустики бобов.
«Серенькие перышки»
Воробьи-воробышки, Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки, У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют, И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить? Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками вверх-вниз.
Стучат кулаками перед собой один о другой. Дуют на раскрытые ладошки.
Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Руки на пояс, наклоны туловища вправо- влево.
«Дом»
Справа тук! Слева тук!
Впереди тук, тук, тук! Тук, тук молотком.
Строим, строим новый дом.
Вырос дом, огромный дом. Будут дружно все жить в нем. Правой рукой стучат по полу. Левой рукой стучат по полу. Одной рукой стучат перед собой. Стучат кулачками друг о дружку.
Через верх разводят руки в стороны. Поднимаются на цыпочки.
Делают приглашающий жест.
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают
И под ногами шуршат, шелестят. Движения руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся
«Урожай»
В огород пойдем, Урожай соберем. Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем. Таскают
И картошки накопаем. Копают
Срежем мы кочан капусты, Срезают
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза.
Щавеля нарвем немножко Рвут
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки
«Овощи»
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки,
Репа, свекла, редька, лук в центре круга – водящий с завязанными
Поиграть решили в прятки, глазами
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий ищет.
Ну а ты иди искать
Двигательные упражнения «Прогулка в лесу»
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать. Дети маршируют
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками».
На носочки встали
Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешагивая через
На кочки мы не наступаем. «кочки».
И снова по дорожке
Мы весело шагаем. Маршируют
Ритмическое упражнение «Мороз»
Улицей гуляет Дети хлопают по коленям
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает Щелкают пальчиками
По ветвям берез.
Ходит, бородою
Белою трясет, Ритмично наклоняют голову
Топает ногою,