Воеводина
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие тяжелыми нарушениями речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью моей работы является коррекция графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Работа направлена на совершенствование и развитие тонкой моторики пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий, различные упражнения с природным и бросовым материалом, тренажеры фабричные и авторские, массажи с предметами и без, раскраски и штриховки, вкладыши и шнуровки.
Публикация «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ТНР» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека, связаны с учебной деятельностью и обслуживают процесс письменной речи.
Успешность обучения чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий; правильного подбора мебели, удобства ее для письма, хорошей освещенностью рабочих мест. Продолжительность непрерывных графических упражнений у дошкольников не должна превышать 5 минут.
На первом занятии все упражнения выполняются в медленном темпе. Воспитатель следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть четкими и ясными. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой конструкции. Сначала словесную инструкцию сопровождаем показом. Затем показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания, автоматизацию действий («Пальчики поздоровались», «Ладонь-кулак», развитие ритмичности.
Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивают дети цветными карандашами, т. к. работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем
навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.
Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Тренировать точеные движения очень важно детям с ТНР. Сначала указательный палец взрослого ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.
Знакомим со строением тетради, учим печатать и рисовать между полями слева- направо, учим ориентироваться на листе бумаги, замечая ориентиры в виде клеток или строчек, учим плавно прослеживать глазами за движением своей руки.
Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади -спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физкультминуток.
Важно научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).
После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.
Задача педагогов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Есть масса игр и упражнений для развития мелкой моторики, посредством их можно решить сразу несколько задач. Это и развитие мелкой моторики, и пространственной ориентировки, внимания и мышления.
Игры с ребристыми счё тными палочками:
«шумелки» (или «добывание огня» с карандашами) с одной или несколькими палочками
«гонки» (или «утюжок» с карандашами)- катать палочку ладошкой одной руки, двумя ладошками две палочки одновременно, чередование рук. «Покатаю вверх и вниз, крепче палочка держись».
«тихо-громко» -тихонько стучим по столу, громко стучим
«вертолёт»- вращение палочки между большим, указательным и средним пальцами. «Отправляется в полёт наш красавец вертолёт»
«волчок» или «юла»- вращение палочки на столе указательным и большим пальцами. «По столу круги катаю, палочку не выпускаю»
«ладошка»- ладошка лежит на столе, вертикально палочкой обрисовываем ладошку. «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко»
«заборчик»- зажимаем одну или несколько палочек между большим и другими пальцами по очереди
Собираем палочки одного цвета, связываем резинкой
Цветные дорожки
Конструирование дорожек, геометрических фигур, предметов заданного цвета
«конфетки»- собрать палочки одного цвета и завернуть в фольгу. Также с фольгой: смять-разгладить, порвать-подуть, завернуть- развернуть предмет, чеканка
«ёжик для карандашей» - массаж рук: побегать пальчиками всеми сразу, по одному, погладить ладошками; вкладываем палочки вертикально или горизонтально (вдоль, поперёк, крест накрест)
С бусами: нанизывание на шнурок бусинок определённого цвета, формы, цвета и формы; «Чудесный мешочек» (найти одинаковые фигурки, покрутить бусинку на палочке, перекатывать на палочке; разложить фигурки по парам, выбрать две уточки (зайчика, улитки, одеть на палочку бусинки так, чтобы уточки плыли друг к дружке, друг от дружки, друг за другом, в одну сторону, в разные стороны
С шашками- разложить палочки на столе вертикально или горизонтально, кладём шашку в начало, указательным пальцем проходим препятствия, двумя пальцами: указательным и средним с двумя шашками проходим препятствие
Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.