Папки-передвижки

Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Захира Ведзижева
Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Цель самообразования : Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

Публикация «Самообразование по теме „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности“» размещена в разделах

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Актуальность темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью, желудями или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Личный план по самообразованию

Сроки Форма работы Практические выходы

С детьми С родителями С педагогами

Сентябрь Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

(Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка») Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Изучение литературы по данной теме.

Октябрь -Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

(Д/и «Чудесный мешочек»)

-Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

(Пальчиковая гимнастика «Капуста»)

- Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

(Перекладывание из одной емкости в другую)

-Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». (Д/и «Сухой бассейн»)

-Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя

пальцами, сжимать и разжимать ее.

(Д/и Прищепки») Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Оформление сборника консультаций для родителей на тему:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь -Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. («Пальчиковая гимнастика «Семья»)

-Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

(Подвижная игра «Зарядка»)

- Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

(Упражнение «Пуговицы»)

- Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

(Самомассаж «Ручки греем»)

- Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

(Игра «Художник») Памятка «Пальчиковые игры для малышей» Доклад на тему: «Пальчиковые игры для малышей» Открытый просмотр

на тему

«Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь -Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

(Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»)

- Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Башенка»)

- Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

(Д/и «Рисуем на крупе»)

- Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

(Настольная игра «Мозаика»)

- Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

(Подвижная игра «Лохматый пес») Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» Оформление папки-передвижки на тему

«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь - Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

(Игра «Веселые упражнения с карандашом»)

- Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

(Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».)

- Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

(Игра «Лепим снежки»)

- Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

(Графическое упражнение «Проведи дорожку») Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.» Написать конспект

на тему:

«Колобок» по развитию мелкой моторики.

Февраль -Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. (Д/и «Массажный мячик»)

- Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

(Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»)

- Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. (Самомассаж «Добываем огонь»

- Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

(Конструирование из палочек «Лесенка»)

- Упражнять в закреплении навыков раздевания. (Д/и «Уложим куклу спать») Создание картотеки потешек для работы с детьми. Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды

деятельности»

Март - Развивать умения детей рисовать пальчиками.

(Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»)

- Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

(Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик.»)

- Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Машина»)

- Развивать умения имитировать скатывание колобков.

(Самомассаж «Стряпаем»)

- Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

(Застегивание и расстегивание пуговиц) Фотовыставка работ «Наши с мамой руки» Выставка работ.

Тема

«Наши с мамой руки»

Апрель - Развивать умения правильно держать карандаш.

(Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»)

- Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

(Конструирование «Дорожка»)

- Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

(Игра «Спрячь в ладошке»)

- Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

(Упражнение «Обведи шаблон»)

- Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

(Упражнение «Фонарики») Папка – передвижка «Рисуем без кисточки» Мастер-класса для педагогов. Проведение мастер-класса для педагогов

на тему «Рисуем без кисточки»

Май - Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. (Игра «Собери бусы»)

- Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. (Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»)

- Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

(Игра «Дарики - комарики»)

- Развивать умения подражать движениям взрослого.

(Игра «Где же, где же наши ручки?»)

-Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. (Складывание в бутылочку) Консультация для педагогов, проведение семинара: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Отчет.

1. Открытый просмотр на тему «Пальчиковые игры для малышей»

2. Проведение семинара на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

3. Проведение мастер-классов для педагогов на тему «Рисуем без кисточки»

4. Оформление папки-передвижки на тему

«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

5. Выставка работ. Тема «Наши с мамой руки»

6. Оформление сборника консультаций для родителей на тему:

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

7. Проект «Создание картотеки по развитию мелкой моторики у детей через различные виды деятельности»

Изучение методической литературы:

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Игры на развитие мелкой моторики рук «подбери плод к дереву», пальчиковая игра «Репка» октябрь

8. Игры на развитие мелкой моторики рук «Весёлые прищепки», мягкие вкладыши «Одежда» октябрь

9. Игры на развитие мелкой моторики рук «Разложи по тарелочкам», пальчиковые игры «Домашние птицы»,»Петушок» ноябрь

10. Игры на развитие мелкой моторики рук

Пазлы «Собери картинку», пальчиковые игры «Домашние животные», «Собака», «Котята» ноябрь

11. Игры на развитие мелкой моторики рук

Мягкие вкладыши «Дом», «Выкладывание домиков из геометрических фигур» ноябрь

12. Игры на развитие мелкой моторики рук

«Разрезанные картинки», рисование песком «Следы» ноябрь

13. Изготовление родителями книжек – самоделок с пальчиковыми играми. декабрь Родители

Воспитатель

14. Индивидуальные тематические беседы и консультации с родителями Воспитатель

15. Консультация для родителей «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей»

16. Консультация для родителей «О шнурках и их пользе»

17. Пальчиковая игра «Одежда», «Зимние забавы» декабрь Воспитатель

18. Пальчиковая игра «Зимняя прогулка». Мягкие вкладыши «Одежда». декабрь

19. Пальчиковая игра «Снежок». Игра на развитие мелкой моторики «Накорми снеговика» январь

20. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выкладывание елочек из треугольников» январь

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 21:43
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД